• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08 сентября 2010 года Дело N А53-12465/2009

15АП-7921/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 08 сентября 2010 г. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ванина В.В. судей Величко М.Г., Ереминой О.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Абраменко Р.А.

при участии:

от ОАО "Таганрогский металлургический завод": Редько Виктория Александровна, паспорт, по доверенности N Т-113 от 01.01.2010г.

от ООО "Ростовская региональная компания по реализации газа": Гречушная Галина Павловна, паспорт, по доверенности N 08-14/271 от 19.04.2010г. от Федеральной службы по тарифам (ФСТ России): представитель в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом (почтовое уведомление N 44681)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Таганрогский металлургический завод" на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 01 июня 2010 года по делу N А53-12465/2009 по иску общества с ограниченной ответственностью "Ростовская региональная компания по реализации газа" к ответчику открытому акционерному обществу "Таганрогский металлургический завод" при участии третьего лица Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) об изменении договора поставки газа принятое судьей Корецким О.А.

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Ростовская региональная компания по реализации газа" (далее - ООО "Ростовская региональная компания по реализации газа", истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу "Таганрогский металлургический завод" (далее - ОАО "Таганрогский металлургический завод", ответчик) об изменении с 01.01.2009г. договора поставки газа от 20..07.2007г. N 43-3-09087/08, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью «Ростовская региональная компания по реализации газа» и открытым акционерным обществом «Таганрогский металлургический завод».

Определением Арбитражного суда Ростовской области от 23 июля 2009 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Федеральная служба по тарифам (далее - ФСТ России, третье лицо).

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 01 июня 2010 года изменен с 01.01.2009г. договор поставки газа от 20.07.2007г. N 43-3-09087/08 заключенный между ООО «Ростоврегионгаз» и ОАО «Таганрогский металлургический завод», а именно:

- пункт 2.2 договора N 43-3-09087/08 от 20.07.2007г. изложен в следующей редакции:

«Суточный договорной объем поставки газа по месяцам с 01.01.2008г. по 31.12.2012г. (тыс. мі) по всем объектам Покупателя приведен в Таблице N 1 (Приложение А), которое является неотъемлемой частью договора».

- в разделе 2 Договора от 20.07.2007г. N 43-3-09087/08 пункт 2.9 изложен в следующей редакции:

«Изменение суточного договорного объема поставки газа на будущий период в любом периоде года и, соответственно, договорного месячного объема газа, в течение срока действия договора производится Поставщиком на основании заявок Покупателя, полученных Поставщиком не позднее 15 числа месяца, предшествующего планируемому.

Дополнительные объемы газа, превышающие объемы, указанные в п. 2.1 Договора, поставляются по отдельному договору поставки газа, заключаемому Сторонами.

В случае, если Покупатель не позднее 15 числа месяца, предшествующего планируемому, направит уведомление Поставщику об уменьшении суточного договорного объема в отдельные месяцы поставки в течение указанного года поставки, то такое уменьшение считается согласованным с момента получения Поставщиком уведомления и оформления Сторонами дополнительного соглашения к Договору.

По соглашению Сторон договорные месячные или годовые объемы поставки газа на отдельные объекты Покупателя, указанные в п. 2.2 настоящего Договора, могут быть увеличены или уменьшены за счет уменьшения или увеличения, соответственно, объемов поставки на другие объекты Покупателя, указанные в пункте 2.2.»

- пункт 2.3 Договора от 20.07.2007г. N 43-3-09087/08 изложен в следующей редакции:

«Договорной месячный объем газа рассчитывается как произведение суммарного суточного договорного объема по всем объектам Покупателя, указанным в Таблице N 1 (Приложение А) настоящего Договора, и количества дней в соответствующем месяце поставки газа».

- пункт 4.2.3 Договора от 20.07.2007г. N 43-3-09087/08 изложен в следующей редакции:

«Учет газа на объектах Покупателя, включенных в таблицу N 1 (Приложение А), должен осуществляться по единому УУГ (для каждого объекта).»

