ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 августа 2010 года Дело N А57-4052/10

Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2010 года. Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Жевак И.И., судей Борисовой Т.С., Лыткиной О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цинцадзе И.Э.,

при участии в судебном заседании представителя Саратовского областного кредитного сельскохозяйственного потребительского кооператива «Гарант» Федровой Н.В., действующей на основании доверенности от 06 ноября 2009 года, представителя Территориально управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области Ведерина М.Б., действующего на основании доверенности N 60-01-31/1773 от 21 августа 2009 года, представителя Министерства сельского хозяйства Саратовской области Кудрявцевой И.А., действующей на основании доверенности N 03-02-18/4 от 11 января 2010 года, представителя Правительства Саратовской области Ильинова Д.В., действующего на основании доверенности N 1-07-08-761 от 18 мая 2010 года, представителя Прокуратуры Саратовской области Матросова Д.В., действующего на основании удостоверения ТО N 062124, рассмотрев апелляционную жалобу прокуратуры Саратовской области (г. Саратов), на решение арбитражного суда Саратовской области от 08 июня 2010 года

по делу N А57-4052/2010, принятое судьей Землянниковой В.В., по заявлению Прокуратуры Саратовской области (г. Саратов), заинтересованные лица: Министерство сельского хозяйства Саратовской области (г. Саратов); Саратовский областной кредитный сельскохозяйственный потребительский кооператив «Гарант» (г. Саратов);

третьи лица: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области (г. Саратов); Министерство экономического развития Российской Федерации (г. Москва); Правительство Саратовской области (г. Саратов), о признании незаконными действий Министерство сельского хозяйства Саратовской области по перечислению платежным поручением N 4531 от 31 декабря 2008 года Саратовскому областному кредитному сельскохозяйственному потребительскому кооперативу «Гарант» 10000000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

В арбитражный суд Саратовской области обратилась прокуратура Саратовской области с заявлением о признании незаконными действий Министерства сельского хозяйства Саратовской области по перечислению платежным поручением N 4531 от 31 декабря 2008 года Саратовскому областному кредитному сельскохозяйственному потребительскому кооперативу «Гарант» (далее - СОКСПК «Гарант», кооператив) 10000000 рублей; о признании недействительной сделку между Министерством сельского хозяйства Саратовской области и Саратовским областным кредитным сельскохозяйственным потребительским кооперативом «Гарант», вытекающую из перечисления Министерством сельского хозяйства Саратовской области платежным поручением N 4531 от 31 декабря 2008 года Саратовскому областному кредитному сельскохозяйственному потребительскому кооперативу «Гарант» 10000000 рублей и применении последствий недействительности ничтожной сделки путем обязания СОКСПК «Гарант» вернуть Министерству сельского хозяйства Саратовской области 10000000 рублей.

Определением арбитражного суда Саратовской области от 24 марта 2010 года исковые требования о признании недействительной сделки между Министерством сельского хозяйства Саратовской области и Саратовским областным кредитным сельскохозяйственным потребительским кооперативом «Гарант», вытекающей из перечисления Министерством сельского хозяйства Саратовской области платежным поручением N 4531 от 31 декабря 2008 СОКСПК «Гарант» 10000000 рублей и применении последствий недействительности ничтожной сделки путем обязания СОКСПК «Гарант» вернуть Министерству сельского хозяйства Саратовской области 10000000 рублей, в порядке части 3 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выделены в отдельное производство.

Решением арбитражного суда Саратовской области от 08 июня 2010 года в удовлетворении требований о признании незаконными действий Министерства сельского хозяйства Саратовской области по перечислению платежным поручением N 4531 от 31 декабря 2008 года СОКСПК «Гарант» 10000000 рублей было отказано в полном объеме.

Прокуратура Саратовской области не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 08 июня 2010 года по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

От СОКСПК «Гарант» в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором кооператив просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу прокуратуры - без удовлетворения.

От Министерства сельского хозяйства Саратовской области в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу прокуратуры - без удовлетворения.

От Правительства Саратовской области в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу прокуратуры - без удовлетворения.

Представитель Министерства экономического развития Российской Федерации в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом в соответствии с требованиями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления N 78849 1.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Правительством Российской Федерации 22 апреля 2005 года было принято Постановление N 249 «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».

На основании раздела VII данного Постановления, по мероприятию «Реализация иных мероприятий субъектов Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства» субъект Российской Федерации вправе подать заявку на участие в Конкурсе по отбору субъектов Российской Федерации для предоставления в 2005-2008 г.г. субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации для финансового обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства субъектами Российской Федерации, на любое мероприятие, осуществляемое субъектом Российской Федерации в соответствии с утвержденной им программой поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.

Пунктом 42 Постановления Правительства РФ N 249 от 22 апреля 2005 года субсидии предоставляются при условии фактического перечисления в текущем году субъектом Российской Федерации средств в соответствии с программой поддержки и развития малого предпринимательства и при соблюдении установленных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, конкурсных условий.

Саратовская область на конкурс представила заявку, в которой указывалось мероприятие «пополнение фонда гарантий и поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов Саратовской области» областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Саратовской области на 2008-2012 годы». Целью проведения мероприятия являлось направление средств областного бюджета в сумме 10000000 рублей сельскохозяйственным потребительским кооперативам области для дальнейшего предоставления их субъектам малого предпринимательства в виде кредитов.

В соответствии с протоколом N 4 заседания конкурсной комиссии Министерства экономического развития Российской Федерации от сентября 2008 года Саратовская область прошла конкурсный отбор и стала получателем средств федерального бюджета по мероприятию «Реализация иных мероприятий субъектов Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства».

В результате конкурса между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Саратовской области в целях реализации Федерального закона от 24 июля 2007 года N 298-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» и Постановления Правительства Российской Федерации N 249 от 22 апреля 2005 года «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства», на основании протокола заседания конкурсной комиссии Минэкономразвития России по отбору субъектов Российской Федерации для предоставления в 2008 году субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации для финансового обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства субъектами Российской Федерации от сентября 2008 года N 4, был заключен договор N 073-прогр-08 от 07 ноября 2008 года о финансировании мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства в 2008 году.

Во исполнение данного договора, в доход бюджета Саратовской области за счет средств федерального бюджета для реализации областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Саратовской области на 2008-2012 годы» - «Пополнение Фонда гарантий и поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов Саратовской области» перечислено 10000000 рублей.

Министерство сельского хозяйства Саратовской области, полученные из федерального бюджета денежные средства в сумме 10000000 рублей, платежным поручением N 4531 от 31 декабря 2008 года перечислило СОКСПК «Гарант».

Посчитав действия Министерства сельского хозяйства Саратовской области по перечислению платежным поручением N 4531 от 31 декабря 2008 года СОКСПК «Гарант» 10000000 рублей незаконными, прокуратура Саратовской области обратилась в суд с заявлением о его оспаривании.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств нарушения чьих-либо прав и интересов оспариваемыми действиями.

Кроме того, суд первой инстанции отказал прокуратуре Саратовской области в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на обращение в суд. Пропуск срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

Суд апелляционной инстанции считает данные выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.

В целях реализации Федерального Закона от 24 июля 2007 года N 298-ФЗ года «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» и Постановления Правительства Российской Федерации N 249 от 22 апреля 2005 года «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» Министерством экономического развития Российской Федерации в сентябре 2008 года был проведен конкурс по отбору субъектов Российской Федерации для представления в 2008 году субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации для финансового обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства.

Саратовская область прошла конкурсный отбор и стала получателем средств федерального бюджета по мероприятию «Реализация иных мероприятий субъектов Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.

По итогам конкурса между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Саратовской области был заключен договор N 073-прогр-08 от 07 ноября 2008 года о финансировании мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства в 2008 году.

На основании пункта 1.2 Договора целевое финансирование бюджета Саратовской области в сумме 10000000 рублей осуществляется по мероприятию «Пополнение фонда гарантий и поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов Саратовской области» областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Саратовской области на 2008-2012 годы».

В силу пункта 2.2.1 Договора N 073-прогр-08 от 07 ноября 2008 года Правительство Саратовской области обеспечивает долевое финансирование мероприятий за счет средств бюджета Саратовской области в сумме 10000000 рублей, при этом, финансирование каждого мероприятия за счет субсидий производится после фактического осуществления расходов по его финансированию за счет средств бюджета Саратовской области и не может превышать величины, равной произведению суммы таких расходов и коэффициента, равного 1.

Порядок предоставления и использования средств областного бюджета на 2008 год по статье «Сельское хозяйство и рыболовство» в части целевых расходов на пополнение фонда гарантий и поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов Саратовской области утверждён Приказом Министерства сельского хозяйства Саратовской области N 142 от 23 октября 2008 года «О предоставлении средств».

В соответствии с данным порядком, Министерством сельского хозяйства Саратовской области был проведен открытый конкурсный отбор получателя целевых средств по данному мероприятию.

