ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 сентября 2010 года Дело N А21-1105/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2010 года Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2010 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Тимухиной И.А. судей Жиляевой Е.В., Сериковой И.А.

при ведении протокола судебного заседания: Тарсаковой Н.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12447/2010) Заместителя прокурора Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.05.2010г. по делу N А21-1105/2010 (судья Гурьева И.Л.), принятое

по иску Заместителя прокурора Калининградской области

к Управление Федеральной регистрационной службы по Калининградской области, 3-и лица:

1. Казенное предприятие Калининградской области "Отдел капитального строительства",

2. ООО "Бамех",

3. ООО "Мурпромстрой", о признании действий незаконными

при участии: от истца: не явился (извещен) от ответчика: не явился (извещен)

от 3-их лиц: 1. Коркина И.А. (доверенность от 10.02.2010г. N172/02, паспорт),

2. не явился (извещен)

3. не явился (извещен).

установил:

Заместитель прокурора Калининградской области в порядке статей 52, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к управлению Федеральной регистрационной службы по Калининградской области, казенному предприятию Калининградской области «Отдел капитального строительства» (далее - КП «ОКС», предприятие), обществу с ограниченной ответственностью «Бамех» (далее - ООО «Бамех»), обществу с ограниченной ответственностью «Мурадин» о признании незаконными действий по регистрации права оперативного управления КП «ОКС» в отношении неоконченного строительством специализированного волейбольного спортивного комплекса, расположенного по адресу: г. Калининград, ул. Согласия, д. 39. Одновременно заявитель просил признать недействительным Свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления КП «ОКС» в отношении неоконченного строительством специализированного волейбольного спортивного комплекса, расположенного по адресу: г. Калининград, ул. Согласия, д. 39, серия 39-АА N 725843, выданного Управлением Федеральной регистрационной службы по Калининградской области 10.08.2009 года.

Определением от 16.03.2010 года заменено наименование общества с ограниченной ответственностью «Мурадин» на общество с ограниченной ответственностью «Мурпромстрой» (далее - ООО «Мурпромстрой»).

Определением от 05.04.2010 года по ходатайству заявителя КП «ОКС», ООО «Бамех», ООО «Мурпромстрой» исключены из состава заинтересованных лиц и привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц.

Определением от 19.05.2010года в порядке статьи 48 АПК РФ Управление Федеральной регистрационной службы по Калининградской области заменено на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Калининградской области (далее -Управление).

Решением от 26.05.2010г. в удовлетворении заявления о признании незаконными действий Управления Федеральной регистрационной службы по Калининградской области по регистрации права оперативного управления КП «ОКС» в отношении неконченого строительством специализированного волейбольного спортивного комплекса, расположенного по адресу: г, Калининград, ул. Согласия, д.39, отказано.

Производство по делу в части признании недействительным Свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления КП «ОКС» в отношении неконченого строительством специализированного волейбольного спортивного комплекса, расположенного по адресу: г. Калининград, ул. Согласия, д.39, серия 39-АА ;725843, выданного Управлением Федеральной регистрационной службы по Калининградской области 10.08.2009г., прекращено.

В апелляционной жалобе заместитель прокурора Калининградской области просит решение отменить, вынести по делу новый судебный акт, полагая решение незаконным и подлежащим отмене.

Заместитель прокурора Калининградской области указал, что основанием для регистрации права оперативного управления казенного предприятия Калининградской области «Отдел капитального строительства» на неоконченный строительством специализированный волейбольный спортивный комплекс, расположенный по адресу: г. Калининград, ул. Согласия, д.39, степень готовности 80,1%, явилось разрешение на строительство NRU 39315000-161/2008 от 17.06.2008г. и договор на передачу в безвозмездное срочное пользование земельного участка N000016-БС от 16.06.2009г.

Податель апелляционной жалобы полагает, что управлением Федеральной регистрационной службы по Калининградской области не выполнены предусмотренные абзацем 2 пункта 3 статьи 9, абзацем 3 пункта 1 статьи 13 и абзацем 11 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997г. N122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» обязанности по регистрации, регистрация права произведена без законных на то оснований, ввиду того, что предприятием акт государственного органа о закреплении спорного имущества за ним на праве оперативного управления в Управление Федеральной регистрационной службы не представлялся, на момент регистрации права оперативного управления спорный объект незавершенного строительства являлся предметом действующего государственного контракта.

Податель апелляционной жалобы не согласился с выводом суда о том, что оспариваемыми действиями Управления нарушения интересов Калининградской области в экономической сфере не допущено, поскольку 15.03.2010г. осуществлена государственная регистрация права собственности Калининградской области на неоконченное строительством объект, так как судом не дано оценки тому обстоятельству, что спорный объект возведен в полном объеме и введен в эксплуатацию 22.12.2009г.