- пункт 4.7 Договора от 20.07.2007г. N 43-3-09087/08 изложен в следующей редакции:

«Объемы газа, выбранные/поставленные за месяц оформляются по каждому объекту Покупателя месячными актами поданного-принятого газа, подписанными Сторонами. Если на момент составления данного акта Покупателем не были представлены Поставщику сведения о количестве газа, потребленного за отчетный месяц, акт составляется на основании данных, полученных в соответствии с пунктом 4.6.1 настоящего Договора. Акты приема-передачи газа подписываются уполномоченными лицами Сторон и заверяются печатями для актов.

Акты приема-передачи газа, составленные в установленные настоящим пунктом сроки, являются основанием для проведения расчетов.

Месячные акты поданного-принятого газа оформляются не позднее второго рабочего дня месяца, следующего за отч?тным. К месячному акту поданного-принятого газа Стороны оформляют приложение (Приложение к акту), в котором отражают ежесуточные сведения.

В случае если поставка газа Покупателю осуществлялась из объемов газа, добытого до 01 января 2004 года, Стороны отражают их в акте поданного-принятого газа отдельной строкой с обязательным указанием вида газа (природный, сухой отбензиненный).

К месячному акту поданного-принятого газа за отчетный период Поставщик предоставляет Покупателю по его требованию месячный паспорт качества газа.

На основании месячных актов поданного-принятого газа по каждому объекту Покупателя не позднее 4-го числа месяца, следующего за отчетным составляется в согласованной Сторонами форме сводный акт приема-передачи газа, с отражением суммарного объема газа, потребленного Покупателем (Сводный акт). Средневзвешенная фактическая объемная теплота сгорания, указанная в сводном акте приема-передачи газа, приводится справочно и в расчетах не используется.

При этом порядок оформления актов поданного-принятого газа следующий:

- Поставщик направляет Покупателю с обязательным подтверждением в получении месячные акты поданного-принятого газа, подписанные со стороны Поставщика, не позднее 18.00 (время московское) третьего числа месяца, следующего за месяцем поставки газа;

- Покупатель подписывает оригиналы месячных актов поданного-принятого газа, подписанные Поставщиком, не позднее 12.00 (время московское) четвертого числа месяца, следующего за месяцем поставки газа.

В случае не подписания оригиналов по каждому объекту месячных актов поданного-принятого газа Покупателем до 24.00 (время московское) четвертого числа месяца, следующего за месяцем поставки газа или немотивированного отказа от их подписания, месячные акты поданного-принятого газа считаются принятыми Покупателем на условиях, указанных в них».

Распределены расходы по уплате госпошлины.

Открытое акционерное общество "Таганрогский металлургический завод" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило судебный акт отменить. В обоснование жалобы заявитель указал, что отсутствовали условия для изменения условий договора, предусмотренные ст. 451 ГК РФ. Как считает ответчик, ссылка на методические указания по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, утвержденные приказом ФСТ России от 17.09.2008г. N 173-э/5 необоснованна, поскольку принятие государственными органами новых тарифных решений не может быть признано существенным изменением обстоятельств и не является основанием в соответствии со ст. 451 ГК РФ для внесения изменений в договор. Ответчик также указывает на то, что суд изменил договор поставки газа с 01.01.09г., что противоречит ст. 453 ГК РФ, согласно которой в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или расторжении договора».

В судебном заседании представитель ОАО "Таганрогский металлургический завод" поддержал доводы апелляционной жалобы, которую просил удовлетворить, отменив решение суда первой инстанции.

Представитель ООО «Ростоврегионгаз» в судебном заседании указал на несостоятельность доводов жалобы и законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

Федеральная служба по тарифам, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, полномочных представителей в судебное заседание не направила.

