АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 24 августа 2010 года Дело N А56-34131/2010

Резолютивная часть решения объявлена 20 августа 2010 года. Полный текст решения изготовлен 24 августа 2010 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Суворова М.Б., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Буровой О.О. рассмотрев в судебном заседании дело по иску: истец ОАО "Петербургская сбытовая компания"

ответчик Ольгинская квартирно-эксплуатационная часть третье лицо ОАО «Оборонэнергосбыт» о взыскании 513.558 руб. 80 коп. при участии

от истца: представитель Иванов В.А. доверенность N 301-053 от 13.04.10г. от ответчика: не явился. от третьего лица: представитель Кондратьева Е.В. доверенность N 46 от 30.06.10г.

установил:

Истец - ОАО "Петербургская сбытовая компания" обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с ответчика - Ольгинской квартирно-эксплуатационной части 513.558 руб. 80 коп. задолженности по договору электроснабжения N 2008070-3 от 01.01.2001 года.

В качестве третьего лица без самостоятельных требований к участию в деле привлечено ОАО «Оборонэнергосбыт».

Истец заявил ходатайство в порядке статьи 49 АПК РФ об отказе от исковых требований в размере 409.025 руб. 01 коп.

Как установлено материалами дела и пояснениями представителей сторон, между ОАО «Ленэнерго» (энергоснабжающая организация) и Войсковой частью 28036 (абонент) был заключен договор электроснабжения N 2008070-3 от 01.01.2001г., права и обязанности абонента по которому на основании соглашения о замене лица в договоре электроснабжения от 15.11.2005г. перешли к ответчику.

В связи с реорганизацией ОАО «Ленэнерго» с 01.10.2005 года права и обязанности по договору перешли в соответствии с п.4 ст.58 ГК РФ и разделительным балансом к компании-правопреемнику ОАО «Петербургская сбытовая компания».

По договору электроснабжения истец обязался подавать электрическую энергию при определенной договором мощности, а ответчик своевременно оплачивать потребляемую энергию и мощность.

Ответчик обязательства в части порядка расчетов между сторонами исполнил не в полном объеме, в результате чего у него образовалась задолженность за период с 01.12.2009г. по 31.01.2010г. в размере 104.533 руб. 79 коп., неоплата которой стала основанием обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Ответчик в обоснование возражений против заявленных требований сослался на прекращение его обязательств по оплате полученной электроэнергии истцу с 01.01.2010г., в связи с расторжением договора.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, арбитражный суд установил, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно статьям 539 и 544 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется произвести оплату за фактически принятое количество энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, а также при обеспечении учета потребления энергии.

В соответствии с пунктом 7.1 заключенного между сторонами договора, он считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если ни одна из сторон не позднее 30 дней до окончания срока действия договора не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора. Стороны в установленный пунктом 7.1. Договора срок не заявляли о его прекращении или изменении или о заключении нового договора, в силу чего Договор продолжает действовать до 31.12.2010 г.

Указанное положение договора соответствует пункту 75 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530 (далее - Правила), в соответствии с которым договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.

В соответствии с пунктом 7.3. Договора ответчик по своей инициативе может прекратить потребление электрической энергии (мощности) уведомив истца об этом за 7 дней до прекращения потребления, а также отключив свои сети от сетей Сетевой организации на границе балансовой принадлежности.

Указанные действия ответчиком не произведены, электроснабжение объектов ответчика осуществляется в объеме, согласованном сторонами в договоре.

В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда:

при существенном нарушении договора другой стороной;

в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором.

В данном случае законодательство и договор не предусматривают специальных оснований для одностороннего расторжения договора по требованию ответчика. В связи с этим, основанием для расторжения договора по требованию одной из сторон в данном случае может являться только существенное нарушение договора другой стороной.

Статьей 10 Федерального закона от 21.07.2005г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» определены способы размещения государственного заказа, а именно, размещение заказа может осуществляться:

путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом. Одним из таких исключительных случаев является размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), которым является ОАО «Оборонэнергосбыт» на основании Распоряжения от 02.02.2010 года N78-р.

Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями Федерального закона. Исходя из этого, заказчик имеет право принять решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случаях, прямо предусмотренных Федеральным законом.

В соответствии с Письмом Минэкономразвития РФ от 08.08.2007 N 11812-КА/Д04 заказчики вправе осуществлять размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, включенных в Перечень, путем проведения запроса котировок или у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в установленном Федеральным законом порядке.

Таким образом, положения Федерального закона предоставляют государственному заказчику право выбора способа размещения государственного заказа, в том числе и посредством размещения заказа у единственного поставщика в определенных Федеральным законом случаях.

Распоряжением Правительства РФ от 02.02.2010 года N78-р, потребителям электрической энергии, подведомственным Министерству обороны Российской Федерации, предоставлена возможность размещения государственного заказа без проведения торгов, то есть в упрощенном порядке, а именно, путем размещения государственного заказа у единственного поставщика - ОАО «Оборонэнергосбыт».

При этом понятие единственного поставщика и возможность его определения на рынке соответствующего товара в Российской Федерации не исключает право государственного заказчика заключить государственный контракт с другим поставщиком, функционирующим на рынке данного товара, путем проведения торгов.

Таким образом, в результате издания Распоряжения Правительства РФ от 02.02.2010 года N 78-р исполнение обязательств по договорам энергоснабжения, заключенным с предприятиями, подведомственными Министерству обороны Российской Федерации, не является невозможным, и статья 417 ГК РФ не подлежит применению.

Кроме того, ОАО «Оборонэнергосбыт» не является единственным поставщиком на рынке электрической энергии и мощности Санкт-Петербурга, а является единственным поставщиком для указанных организаций в части возможности упрощенного порядка размещения заказа, что означает право, а не обязанность указанных организаций заключить с ОАО «Оборонэнергосбыт» договоры энергоснабжения без проведения торгов.

Заключение между Министерством обороны Российской Федерации и ОАО «Оборонэнергосбыт» государственного контракта N140/205 15.03.2010 г. не может повлиять на договорные отношения между сторонами, поскольку в соответствии с действующим законодательством права и соответствующие им обязанности возникают только у сторон договора. Истец и ответчик сторонами государственного контракта N140/205 15.03.2010г. не являются.

На основании изложенного

Руководствуясь п. 4 статьи 150; статьями 102; 104; 110; 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В части задолженности в размере 409.025 руб. 01 коп. производство по делу прекратить.

Выдать истцу справку на возврат из федерального бюджета госпошлины в размере 12.162 руб. 76 коп.

Взыскать с Ольгинской квартирно-эксплуатационной части в пользу Открытого акционерного общества «Петербургская сбытовая компания» 104.533 руб. 79 коп. задолженности и 3.108 руб. 42 коп. в порядке возмещения расходов по госпошлине.

Выдать исполнительный лист в порядке статьи 319 АПК РФ.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

     Судья
Суворов М.Б.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка