• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 сентября 2010 года Дело N А33-17221/2009

Красноярск

А33-17221/2009

Резолютивная часть постановления объявлена «16» сентября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен «23» сентября 2010 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бычковой О.И., судей: Борисова Г.Н., Демидовой Н.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Е.А., без участия представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Деревянко Сергея Павловича на решение Арбитражного суда Красноярского края от «02» июля 2010 года по делу N А33-17221/2009, принятое судьей Шишкиной И.В.,

установил:

индивидуальный предприниматель Деревянко Сергей Павлович обратился в арбитражный суд с иском к администрации г. Ачинска о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:43:0129005:147, об обязании ответчика принять решение о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:43:0129005:147 площадью 31 285 кв.м., направить решение и проект договора купли-продажи.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от «02» июля 2010 года по делу N А33-17221/2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, предприниматель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, из которой следует, что необоснован вывод суда первой инстанции о несоответствии размера испрашиваемого земельного участка требованиям пункта 3 статьи 33, пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с чем отказ в удовлетворении требований неправомерен.

Администрация г. Ачинска считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Индивидуальный предприниматель Деревянко Сергей Павлович, администрация г. Ачинска, извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, предпринимателем заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.

По договору купли-продажи от 09.11.2005 Каменецкий П.П. (продавец) продал Деревянко С.П. (покупатель) нежилые здания, в том числе литер В7 здание механического цеха площадью 721.3 кв.м., литер В9 здание лесопильного цеха площадью 3 744.7 кв.м.; литер В10 здание транспортного цеха площадью 585,9 кв.м., литер В8 здание деревообрабатывающего цеха площадью7 509,10 кв.м., находящиеся по адресу г. Ачинск, Южная промзона, квартал 2, строение 2. В договоре отражено, что отчуждаемые здания расположены на земельном участке общей площадью 250964,33 кв.м. предоставленном ОАО «Стройиндустрия» в аренду сроком на 25 лет с 01.01.97 по 31.12.2022 для эксплуатации производственных площадей деревообрабатывающего завода согласно договору аренды земельного участка N 251 от 23.04.97, кадастровый номер земельного участка 24643:0129005:0013.

Деревянко С.П. является собственником нежилого здания литер В9 - здание лесопильного цеха общей площадью 3 744,70 кв.м. и здания литер В8 здание деревообрабатывающего цеха, расположенного по адресу г. Ачинск, Южная промзона, квартал 2, строение 2, что подтверждается выписками из ЕГРП от 01.04.2010.

17.11.2008 индивидуальный предприниматель Деревянко С.П. обратился в администрацию г. Ачинска с заявлением о выкупе земельного участка.

Деревянко С.П. принадлежат на праве собственности два здания - литер В9 (здание лесопильного цеха) площадью 3 744,7 кв.м. по адресу г. Ачинск, Южная промзона, квартал 2, строения 2 и литер В8 (здание деревообрабатывающего цеха N 4) площадью 7 504,1 кв.м. по тому же адресу на основании договора купли-продажи от 09.11.2005.

Из заявления следует, что оба здания располагаются на земельном участке с кадастровым номером 24:43:0129005:103 площадью 61 292 кв.м. по адресу г. Ачинск, Южная промзона, квартал 2, строения 2.

Помимо двух указанных строений на данном земельном участке располагаются строения, принадлежащие другим лицам (литер В7 - здание механического цеха площадью 721,3 кв.м. и литер В10 - здание транспортного цеха площадью 585,9 кв.м.)

Земельный участок с кадастровым номером 24:43:0129005:103 является делимым и между собственниками объектов недвижимости достигнуто соглашение о его разделе, что отражено в Проектном плане границ раздела, кадастровый учет участков образуемых в результате раздела не осуществлен.

В заявлении предприниматель указал, что для эксплуатации здания литер В9 необходим земельный участок площадью 31 285 кв.м., который и просит предоставить в собственность, утвердить и выдать схему расположения требуемого к выкупу земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

На основании технического задания, утвержденного администрацией г. Ачинска, землеустроительной организацией - ООО «АТЛАС» выполнены межевые работы по разделу земельного участка с кадастровым номером 24:43:0129005:013 площадью 61 292 кв.м. на четыре земельных участка под каждым из четырех объектов недвижимого имущества, в результате чего участок А сформирован площадью 31 285 кв.м.. в том числе площадь 1423 кв.м. обременена правом других лиц для прохода и проезда; участок Б - 5 027 кв.м., участок Г - 5 160 кв.м., участок Г - 19 820 кв.м.

Земельный участок с кадастровым номером 24:43:0129005:147 площадью 31 285 кв.м. поставлен на кадастровый учет 06.03.2009, на что указано в кадастровом паспорте участка.

После проведения кадастрового учета земельного участка 10.04.2009 Деревянко С.П. обратился в администрацию г. Ачинска с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером 24:43:0129005:147 площадью 31 285 кв.м.

Письмом от 07.05.2009 N 01-19-0892 администрация г. Ачинска отказала предпринимателю Деревянко С.П. в выкупе земельного участка с кадастровым номером 24:43:01290056147 площадью 31 285 кв.м.

Основанием отказа явилось следующее:

- в связи с тем, что здание литер В9 (здание лесопильного цеха) находящееся на данном участке имеет площадь 3 744,7 кв.м., площадь испрашиваемого земельного участка больше площади земельного участка под зданием более чем в 10 раз;

- на части земельного участка проходит дорога, обеспечивающая проезд и проход к другим зданиям и смежным участкам, относящимся к землям общего пользования; в соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» приватизации не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования;

- также на участке находятся другие строения (бункера и постройки), не являющиеся собственностью Деревянко С.П. Указанный отказ в предоставлении земельного участка послужил основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением. Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из положений части 2 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что заинтересованное лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц путем подачи в суд заявления о признании таких решений, действий (бездействия) незаконными.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании незаконными решений, действий (бездействия) принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемые решения, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, территория бывшего деревообрабатывающего завода ОАО «Стройиндустрия» располагалась на едином земельном участке площадью 250 964,33 кв.м., далее из него образован земельный участок площадью 138 777 кв.м. N 24:43:0129005:55.

В ходе продажи имущества ОАО «Стройиндустрия» в процессе банкротства здания литер В7, В8, В9, В10, В11 приобрел гр. Каменецкий П.П. по договору купли-продажи от 28.06.2005 по результатам открытых аукционных торгов. В договоре от 28.05.2006 отражено, что приобретены помимо вышеуказанных и другие строения для разборки на территории Южной промзоны 2 (здание цеха щепы Лесобиржи, здание подстанции N 2, здание бытовых помещений лесобиржи, здание цеха окорки, автодороги и площадки).

После приобретения строений из участка площадью 138 777 кв.м. сформирован земельный участок площадью 61 292 кв.м. N 24:43:012900:0103, договор аренды с Каменецким П.П. не заключался.

В дальнейшем строения литер В7, В8, В9, В10, В11 проданы Каменецким П.П. заявителю, далее два строения - литер В7 и В10 отчуждены Деревянко С.П. другим гражданам, в связи с чем возникла необходимость раздела земельного участка N 24:43:0129005:103 площадью 61 292 кв.м. между различными собственниками.

Согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Для приобретения прав на земельный участок, граждане или юридические лица, указанные в статье 36 Земельного кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если федеральным законом не предусмотрено иное.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Из оспариваемого отказа в предоставлении в собственность земельного участка N 24643:0129005:147 площадью 31 285 кв.м. следует, что причиной отказа является следующее:

- площадь испрашиваемого земельного участка более чем в 10 раз превышает площадь участка, занимаемого зданием;

- на участке проходит дорога, обеспечивающая проезд и проход к другим зданиям и смежным участкам, относящимся к землям общего пользования;

- на участке находятся другие строения (бункера и постройки), не являющиеся собственностью Деревянко С.П.

Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, в частности с учетом предельных размеров земельных участков, устанавливаемых в соответствии с пунктом 3 статьи 33 данного Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации площадь земельного участка, занятая зданием, строением, сооружением и необходимая для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 33 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 1 данной статьи).

Для целей, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (пункт 3 данной статьи).

С учетом указанных норм права при определении размера подлежащего выкупу земельного участка для эксплуатации строения необходимо руководствоваться нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (пункт 3 статьи 33 Кодекса).

Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений" (действовавшим на дату оспариваемого отказа) для всех типов застройки являются обязательными следующие правила межевания: границы и размеры земельных участков, переданных в собственность, владение, пользование юридических и физических лиц, а также государственных и муниципальных земельных участков, сданных в аренду до принятия настоящего Положения, не подлежат пересмотру, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами Российской Федерации; в границы земельного участка включаются все объекты, входящие в состав недвижимого имущества, подъезды и проходы к ним, а также обеспечивается доступ ко всем объектам социальной инженерно - транспортной инфраструктуры; при установлении границ должно быть предусмотрено обеспечение прав других лиц на пользование необходимыми для них объектами в границах земельного участка: частями подземного и надземного пространства, занятыми или предназначенными для размещения магистральных инженерных коммуникаций, пешеходными проходами и проездами к объектам, расположенным за пределами участка, если иной доступ к ним невозможен, а также к необходимым объектам общего пользования в соответствии с градостроительными нормативами и правилами землепользования и застройки, действовавшими в период строительства.

Из содержания вышеуказанных норм права следует, что предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы правообладатель этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть которая занята объектом недвижимости, так и часть, необходимая для ее использования.

Кроме того, следует учитывать, что размер земельного участка непосредственно связан с функциональным назначением объекта. Исключительное право на приобретение земельного участка в собственность должно распространяться на экономически обоснованный размер земельного участка в соответствии с нормами статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации. Права на ту часть земельного участка, которая превышает размер земли, необходимой для эксплуатации недвижимости, следует приобретать на аукционе.

Границы и размеры земельного участка определяются также с учетом красных линий, границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка.

Согласно заключению от 09.04.2010 Главного архитектора г. Ачинска, в соответствии с Градостроительным планом города и Правилами землепользования и застройки на территории города Ачинска земельный участок N 24:43:0129005:147 площадью 31 285 кв.м. по адресу г. Ачинск, Южная Промзона, квартал 2, строения 2 расположен в производственной зоне, занятой промышленными объектами.

В данной зоне разрешается размещать предприятия 3-4 классов вредности, коммунальные объекты. Красные линии на земельном участке не определены.

В Правилах землепользования и застройки в г. Ачинске, утвержденных Решением Ачинского городского Совета депутатов от 24.11.2006 не утверждены нормы отвода земельных участков, необходимых для эксплуатации промышленных объектов.

Судом первой инстанции исследована землеустроительная документация по разделу земельного участка площадью 61 292 кв.м. N 24:43:0129005:0103 на предмет установления в ней сведений о порядке определения необходимого для эксплуатации здания литер В9 размера земельного участка площадью 31 285 кв.м. исходя из его функционального назначения и фактического использования.

Согласно утвержденному 14.05.2008 администрацией г. Ачинска заданию по установлению местонахождения границ раздела земельного участка площадью 61 292 кв.м., требуется разделить данный участок на 4 участка.

При проведении работ по разделу земельного участка землеустроительная организация руководствовалась Инструкцией по межеванию земель от 1996 года, Методическими рекомендациями по межеванию объектов землеустройства от 17.02.2003, Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» N 221-Ф3 от 24.07.2007.

При составлении схемы раздела земельного участка на ситуационном плане землеустроительная организация также руководствовалась утвержденной 03.12.2008 Председателем КУМИ администрации г. Ачинска схемой раздела земельного участка с кадастровым номером 24:43:0129005:103 площадью 61 292 кв.м. Схема согласована архитектором г. Ачинска 03.12.2008.