Управление, Предприятие в письменных отзывах на апелляционную жалобу просят решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

05.08.2009г. КП «ОКС» обратилось в Управление с заявлением о регистрации права оперативного управления на неоконченный строительством специализированный волейбольный спортивный комплекс, расположенный по адресу: г. Калининград, ул. Согласия, д. 39, приложив к заявлению нотариальную доверенность, государственный контракт N 1813-Б/2007 от 11.09.2007г., разрешение на строительство NЯШ9315000-161/2008 от 17.06.2008г., выписку из ЕГРЮЛ от 07.07.2009г.

06 и 10.08.2009 года предприятие дополнительно представило кадастровый паспорт объекта незавершенного строительства от 06.08.2009г., справку о стоимости N 881 от 06.08.2009г., акт установления адреса N 09-99 от 05.08.2009г., соглашение о предоставлении субсидий N 61 от 27.05.2008г., справку от 07.08.2009г.

10.08.2009г. Управлением произведена государственная регистрация права оперативного управления предприятия на вышеуказанный объект, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации N 39-39-01/269/2009-128 и выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 39-ААN 725843.

Заместитель прокурора Калининградской области обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением, полагая, что действия Управления по регистрации права оперативного управления КП «ОКС» в отношении неконченого строительством объекта являются незаконным, нарушающими права и законные интересы Калининградской области в сфере экономической деятельности, поскольку решение собственника о закреплении названного имущества за предприятием на праве оперативного управления не принималось, право собственности Калининградской области на спорный объект на момент осуществления регистрации права оперативного управления зарегистрировано не было, спорный объект не является имуществом, приобретенным предприятием по договору или иным основаниям в установленном порядке.

Исследовав материалы дела, апелляционный суд пришел к выводу, что в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции отказано неправомерно.

Частью 2 статьи 198 АПК РФ установлено, что прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 установлено, что государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

В силу ст. 16 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

Непредставление документов, необходимых в соответствии с Законом для государственной регистрации прав, согласно абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 является основанием для отказа в государственной регистрации прав.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен ст. 17 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997г.

Представленные предприятием на государственную регистрацию документы не подтверждают приобретение права оперативного управления на спорное имущество.

Ссылка в обжалуемом решении на Постановление Мэра г. Калининграда от 23.12.2005г. N4731 «О представлении КОКП «Отдел капитального строительства» земельного участка по ул. Согласия в Ленинградском районе для строительства стадиона» является необоснованной, поскольку названное Постановление предписывает Предприятию ввести стадион в эксплуатацию в установленном порядке и зарегистрировать право собственности на вновь созданные объекты недвижимости, обязанность по регистрации права оперативного управления предприятия на созданные объекты Постановление не содержит.

Вопреки доводам Управления, из условий государственного контракта от 11.09.2007г. подряда на выполнение работ по проектированию и строительству специализированного волейбольного спортивного комплекса по ул. Согласия, в г. Калининграде, заключенного между Агентством главного распорядителя средств бюджета Калининградской области (государственный заказчик) , ООО «Мурадин» (генеральный подрядчик) и КП «ОКС» (заказчик - застройщик), не следует, что по окончании строительства объект поступает в фактическое владение предприятия. Напротив, согласно п.4.3.48 государственного контракта предприятию надлежало передать объект после приемки приемочной комиссией эксплуатирующей организации.

Исходя из изложенного, а также учитывая, что отсутствует акт о закреплении заявленного к регистрации объекта на праве оперативного управления за предприятием, у Управления отсутствовали законные основания для государственной регистрации данного права.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация права оперативного управления предприятия в отсутствие акта собственника имущества нарушает законные интересы последнего в экономической сфере, создавая препятствия в осуществлении прав собственника в отношении спорного объекта, в том числе по закреплению имущества на вещном праве.

При таких обстоятельствах требования заявителя являются законными и обоснованными, обжалуемое решение подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 269-271, п.5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.05.2010г. по делу N А21-1105/2010 отменить.

Признать незаконными действия УФРС по Калининградской области по регистрации права оперативного управления Казенного предприятия Калининградской области "Отдел капитального строительства" на неконченый строительством специализированный волейбольный спортивный комплекс, расположенный по адресу: г. Калининград, ул. Согласия, д.39.

Признать недействительным свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления Казенного предприятия Калининградской области "Отдел капитального строительства" на неоконченный строительством специализированный волейбольный спортивный комплекс по адресу: г. Калининград, ул. Согласия, д.39, серия 39-АА N725843, выданное УФРС по Калининградской области 10.08.2009г.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

     Председательствующий
И.А.Тимухина
Судьи
Е.В.Жиляева
И.А.Серикова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка