ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 августа 2010 года Дело N А57-2743/10

Резолютивная часть постановления объявлена «05» августа 2010 года. Полный текст постановления изготовлен «10» августа 2010 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Комнатной Ю.А., судей Дубровиной О.А., Луговского Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Дременковой И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова (г. Саратов)

на решение Арбитражного суда Саратовской области от «28» мая 2010 года по делу NА57-2743/2010 (судья Бобунова Е.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «КОМЭКОН» (г. Саратов) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова (г. Саратов) о признании недействительными ненормативных актов, заинтересованное лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (г. Саратов), при участии в судебном заседании представителей:

Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова - Литовкина О.А., доверенность от 23.06.2009 N 04-6, сроком действия два года,

Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области - Уткин Д.И., доверенность от 02.03.2009 N 05-17/10, сроком действия два года,

ООО «КОМЭКОН» - Сапарина Н.А., доверенность от 05.02.2010, сроком действия один год, Сапарин М.П., доверенность от 04.08.2010, сроком действия один год,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «КОМЭКОН» (далее - ООО «КОМЭКОН», налогоплательщик, заявитель, Общество) с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова (далее - ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова, налоговый орган, инспекция) от 30.09.2009 N 13-30/043 в части, утвержденной решением Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области от 16.12.2009, решения инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова от 08.10.2009 N 043/1, решений инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова от 28.01.2010 N 228, от 28.01.2010 N 229, а также о приостановлении действия данных ненормативных правовых актов в указанной части и инкассовых поручений от 28.01.2010 N 214, 223, 224, 225, 226, 227, 227, 228, 229, 230, 231 до рассмотрения дела по существу.

26 февраля 2010 года Арбитражным судом Саратовской области вынесено решение о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемых решений налогового органа в указанной части.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налогоплательщик уточнил заявленные требования, просил признать недействительными решение ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова от 30.09.2009 N 13-30/043 в части, утвержденной решением УФНС России по Саратовской области от 16.12.2009 по доначислениям по налогу на добавленную стоимость в сумме 9 132 984,81 руб., в том числе недоимка - 5 929 983,94 руб., пени в сумме 2 079 093,84 руб., штрафов в сумме 1 123 907,03 руб., по налогу на прибыль - 11 774 774,63 руб., в том числе недоимка - 7 906 774 руб., пени в сумме 2 255 843 руб., штрафов - 1 581 355 руб., решение ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова от 08.10.2009 N 043/1, решения ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова от 28.01.2010 N 228, от 28.01.2010 N 229.

16 марта 2010 года определением Арбитражного суда Саратовской области вынесено определение о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области.

Решением суда первой инстанции от «28» мая 2010 года заявленные требования удовлетворены частично. Решение ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова от 30.09.2009 N 13-30/043 в части, утвержденной решением УФНС России по Саратовской области от 16.12.2009, в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 5 989 084,4 руб., из которой: недоимка - 3 784 050, 02 руб., пеней в сумме 1 510 314,13 руб., штрафов в сумме 694 720,25 руб., налога на прибыль в сумме 7 008 546 руб., из которой: недоимка - 5 045 399 руб., пеней в сумме 1 078 243 руб., штрафов в сумме 884904 руб., решение ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова от 08.10.2009 N 043/1, решения ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова от 28.01.2010 N 228 и от 28.01.2010 N 229 в соответствующих частях признаны недействительными.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова не согласилась с решением суда первой инстанции в части и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворенных требований и принять по делу новый судебный акт об отказе ООО «КОМЭКОН» в удовлетворении заявленных требований.

УФНС России по Саратовской области считает решение суда первой инстанции в обжалованной части подлежащим отмене, а апелляционную жалобу - удовлетворению по основаниям, указанным в отзыве.

Налогоплательщиком отзыв на апелляционную жалобу не представлен. Общество считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. Соответствующие возражения лицами, участвующими в деле, не заявлены. Суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части - в части удовлетворенных требований.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, в период с 30 июня 2009 года по 28 августа 2009 года ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова проведена выездная налоговая проверка деятельности ООО «КОМЭКОН» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов, сборов, а именно налога на прибыль, налога на имущество организаций, налога на добавленную стоимость, транспортного налога, земельного налога, единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01 января 2006 года по 31 декабря 2008 года, налога на доходы физических лиц за период с 01 января 2006 года по 30 июня 2009 года.

08 сентября 2009 года налоговым органом по результатам проверки составлен акт N 13-28/041.

30 сентября 2009 года ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова, с учетом возражений налогоплательщика, вынесено решении N 13-30/043 о привлечении ООО «КОМЭКОН» к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым доначислены налог на прибыль в сумме 13 778 413 руб., земельный налог в сумме 48 625,74 руб., налог на имущество организаций в сумме 47 978 руб., налог на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2006-2008 годы в сумме 10 315 255 руб. единый социальный налог в сумме 4 160 руб., пени в общей сумме 6 431 168,90 руб., штрафы в общей сумме 4 762 436,92 руб. (т.1 л.д.50-174).

Указанным решением инспекцией предложено налогоплательщику внести необоримые изменения в документы бухгалтерского и налогового учета.

08 октября 2009 года налоговым органом вынесено решение N 043/1 о принятии обеспечительных мер, направленных на обеспечение возможности исполнения решения о привлечении ООО «КОМЭКОН» к ответственности за совершение налогового правонарушения.

ООО «КОМЭКОН» не согласилось с решением инспекции от 30.09.2009 N 13-30/043, обратилось с жалобой в УФНС России по Саратовской области.

Решением УФНС России по Саратовской области от 16.12.2009 требования налогоплательщика удовлетворены в части признания недействительным решения инспекции от 30.09.2009 N 13-30/043 в части доначислений налога на прибыль в сумме 5 847 029,58 руб., НДС в сумме 4 385 271,80 руб. и соответствующих сумм пеней и штрафов. Решение ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова от 30.09.2009 N 13-30/043 в указанной части отменено, производство по делу о налоговом правонарушении в этой части прекращено. В остальной части оспариваемое решение утверждено (т.1 л.д.32-36).

24 декабря 2009 года налоговым органом выставлено требование N 4911 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, срок для добровольного исполнения которого установлен до 25 января 2010 года (т.1 л.д.39).

28 декабря 2009 года инспекцией выставлено требование N 78875 уплате налога, сбора, пени, штрафа, срок для добровольного исполнения которого установлен до 25 января 2010 года (т.1 л.д.38).

31 декабря 2009 года ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова вынесено решение N 043/2 о частичном снятии обеспечительных мер в отношении ООО «КОМЭКОН», ранее принятых по решению от 08.10.2009 N 043/1 (т.7 л.д.124).

28 января 2010 года налоговым органом приняты решения о взыскании налогов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика в банках N 228 в сумме 155 949,36 руб. и N 229 в сумме 20 897 465,54 руб. (т.7 л.д. 117, 119).

28 января 2010 года инспекцией выставлены инкассовые поручения N 214, 223, 224, 225, 226, 227, 227, 228, 229, 230, 231 (т.1 л.д.40-49).

ООО «КОМЭКОН» не согласилось с решением ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова от 30.09.2009 N 13-30/043 в части, утвержденной решением Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области от 16.12.2009, и обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительными указанного решения, решений инспекции от 08.10.2009 N 043/1, от 28.01.2010 N 228 и от 28.01.2010 N 229 в соответствующих частях.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в части, указал, что налоговым органом не представлены доказательства получения ООО «КОМЭКОН» необоснованной налоговой выгоды, налогоплательщиком право на налоговый вычет документально подтверждено.

В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтверждённые документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, право налогоплательщика на уменьшение полученных доходов в целях обложения налогом на прибыль на величину произведенных расходов, непосредственно зависит от представления им соответствующих документов, подтверждающих затраты.

Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет, при этом они должны содержать достоверную информацию.

В соответствии с положениями статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается операция по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.

В силу пункта 2 указанной статьи сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг) исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг) как соответствующая налоговой ставке процентная доля указанных в пункте 1 настоящей статьи цен (тарифов).

Пунктами 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на полагающиеся налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, после их принятия на учет.

В соответствии с пунктом 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации в целях принятия НДС к вычету или возмещению счет-фактура должна соответствовать требованиям пунктов 5, 6 указанной статьи. Выставленные с нарушением данного порядка счета фактуры, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету.

Согласно пунктам 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации в счете-фактуре должны быть указаны наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя, счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

В соответствии с нормами статьями 11, 143 Налогового кодекса РФ плательщиками НДС являются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, для получения налогового вычета необходима совокупность следующих условий: наличие счетов-фактур, документов, подтверждающих принятие указанных товаров (работ, услуг) на учет, а также строгое соответствие выставленных счетов-фактур требованиям пунктов 5, 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.

ООО «КОМЭКОН» в обоснование заявленных требований ссылается на договоры, акты приема-передачи выполненных работ, товарные накладные, счета-фактуры, платежные поручения.