27 ноября 2008 года состоялось заседание конкурсной комиссии Министерства сельского хозяйства Саратовской области по отбору организации - получателя средств областного бюджета на 2008 год.

Победителем конкурса и получателем бюджетных средств был признан Саратовский областной кредитный сельскохозяйственный потребительский кооператив «Гарант».

По итогам названного конкурса, между Министерством сельского хозяйства Саратовской области и Саратовским областным кредитным сельскохозяйственным потребительским кооперативом «Гарант» был заключен договор N 85 от 28 ноября 2008 года о предоставлении средств областного бюджета на пополнение фонда гарантий и поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов Саратовской области на 2008 год в рамках областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия Саратовской области на 2008-2012 годы».

Министерство сельского хозяйства Саратовской области платежным поручением N 16426 от 22 декабря 2008 года перечислило Саратовскому областному кредитному сельскохозяйственному потребительскому кооперативу «Гарант» денежные средства в сумме 10000000 рублей. Таким образом было осуществлено долевое финансирование мероприятия из средств областного бюджета.

По условиям п. 2.2.1 Договора N 073-прогр-08 от 07 ноября 2008 года копия платежного поручения N 16426 от 22 декабря 2008 года была направлена в Министерство экономического развития Российской Федерации.

После фактического осуществления расходов по финансированию мероприятия из средств областного бюджета, из федерального бюджета были перечислены денежные средства в сумме 10000000 рублей.

Платежным поручением N 4531 от 31 декабря 2008 года денежные средства в сумме 10000000 рублей, поступившие из федерального бюджета, были перечислены СОКСПК «Гарант».

Суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание довод прокуратуры о том, что органом уполномоченным расходовать данные денежные средства неправомерно перечислены 10000000 рублей на счет СОКСПК «Гарант», поскольку, как следует из условий Договора N 073-прогр-08 от 07 ноября 2008 года, предметом настоящего договора является целевое финансирование бюджета Саратовской области по мероприятию «Пополнение фонда гарантий и поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов Саратовской области» областной целевой программы «Развитее сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Саратовской области на 2008годы». Под целевым финансированием следует понимать направление денежных средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения. Также, под целевым финансированием понимается безвозмездное получение средств, направленных на финансирование конкретных мероприятий, использовать которые можно в соответствии с той целью, которую преследует тот, кто эти средства выделил.

Поскольку победителем конкурса областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Саратовской области на 2008-2012 годы» СОКСПК «Гарант», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерном перечислении денежных средств в сумме 10000000 рублей, поступивших из федерального бюджета, поскольку было осуществлено долевое финансирование мероприятия из средств федерального бюджета.

Учитывая то обстоятельство, что названные денежные средства были направлены во исполнение условий софинансирования реализации мероприятия областной целевой программы, суд верно счел необоснованными доводы прокуратуры Саратовской области о незаконности действий Министерства сельского хозяйства Саратовской области по перечислению полученных из федерального бюджета 10000000 рублей СОКСПК «Гарант», как противоречащих статьям 15, 19, 20 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135 -ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно положениям статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Как отмечено в пункте 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В силу пунктов 3, 4 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должны быть указаны (в том числе) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием); законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие).

Исходя из содержания статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей обязанность лица, участвующего в дела доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений, применительно к рассматриваемому спору заявитель по делу должен доказать нарушение прав и законных интересов оспариваемым бездействием.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, и наличие установленного судом нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судом первой инстанции правомерно установлено, что в рассматриваемом случае отсутствует условие о нарушении оспариваемым ненормативным актом, решением и действием (бездействием) чьих-либо прав и законных интересов, поскольку доказательств того, чьи права и интересы нарушены оспариваемыми действиями Министерства сельского хозяйства Саратовской области, заявителем в материалы дела не представлено, что явилось достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Кроме того, как верно установлено судом первой инстанции, иск направлен на защиту и восстановление нарушенных прав. При этом требовать защиты нарушенного права может только лицо, которое обладает этим правом. В отсутствие такого лица, предъявление настоящего заявления не может быть направлено на восстановление нарушенных прав.

В суде первой инстанции Министерство сельского хозяйства Саратовской области и СОКСПК «Гарант» заявили о пропуске прокуратурой Саратовской области срока, установленного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Прокуратура Саратовской области заявила в суде первой инстанции ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленного ходатайства, суд первой инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

К числу особенностей рассмотрения указанных дел относится требование о том, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 года N 367-О).

Глава 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусматривает для прокурора особый порядок исчисления трехмесячного срока на обращение в суд. Следовательно, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.