В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между истцом (поставщик) и ответчиком (покупатель) заключен долгосрочный договор поставки газа N 43-3-09087/08 от 20.07.2007г., согласно которого поставщик обязуется поставлять с 01.01.2008г. по 31.12.2012г., а покупатель получать (выбирать) и оплачивать газ, добытый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами (п. 2.1).

Порядок формирования цены на газ определен Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000г. N 1021, в соответствии с которым цена на газ складывается из регулируемой оптовой цены, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям и платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщика газа.

Пунктом 5.1 договора на поставку газа N 43-3-09087/08 от 20.07.2007г. определено, что цена на газ формируется из регулируемых оптовой цены на газ и платы за снабженческо-сбытовые услуги, установленных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000г. N 1021 утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации (далее - Основные положения). В соответствии с пунктом 7 Основных положений государственное регулирование оптовых цен на газ, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги (далее - ПССУ) поставщиков газа осуществляется Федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов).

Согласно п. 10 Основных положений регулирование размера ПССУ осуществляется в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов).

Приказом ФСТ РФ от 06.11.2007г. N 324-э/9 ООО «Ростоврегионгаз» был утвержден и введен в действие с 01.01.2008г. размер ПССУ, рассчитанный в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными Приказом ФСТ РФ от 15.06.2007г. N 128-э/1. Приказом ФСТ РФ предусматривалась дифференциация размера ПССУ по группам потребителей в зависимости от общего годового объема потребления газа.

17.09.2008г. Приказом ФСТ РФ N 173-э/5 была утверждена новая редакция Методических указаний по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа.

Указанным документом изменен принцип отнесения потребителей газа к группам, по которым дифференцируются соответствующие тарифы. Новой редакцией Методических указаний предусмотрено, что отнесение всех конечных потребителей (кроме населения) к группам, по которым дифференцируется ПССУ, производится на основании данных о годовом объеме потребления газа конечным потребителем отдельно по точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным сетям. Учитывая возможные различные распределения объемов потребления газа конечными потребителями по точкам подключения, один конечный потребитель в части различных точек подключения может быть отнесен к различным группам, по которым дифференцируется размер ПССУ.

В соответствии с измененными Методическими указаниями Приказом ФСТ РФот19.12.2008г. N395-э/4 утвержден и введен в действие с 01.01.2009г. дифференцированный по группам потребителей размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа ООО «Ростоврегионгаз» на территории Ростовской области.

Установленный дифференцированный по группам потребителей размер ПССУ является элементом ценообразования и обязателен для применения при расчетах с Покупателями газа.

Из письма N 1090 от 30.04.2009г. следует, что ОАО «ТАГМЕТ» имеет три точки подключения к газораспределительным сетям (л.д. 19).

В соответствии с потребляемыми объемами газа по точкам подключения ответчик относится к 2, 3 и 6 группам потребителей. Плата за снабженческо-сбытовые услуги для этих групп установлена в размере 72,19 руб., 76,43 руб. и 84,92 руб. за 1 000 мі газа.

Пунктами 9.1, 9.6 договора на поставку газа N 43-3-09087/07 от 20.07.2007г. предусмотрено, что в случаях, не предусмотренных условиями договора, стороны руководствуются действующим гражданским законодательством. В случае принятия Правительством РФ нормативных актов, изменяющих порядок распределения и реализации газа по регулируемым ценам, порядок ценообразования и изменения объемов, стороны обязуются привести положения договора в соответствие с действующими нормативными актами.

В соответствии с Приказом ФСТ РФ от 19.12.2008г. N 395-э/4, пунктами 5.1, 9.1, 9.6 договора на поставку газа N 43-3-09087/08 от 20.07.2007г. ООО «Ростоврегионгаз» направило ОАО «Таганрогский металлургический завод» 09.02.2009г. дополнительное соглашение от 27.01.2009г. к договору на поставку газа N 43-3-09087/08 (л.д. 20).

Дополнительным соглашением от 27.01.2009г. внесены изменения в пункты 2.2, 2.3, 2.9, 4.2.3, 4.7 договора. Пункт 2.2 предусматривает, что суточный договорной объем поставки газа по месяцам с 01.01.2009г. по 31.12.2012г. (тыс.Mі) по всем объектам (точкам подключения) Покупателя приведен в Таблице N 1 (Приложение N 1), которое является неотъемлемой частью договора.

Договорной месячный объем газа рассчитывается как произведение суммарного суточного договорного объема по всем объектам Покупателя, указанным в Таблице N 1 (Приложение N 1) настоящего договора, и количества дней в соответствующем месяце поставки газа (п. 2.3 договора).

Пункт 4.2.3 договора устанавливает, что учет газа на объектах Покупателя, включенных в таблицу N 1 (Приложение N 1), должен осуществляться по единому узлу учета газа (для каждого объекта).

В соответствии с пунктом 4.7 договора объемы газа, выбранные/поставленные за месяц оформляются по каждому объекту Покупателя месячными актами поданного-принятого газа, подписанными Сторонами.

Таким образом, истец указывает, что дополнительное соглашение предусматривает осуществление учета газа и оформление документов поставленного/отобранного газа на основании данных об объеме потребления газа отдельно по точкам подключения сетей потребителя к газораспределительным и газотранспортным сетям.

Указанное дополнительное соглашение ответчик подписать отказался.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО «Ростоврегионгаз» в арбитражный суд с иском об изменении с 01.01.2009г. договора поставки газа от 20.07.2007г. N 43-3-09087/08, заключенного между ООО «Ростоврегионгаз» и ОАО «Таганрогский металлургический завод», а именно:

- пункт 2.2 договора N 43-3-09087/08 от 20.07.2007г. изложить в следующей редакции:

«Суточный договорной объем поставки газа по месяцам с 01.01.2008г. по 31.12.2012г. (тыс. мі) по всем объектам Покупателя приведен в Таблице N 1 (Приложение А), которое является неотъемлемой частью договора».

- в разделе 2 Договора от 20.07.2007г. N 43-3-09087/08 пункт 2.9 изложить в следующей редакции:

«Изменение суточного договорного объема поставки газа на будущий период в любом периоде года и, соответственно, договорного месячного объема газа, в течение срока действия договора производится Поставщиком на основании заявок Покупателя, полученных Поставщиком не позднее 15 числа месяца, предшествующего планируемому.

Дополнительные объемы газа, превышающие объемы, указанные в п. 2.1 Договора, поставляются по отдельному договору поставки газа, заключаемому Сторонами.

В случае, если Покупатель не позднее 15 числа месяца, предшествующего планируемому, направит уведомление Поставщику об уменьшении суточного договорного объема в отдельные месяцы поставки в течение указанного года поставки, то такое уменьшение считается согласованным с момента получения Поставщиком уведомления и оформления Сторонами дополнительного соглашения к Договору.

По соглашению Сторон договорные месячные или годовые объемы поставки газа на отдельные объекты Покупателя, указанные в п. 2.2 настоящего Договора, могут быть увеличены или уменьшены за счет уменьшения или увеличения, соответственно, объемов поставки на другие объекты Покупателя, указанные в пункте 2.2.»

- пункт 2.3 Договора от 20.07.2007г. N 43-3-09087/08 изложить в следующей редакции:

«Договорной месячный объем газа рассчитывается как произведение суммарного суточного договорного объема по всем объектам Покупателя, указанным в Таблице N 1 (Приложение А) настоящего Договора, и количества дней в соответствующем месяце поставки газа».

- пункт 4.2.3 Договора от 20.07.2007г. N 43-3-09087/08 изложить в следующей редакции:

«Учет газа на объектах Покупателя, включенных в таблицу N 1 (Приложение А), должен осуществляться по единому УУГ (для каждого объекта).»