Представление налогоплательщиком документов как в обоснование налоговых вычетов по НДС, так и расходов по налогу на прибыль не является само по себе достаточным основанием для получения соответствующей налоговой выгоды, если налоговым органом доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы. Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Данный вывод соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

Если налоговым органом будут представлены доказательства того, что в действительности реально хозяйственные операции поставщиками (контрагентами) не осуществлялись и налоги в бюджет ими не уплачивались, в систему поставок и взаиморасчетов вовлечены юридические лица, зарегистрированные по подложным или утерянным документам или несуществующим адресам, либо схема взаимодействия производителя, поставщика и покупателя продукции указывает на недобросовестность участников хозяйственных операций, арбитражный суд не должен ограничиваться проверкой формального соответствия представленных налогоплательщиком документов требованиям налогового законодательства, а должен оценить все доказательства по делу в совокупности и во взаимосвязи с целью исключения внутренних противоречий и расхождений между ними.

На основании положений статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 16.07.2009 N 924-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «ЛК Лизинг» на нарушение конституционных прав и свобод положениями статей 106, 110, 169, 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации», нормы налогового права не предполагают формального подхода при разрешении налоговых споров, так арбитражные суды в случае сомнений в правильности применения налогового законодательства обязаны установить, исследовать и оценить всю совокупность имеющих значение юридически значимых обстоятельств (факт оказания услуг, реализации товара, наличие иных документов, подтверждающих хозяйственные операции, и другие) (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24.01.2008 N 33-О-О и от 05.03.2009 года N 468-О-О).

Суд апелляционной инстанции, оценивает всю совокупность имеющих значение для дела обстоятельств, учитывает позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определениях от 16.11.2006 N 467-0, от 20.03.2007 N 209-О-О, от 24.01.2008 N 33-0-0, 17.06.2008 N 499-0-0, от 16.07.2009 N 923-О-О, и не ограничивается только формальными условиями применения норм законодательства о налогах и сборах.

Апелляционная коллегия, оценив во взаимосвязи представленные инспекцией доказательства и установленные обстоятельства, пришел к выводу, что налоговым органом представлены доказательства получения заявителем необоснованной налоговой выгоды по сделкам с контрагентами ООО «Стройиндустрия», ООО «Орион», ООО «Поволжьеспецмонтаж», ООО «Диалог».

Представленные заявителем первичные документы содержат недостоверные сведения, составлены с нарушениями правил ведения бухгалтерского учета, не подтверждают право на налоговый вычет и несение расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Суд считает, что налоговым органом представлены доказательства отсутствия реальных финансово-хозяйственных операций с вышеуказанными контрагентами.

Решение налоговой инспекции в данной части является законным и обоснованным, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

По эпизоду с контрагентом заявителя ООО «Стройиндустрия».

Основанием для вынесения оспариваемого решения в данной части послужил вывод налогового органа о неправомерном включении ООО «КОМЭКОН» в состав расходов и налоговых вычетов по НДС сумм, уплаченных контрагенту - ООО «Стройиндустрия» (ИНН 6452919111) за выполнение работ на участках магистральных газопроводов и поставки очистного устройства для внутритрубной диагностики магистрального газопровода.

Суд апелляционной инстанции считает, что действия заявителя по созданию бухгалтерских документов с недостоверными сведениями были направлены исключительно на получение необоснованной налоговой выгоды.

Налогоплательщиком в целях подтверждения взаимоотношений с данной организацией представлены следующие документы: договоры от 30.04.2007 N 1/3006-Р, от 04.06.2007 N 2/3006-Р, от 05.07.2007 N 4/4006-Р, от 04.06.2007 N 3/3006-Р, от 04.07.2007 N 5/5007-Р, от 15.08.2007 N 4/3006-п, акты выполненных работ от 29.05.2007 N 1, от 28.06.2007 N 1, от 28.06.2007 N 1, от 11.07.2007 N 1, от 18.07.2007 N1, товарная накладная от 20.08.2007 N 30, счета-фактуры от 30.05.2007 N 44, от 29.06.2007 N 45, от 29.06.2007 N 46, от 30.07.2007 N 60, от 12.07.2007 N 56, от 20.08.2007 N 54, платежные поручения от 24.09.2007 N 100, от 06.08.2007 N 85. от 04.09.2007 N 97, от 27.08.2007 N 93.

В ходе проверки налоговым органом установлено, что ООО «Стройиндустрия» состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N 3 по Саратовской области с 10 мая 2006 года, снято с учета 12 марта 2009 года по причине ликвидации в связи с банкротством по решению учредителей. Зарегистрирована организация по адресу 410012, г. Саратов, ул. Челюскинцев, 128, 3. Указанный адрес относиться к адресу «массовой» регистрации (т.5 л.д.92).

ООО «Стройиндустрия» по юридическому адресу отсутствует, что подтверждается протоколом обследования от 09.04.2008, проводимого на основании пункта 6 статьи 31 и статьи 92 Налогового кодекса Российской Федерации в присутствии понятых (т.5 л.д.95).