Как следует из пояснений руководителя КУМИ администрации г. Ачинска от 16.06.2010, участки Б (площадь 5 027 кв.м.), В (площадь 5 160 кв.м.), Г (площадь 19 820 кв.м.) были выделены для дальнейшего оформления прав на земельные участки под другими строениями. Участок А площадью 31 285 кв.м. образован как оставшаяся часть от всего земельного участка. Схема раздела утверждена 04.12.2008за N 91-с/08.

Участок А в дальнейшем также предполагалось разделить на земельный участок под нежилым зданием литер В9 и необходимый для его использования (собственник Деревянко С.П.) и остальным участком куда входят полуразрушенные нежилые строения, дорога и свободные от застройки земли. То есть в схеме раздела земельного участка с кадастровым номером 24:43:0129005:0103 от 04.12.2008 не утверждались окончательные границы земельного участка А, а были выделены земельные участки Б, В, Г от земельного участка с кадастровым номером 24643:0129005:0103.

В документе - Описание местоположения границ раздела земельного участка от 2008 года и техническим проекте по установлению границы раздела земельного участка отсутствует обоснование того, как землеустроительной организацией определена площадь земельного участка А в размере 31 285 под эксплуатацию здания литер В, исходя из каких нормативов, какие сведения о фактическом использовании данного земельного участка предпринимателем учтены при межевании.

Технический проект по установлению местоположения границы раздела земельного участка площадью 61 292 кв.м. изготовлен в 2008 году, утвержден заказчиком - администрацией г. Ачинска 21.05.2008, до подачи предпринимателем Деревянко С.П. заявления на выкуп земельного участка, в связи с чем предприниматель не может ссылаться на данный документ как на доказательство определения в соответствии с правилами пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации размера подлежащего выкупу земельного участка при проведении землеустроительных работ по разделу земельного участка.

Из карты (плана) границ земельного участка площадью 61 292 кв.м. усматривается, что на образуемом из него участке А площадью 31 285 кв.м. расположен лесопильный цех с хозяйственной постройкой (N 1, 2), а также три бункера площадью 35, 42, 44 кв.м. (N 3, 4, 7), хозяйственные постройки площадью 53, 69, 131 кв.м. (N 5.6,8), остальная часть участка расположена под производственной территорией.

На ситуационном плане земельного участка площадью 61 292 кв.м. N 24643:0129005:0103, составленном землеустроительной организацией, дополнительно отражено наличие в северной части земельного участка А площадью 31 285 кв.м. других объектов: разрушенной насыпи от ж.д. пути и остатков разрушенного строения, которые находятся на значительном удалении от здания. Документов о приобретении указанных разрушенных объектов (находящихся в северной части участка на значительном удалении от строения литер В9) заявитель не представил.

Из пояснений, представленных в материалы дела Деревянко С.П., следует, что им используется строение литер В 9 - под промышленными объектами, в дальнейшем также будет использоваться для развития промышленных объектов, раннее до продажи его ОАО «Стройиндустрия» строение литер В9 использовался в сфере деревообрабатывающего производства.

Согласно акту обследования спорного земельного участка и находящихся на нем объектов от 07.04.2010 составленного администрацией, на участке расположено одно нежилое здание литер В9 - здание лесопильного цеха общей площадью 3 744,70 кв.м. находящееся в аварийном состоянии, не эксплуатируется.

На участке также расположены 6 других полуразрушенных нежилых строений вспомогательного назначения, северная часть участка вплотную примыкает к железнодорожным путям, для которых необходимо установление охранной зоны. Фотографии указанных объектов представлены в материалы дела.

Согласно акту обследования земельного участка площадью 31 285 кв.м. от 23.06.2010 составленного ответчиком, здание не эксплуатируется. В северной части земельного участка с кадастровым номером 24643:0129005:147 расположена насыпь от железнодорожного пути с остатками рельс и шпал, а также остатки строения (фундамент, плиты). В доказательство указанных обстоятельств приложены фотографии.