- пункт 4.7 Договора от 20.07.2007г. N 43-3-09087/08 изложить в следующей редакции:

«Объемы газа, выбранные/поставленные за месяц оформляются по каждому объекту Покупателя месячными актами поданного-принятого газа, подписанными Сторонами. Если на момент составления данного акта Покупателем не были представлены Поставщику сведения о количестве газа, потребленного за отчетный месяц, акт составляется на основании данных, полученных в соответствии с пунктом 4.6.1 настоящего Договора. Акты приема-передачи газа подписываются уполномоченными лицами Сторон и заверяются печатями для актов.

Акты приема-передачи газа, составленные в установленные настоящим пунктом сроки, являются основанием для проведения расчетов.

Месячные акты поданного-принятого газа оформляются не позднее второго рабочего дня месяца, следующего за отчетным. К месячному акту поданного-принятого газа Стороны оформляют приложение (Приложение к акту), в котором отражают ежесуточные сведения.

В случае если поставка газа Покупателю осуществлялась из объемов газа, добытого до 01 января 2004 года, Стороны отражают их в акте поданного-принятого газа отдельной строкой с обязательным указанием вида газа (природный, сухой отбензиненный).

К месячному акту поданного-принятого газа за отчетный период Поставщик предоставляет Покупателю по его требованию месячный паспорт качества газа.

На основании месячных актов поданного-принятого газа по каждому объекту Покупателя не позднее 4-го числа месяца, следующего за отчетным составляется в согласованной Сторонами форме сводный акт приема-передачи газа, с отражением суммарного объема газа, потребленного Покупателем (Сводный акт). Средневзвешенная фактическая объемная теплота сгорания, указанная в сводном акте приема-передачи газа, приводится справочно и в расчетах не используется.

При этом порядок оформления актов поданного-принятого газа следующий:

- Поставщик направляет Покупателю с обязательным подтверждением в получении месячные акты поданного-принятого газа, подписанные со стороны Поставщика, не позднее 18.00 (время московское) третьего числа месяца, следующего за месяцем поставки газа;

- Покупатель подписывает оригиналы месячных актов поданного-принятого газа, подписанные Поставщиком, не позднее 12.00 (время московское) четвертого числа месяца, следующего за месяцем поставки газа.

В случае не подписания оригиналов по каждому объекту месячных актов поданного-принятого газа Покупателем до 24.00 (время московское) четвертого числа месяца, следующего за месяцем поставки газа или немотивированного отказа от их подписания, месячные акты поданного-принятого газа считаются принятыми Покупателем на условиях, указанных в них».

Оценив представленные доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца.

В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменён по решению суда в случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором. Согласно пункту 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для изменения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. При этом изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Из статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что договор может быть изменен судом при одновременном наличии следующих условий: в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Согласно статье 23 ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03.1999г. N 69-ФЗ федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги организаций - собственников газораспределительных систем по транспортировке газа и их применения. Указанные тарифы могут быть дифференцированы с учетом экономических и социальных условий газоснабжения частей территории субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004г. N 332 (далее -Положение), Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением.

В силу пункта 5.2 Положения Федеральная служба по тарифам на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в число которых входят Методические указания по расчету регулируемых цен на газ, тарифов на транспортировку газа, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа.

Порядок формирования цены на газ определен Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000г. N 1021, в соответствии с которым цена на газ складывается из регулируемой оптовой цены, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям и платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщика газа

Пунктами 5.1, 9,6 договора на поставку газа N 43-3-09087/08 от 20.07.2007г. определено, что исполнение договора оплачивается ответчиком по цене, складывающейся из регулируемой оптовой цены на газ и платы за снабженческо-сбытовые услуги, которые определяются и применяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае принятия Правительством РФ нормативных актов, изменяющих порядок распределения и реализации газа по регулируемым ценам, порядок ценообразования и изменения объемов, стороны обязуются привести положения договора в соответствии с действующими нормативными актами

Таким образом, в соответствии с условиями договора стороны обязаны учитывать все изменения тарифного законодательства Российской Федерации с момента их вступления в силу.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000г. N 1021 утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации (далее Основные положения). В соответствии с п. 7 Основных положений государственное регулирование оптовых цен на газ, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги (далее ПССУ) поставщиков газа осуществляется Федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов).

