• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 18 августа 2010 года Дело N А56-1037/2010

Резолютивная часть решения объявлена 11 августа 2010 года. Полный текст решения изготовлен 18 августа 2010 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Золотаревой Я.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Сидоровой А.С., рассмотрев в судебном заседании дело по иску: истец: индивидуальный предприниматель Гайдеек Галина Александровна ответчики: 1. Министерство обороны РФ,

2. Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления

Федерального казначейства по Санкт-Петербургу,

третье лицо: 524 Учебно-производственный центр ВМФ, о взыскании задолженности, при участии:

от истца - Гайдеек С.М., доверенность от 28.10.2009, паспорт,

от ответчиков - 1. Романюк Ю.А., доверенность от 20.05.2010, паспорт

2. Калганова П.А., доверенность от 29.01.2010, паспорт,

от третьего лица - не явился,

установил:

Индивидуальный предприниматель Гайдеек Галина Александровна (далее - истец) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с Министерства обороны Российской Федерации (далее - Министерства обороны Российской Федерации) и с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Санкт-Петербургу (далее - Министерство финансов Российской Федерации) солидарно задолженности в размере 1172960 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 417738 рублей 50 копеек, а также о возмещении расходов по оплате государственной пошлины в размере 19453 рублей 50 копеек.

Истец поддержал исковые требования.

Представитель Министерства обороны Российской Федерации против удовлетворения исковых требований возражает, считая надлежащим ответчиком третье лицо.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации против удовлетворения исковых требований возражает по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, указывая, что оно не является по отношению к третьему лицу главным распорядителем средств федерального бюджета и его привлечение к субсидиарной или солидарной ответственности будет противоречить законодательству Российской Федерации.

Учебно-производственный центр Военно-Морского Флота (далее - третье лицо), надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, отзыв на исковое заявление не представил. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено по имеющимся доказательствам в отсутствие третьего лица.

Исследовав материалы дела, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные ими доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

Решением от 05.12.2006 по делу N А56-29800/2006 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области взыскал с 524 Учебно-производственного центра Военно-Морского Флота (третьего лица) в пользу истца денежные средства в размере 1590698 рублей 50 копеек, в том числе 1172960 рублей основного долга и 417738 рублей 50 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, а также возместил расходы по оплате государственной пошлины в размере 19453 рублей 50 копеек.

На основании вступившего в законную силу решения по названному делу арбитражным судом 12.02.2007 выдан исполнительный лист N 431287, предъявленный к исполнению в отделение по г.Кронштадту Управления Федерального казначейства по г.Санкт-Петербургу. Исполнительный лист возвращен отделением казначейства без исполнения в связи с тем, что лицевые счета третьего лица не открыты.

Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 14.07.2010 в отношении третьего лица подтверждено, что третье лицо является действующим государственным учреждением, созданным 11.05.1972 Генеральным штабом ВС СССР. Вместе с тем истцом получены ответ из Управления Федерального казначейства по г.Санкт-Петербургу от 28.06.2010 N 03-22/3976, согласно которому по состоянию на 01.02.2007 и с период с 01.02.2007 по 23.06.2010 третьему лицу не открывались лицевые счета в органах Федерального казначейства Санкт-Петербурга, и ответ из Федерального казначейства от 01.07.210 N 42-1.5-06/149, содержащий сведения о том, что по состоянию на 30.06.2010 в сводном реестре главный распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета третье лицо отсутствует, в связи с чем лицевые счета данному лицу как участнику бюджетного процесса федерального уровня в органах Федерального казначейства не открыты.

В соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

На основании пункта 12 статьи 1 Федерального закона «Об обороне» от 31.05.1996 N 61-ФЗ имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью.

Как установлено пунктом 1 статьи 399 ГК РФ, до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 22.06.2006 N 21 разъяснил, что ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 ГК РФ, распространяются с особенностями, установленными статьей 120 ГК РФ. Особенность такой ответственности состоит в том, что собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику.

Таким образом, истец, получив фактический отказ третьего лица - основного должника (государственного учреждения) - удовлетворить требование кредитора, представив сведения органов федерального казначейства об отсутствии у основного должника лицевого счета и, следовательно, денежных средств, необходимых для удовлетворения требований кредитора, обоснованность которых подтверждена вступившим в законную силу судебным актом, выполнил требования пункта 1 статьи 399 ГК РФ и вправе обратиться с иском к лицу, которое в соответствии с законом несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником.

Обязанность нести субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений) возложена пунктом 12.1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) на главного распорядителя бюджетных средств.

Согласно статье 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено названным Кодексом.

Главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений (подпункт 2 пункта 3 статьи 158 БК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 БК РФ перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

Главными распорядителями средств федерального бюджета являются соответствующие министерства и ведомства.

В соответствии с Ведомственной структурой расходов федерального бюджета на 2010 г. (приложение N 6 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов») главным распорядителем средств федерального бюджета по вопросам обеспечения деятельности подведомственных учреждений и выполнения функций бюджетными учреждениями, включая учреждения начального, специального профессионального образования, учебные заведения и курсы по переподготовке кадров, высшего и послевузовского образования, а также по вопросам реализации государственных функций, связанных с общегосударственным управлением и с выполнением других обязательств государства, является Министерство обороны Российской Федерации.

В подпункте 31 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, определено, что Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.

Таким образом, лицом, несущим субсидиарную ответственность по обязательствам третьего лица, основного должника, является Министерство обороны Российской Федерации, так как оно является главным распорядителем средств федерального бюджета по отношению к третьему лицу. В отношении Министерства обороны Российской Федерации исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

Судом принят довод Министерства финансов Российской Федерации о том, что оно не является главным распорядителем средств федерального бюджета в отношении третьего лица и не может нести субсидиарную ответственность по его обязательствам. Указанный вывод основан на содержании Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, в связи с чем в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации следует отказать.

В судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении, разрешаются вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах (статья 112 АПК РФ). В соответствии с пунктом 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Платежным поручением от 17.12.2009 N 294 истцом уплачена государственная пошлина в размере 19550 рублей 80 копеек, тогда как в соответствии с подпунктом 1 пункта части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации уплате подлежало 19550 рублей 76 копеек: излишне уплаченная сумма государственной пошлины составляет 04 копейки. В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае ее уплаты в большем размере, чем предусмотрено главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Исковые требования удовлетворить частично, в отношении Министерства обороны Российской Федерации.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (субсидиарного должника) в пользу индивидуального предпринимателя Гайдеек Галины Александровны:

денежные средства в размере 1610152 рублей, в том числе основную задолженность в размере 1172960 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 417738 рублей 50 копеек и расходы по оплате государственной пошлины в размере 19453 рубля 50 копеек;

судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере 19550 рублей 76 копеек.

В удовлетворении исковых требований в отношении Министерства финансов Российской Федерации отказать.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Гайдеек Галине Александровне из федерального бюджета государственную пошлину в размере 04 копеек.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

     Судья
Золотарева Я.В.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А56-1037/2010
Принявший орган: Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Дата принятия: 18 августа 2010

Поиск в тексте