Из приложенных к двум данным актам обследования фотографий строения литер В9 и земельного участка площадью 31 285 кв.м. усматривается, что строение истцом фактически не эксплуатируется, находится в неудовлетворительном техническом состоянии (выбиты стекла, частично отсутствуют окна, частично разрушена обшивка на стенах), какая-либо промышленная либо иная деятельность на данном объекте не ведется, территория захламлена, в связи с чем вид промышленной деятельности установить суду не представляется возможным.

Поскольку предпринимателем не представлено в материалы дела доказательств того, какой конкретно вид деятельности в сфере промышленности ведется им на земельном участке, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности того факта, что для эксплуатации строения литер В9 необходим земельный участок площадью 31 285 кв.м., более чем в 10 раз превышающий размер земельного участка занимаемый строением литер В9.

Проведение экспертизы по вопросу определения размера земельного участка также требует сведений о виде его фактического производственного использования, доказательств данного использования, которые в ходе рассмотрения настоящего дела не получены.

В соответствии с пунктом 4 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.

Согласно СНиП II-89-90 «Строительные нормы и правила генеральные планы промышленных предприятий» минимально необходимый участок для эксплуатации строения литер В9 для промышленных целей составляет 8 420 кв.м.

Определение площади в данном размере произведено ответчиком по формуле: 3 368 кв.м. (общая площадь застройки по данным ответчика, а по данным технического паспорта площадь застройки меньше - 3 067,2 кв.м.) х 100 х 40 % (минимальная плотность застройки) = 8420 кв.м.

В расчете площади указано, что при производстве пиломатериалов, домов, столярных изделий и заготовок площадь застройки предприятия определяется в процентах как: отношение площади застройки к площади предприятия в ограде (или при отсутствии в ограде - в соответствующих ей условных границах) с включением площади занятой железнодорожными путями, при этом минимальная плотность застройки составляет 40 %.

Согласно пункту 3.2 СНиП II-89-90 расстояния между зданиями, сооружениями, в том числе инженерными сетями, следует принимать минимально допустимыми, при этом плотность застройки площадок предприятий должна быть не менее указанной в приложении.

Как следует из СНиП II-89-90, данный документ применяется при проектировании генеральных планов новых, расширяемых и реконструируемых промышленных предприятий, а также при разработке схем генеральных планов групп предприятий с общими объектами (промышленных узлов), следовательно, может быть учтен в совокупности с иными доказательствами (в том числе фактического использования участка) при определении размера земельного участка под промышленным объектом исходя из правил пункта 4 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Доказательства того, что границы земельного участка N 24:43:0129005:147 площадью 31 285 кв.м. определены с учетом фактического использования земельного участка, согласно требований, установленных пунктом 3 статьи 33, пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, вышеуказанных СНиП заявителем не представлены. Факт раздела земельного участка площадью 61 292 кв.м. сам по себе таким доказательством не является.

У предыдущего собственника строения литер В9 (ОАО «Стройиндустрия») земельный участок находился на праве аренды, что подтверждается договором аренды земельного участка N 1151-А3 от 14.08.2003. между КУМИ администрации г. Ачинска и ОАО «Стройиндустрия».

При приобретении Каменецким П.П. объектов недвижимости у ОАО «Стройиндустрия» в договоре купли-продажи от 28.06.2005 не определялась площадь земельного участка, права на который переходят к покупателю в связи с приобретением части объектов недвижимости предприятия.

Каменецкий П.П. не проводил оформление прав на земельный участок под выкупленными строениями. ОАО «Стройиндустрия» земельный участок выделялся в целом под деревообрабатывающий завод, учитывая наличие на участке большого числа строений, сооружений, необходимости соблюдения единства производственного процесса, доступа внутри производственной территории к любому объекту, в связи с чем на территории большую площадь занимали проезды и проходы между строениями.

В настоящее время единый производственный объект на территории бывшего деревообрабатывающего завода отсутствует в связи с ликвидацией ОАО «Стройиндустрия» и продажей объектов по частям, каждый из собственников объектов недвижимости использует их по собственному усмотрению.

Площадь участка, необходимая для использования одного объекта недвижимости, может быть меньше площади земельного участка, ранее предоставленной юридическому лицу для хозяйственной деятельности или иных целей.

Согласно землеустроительному делу по установлению границ земельного участка Каменецкого П.П. полученного по запросу суда из Управления Роснедвижимости по Красноярскому краю, участок площадью 61 292 кв.м. предполагалось использовать с разрешенным использованием под производственную базу, а не только под эксплуатацию зданий, в связи с чем определена площадь двора базы - 49 409 кв.м., свободная от каких-либо строений, у заявителя основание для выкупа (статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации) иное - под эксплуатацию одного строения литер В9.

Предпринимателем в материалы дела не представлены документы, подтверждающие, что площадь земельного участка 31 285 кв.м. соответствует правилам статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации о нормах предоставления земельных участков, СНиП и функциональному фактическому использованию земельного участка.

Факт нахождения на земельном участке дороги, бункеров непосредственно вокруг строения N 9 (другие две причины отказа в выкупе участка) не является препятствием к выкупу земельного участка в том размере, который необходим для целей эксплуатации строения, учитывая следующее.

Ответчиком не представлено доказательств наличия права собственности на указанные объекты каких-либо иных лиц.

Судом в ходе рассмотрения настоящего дела изучено дело о банкротстве ОАО «Стройиндустрия» N А33-16484/03-с4, в котором отсутствуют доказательства продажи в ходе конкурсного производства данных бункеров, иных разрушенных объектов на территории Южной промзоны 2 как объектов недвижимого имущества.

Каменецкому П.П. проданы по договору купли-продажи от 28.06.2005 часть объектов недвижимого имущества под разборку (приложение N 2 к договору). Однако установить их идентичность исходя из описания в договоре и акте обследования от 07.04.2010 не представляется возможным.

Кроме того, продажа объектов под разборку означает, что объекты проданы как стройматериалы, а не объекты недвижимого имущества. При этом как следует из протокола итогов открытых аукционных торгов, объекты находящиеся в районе Южной промзоны квартал 2 продавались одним лотом. Другим лицам в ходе конкурсного производства разрушенные объекты, расположенные возле строения литер В9 по адресу г. Ачинск, Южная промзона, квартал 2, строения 2 не продавались.

В пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Следовательно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.

При этом исходя из положений статей 42, 43 Градостроительного кодекса можно сделать вывод, что красные линии являются обязательным элементом документации по планировке территории, утверждаемой органами местного самоуправления в порядке статьей 45,46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В материалах дела отсутствуют доказательства наличия соответствующей утвержденной документации по планировке территории г. Ачинска в подтверждение отнесения части земельного участка N 24:43:0129005:147 площадью 31 285 кв.м. к землям общего пользования. В заключении Главного архитектора города от 09.04.2010 на спорный земельный участок указано, что красные линии на земельном участке не определены.

С учетом представленных ответчиком доказательств суд полагает доказанным в оспариваемом отказе такое основание к отказу в выкупе участка как несоответствие размера испрашиваемого участка требованиям пункта 3 статьи 33, пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, учитывая, что материалами дела доказано основание для отказа в выкупе по одному основанию, а именно - несоответствие участка требованиям пункта 3 статьи 33, пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что отказ в представлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:43:0129005:147 не противоречит законодательству Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Деревянко С.П.

При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции от 02 июля 2010 года и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от «02» июля 2010 года по делу N А33-17221/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.

     Председательствующий
О.И.Бычкова
Судьи
Г.Н.Борисов
Н.М.Демидова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-17221/2009
Принявший орган: Третий арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 23 сентября 2010

Поиск в тексте