Согласно п. 10 Основных положений регулирование размера ПССУ осуществляется в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов).

Приказом ФСТ РФ N173-э/5 17.09.2008г. были утверждены Методические указания по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, которым изменен принцип отнесения потребителей газа к группам, по которым дифференцируются соответствующие тарифы. Новой редакцией Методических указаний предусмотрено, что отнесение всех конечных потребителей (кроме населения) к группам, по которым дифференцируется ПССУ, производится на основании данных о годовом объеме потребления газа конечным потребителем отдельно по точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным сетям. Учитывая возможные различные распределения объемов потребления газа конечными потребителями по точкам подключения, один конечный потребитель в части различных точек подключения может быть отнесен к различным группам, по которым дифференцируется размер ПССУ.

В соответствии с Методическими указаниями Приказом ФСТ РФ от 19.12.2008г. N 395-э/4 утвержден и введен в действие с 01.01.2009г. дифференцированный по группам потребителей размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа ООО «Ростоврегионгаз» на территории Ростовской области

Относительно изменений подходов к отнесению потребителей газа к группам, по которым дифференцируются соответствующие тарифы ФСТ России указывает следующее.

Методическими указаниями изменены принципы отнесения потребителей газа к группам, по которым дифференцируются соответствующие тарифы.

Ранее потребителя относились к группам исходя из общего объема потребления газа.

В соответствии с п. 12 Методических указаний отнесение конечных потребителей (кроме населения) к группам, по которым дифференцируется размер платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщика, для целей расчета и применения тарифов осуществляется исходя из:

- годового договорного объема поставки газа данному конечному потребителю по всем договорам поставки с учетом заключенных до начала периода поставки газа дополнительных соглашений либо в пересчете на год, в случае если договор заключается с новым потребителем на неполный год;

- фактического объема поставки газа в предыдущем году (в случае, если договор поставки заключен не на полный год) либо в пересчете на год в случае отсутствия данных по потреблению за полный год.

Отнесение всех конечных потребителей (кроме населения, а также в части использования газа газораспределительными организациями на собственные технологические нужды и потери в газораспределительных сетях) к группам, по которым дифференцируется размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, производится на основании данных о годовом объеме потребления газа конечным потребителем отдельно по точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным и газотранспортным сетям.

В соответствии с п. 25 Методических указаний в случае если фактический объем поставки газа конечному потребителю (в разрезе точек подключения) в течение года по всем договорам поставки выходит за объемные пределы группы, к которой он был первоначально отнесен, указанный конечный потребитель относится к другой группе (отнесение к группе с более высоким порядковым номером возможно только по итогам года, а с меньшим порядковым номером - в месяц превышения верхней границы объемного диапазона группы, к которой первоначально был отнесен конечный потребитель).

При этом размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, применяемого к объему поставки газа, поставляемого данному конечному потребителю в месяце проведения его отнесения к другой объемной группе, рассчитывается по формуле, указанной в п. 25 Методических указаний.

Таким образом, по мнению ФСТ России, заключение договора поставки (транспортировки) газа без указания в нем параметров объема газа по отдельным точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным (газотранспортным) сетям, не позволяет корректно проводить расчеты за оказанные услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также снабженческо-сбытовые услуги по реализации газа в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с новыми критериями объекты ответчика были отнесены к 2, 3 и 6 ценовым группам (от 100 до 500, от 10 до 100 и от 0,01 до 0,1 млн. куб. м, соответственно).

В информационном письме от 30.12.2008г. N НБ - 7906/9 Федеральная служба по тарифам дополнительно разъяснила свою позицию относительно подхода к отнесению конечных потребителей к группам, по которым дифференцируется тариф, в соответствии с которой под точкой подключения для целей применения Методических указаний следует понимать место соединения газопроводов потребителя газа с магистральным газопроводом или газопроводом газораспределительной сети, которые находятся соответственно у газотранспортной или газораспределительной организации в собственности или на иных законных основаниях.

Согласно пункту 29 Правил поставки газа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998г. N 162, цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в соответствующих договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

В силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Названные выше нормативные правовые акты предусматривают обязательность распространения установленных размеров платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа и механизма их применения на все договоры. В связи с этим, суд пришел к выводу о том, что требования истца о приведении договора в соответствие с данными актами является правомерным.

Судом первой инстанции правомерно учтено, что вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 14.01.2010г. N ГКПИ09-1430 ответчику отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца 4 пункта 12 Методических указаний по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17.09.2008г. N 173-э/5, в части установления принципов отнесения конечных потребителей газа к группам, по которым дифференцируется размер платы за снабженческо-сбытовые услуги исходя из объемов потребленного газа в разрезе точек подключения, в отношении конечных потребителей газа, которые на одной производственной площадке имеют несколько точек подключения. Определением Верховного Суда РФ от 30.03.2010г. N КАС10-138 решение Верховного Суда оставлено без изменения (л.д. 139146).

С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований истца. Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что в связи с изменением нормативной базы, определяющей дифференциацию потребителей газа по тарифным группам, начиная с 1 января 2009 года, т.е. на период с момента начала действия новых тарифов, утвержденных по правилам Методических указаний 2008 года, истец не имеет правовых оснований сохранять договорные отношения по определению суточного объема подлежащего поставке ответчику газа на прежних условиях.

Нормативные акты применяются независимо от воли сторон и условий договора, в связи с чем довод апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно изменил договор поставки газа с 01.01.09г., что противоречит ст. 453 ГК РФ, согласно которой в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или расторжении договора, подлежит отклонению (аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении ФАС СКО по делу N А53-15935/2009 от 9 апреля 2010 г. и Определении ВАС N ВАС - 11106/10 от 17 августа 2010 года).

Согласно пункту 29 Правил поставки газа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1998 года N 162, цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в соответствующих договорах в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, при изменении нормативных актов, стороны договора обязаны внести в договор соответствующие изменения.

Суд приходит к выводу о том, что изменение принципа отнесения потребителей газа к группам, по которым дифференцируются соответствующие тарифы, являются обстоятельствами, которые стороны, хотя и могут предвидеть, но не в состоянии преодолеть, действуя разумно и добросовестно. Изменение принципа отнесения потребителей газа к группам, по которым дифференцируются соответствующие тарифы, вызвано вступлением в силу Методических указаний 2008 года и не могло быть преодолено истцом при любой степени заботливости и осмотрительности.

Исполнение договора по поставке газа без изменения его условий влечёт для истца существенные убытки и противоречит принятому нормативному акту. При этом из обычаев делового оборота или существа рассматриваемого договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств лежит на истце.

Указанное свидетельствует о наличие всей совокупности обстоятельств, определенных статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве условий изменения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, в силу чего суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца.

При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что отсутствовали условия для изменения условий договора, предусмотренные ст. 451 ГК РФ, что ссылка на методические указания по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, утвержденные приказом ФСТ России от 17.09.2008г. N 173-э/5 необоснованна, поскольку принятие государственными органами новых тарифных решений не может быть признано существенным изменением обстоятельств и не является основанием в соответствии со ст. 451 ГК РФ для внесения изменений в договор, подлежат отклонению.

В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.

Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.

Государственная пошлина по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отнесению на заявителя апелляционной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ростовской области от 01 июня 2010 года по делу N А53-12465/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

     Председательствующий
В.В.Ванин
Судьи
М.Г.Величко
О.А.Еремина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А53-12465/2009
Принявший орган: Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 08 сентября 2010

Поиск в тексте