• по
Более 57000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 2010 года Дело N А09-3179/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2010 года. Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Дорошковой А.Г.,

судей Еремичевой Н.В. и Тимашковой Е.Н.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Дорошковой А.Г.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-3224/2010) индивидуального предпринимателя Семерного Олега Викторовича на решение Арбитражного суда Брянской области от 18.06.2010

по делу NА09-3179/2010 (судья Петрунин С.М.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Семерного Олега Викторовича

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра

и картографии по Брянской области, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии,

при участии в судебном заседании представителей: от заявителя: Рогаткин С.Ф., доверенность от 31.05.2010 N01; от ответчиков: не явились, извещены;

установил:

индивидуальный предприниматель Семерной Олег Викторович обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Брянской области, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:31:150601:8, выразившихся в ненадлежащем проведении государственной оценки земель поселений, отсутствии контроля за специализированными организациями, в осуществлении ненадлежащей проверке Отчета по государственной кадастровой оценке земель поселений Брянской области на соответствие Методике и внесению в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:31:150601:8, расположенного по адресу: Брянская область, г. Новозыбков, ул. Рос, в размере 6 275 507,39 руб.;

о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Брянской области по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:31:150601:8, выразившихся в ненадлежащем проведении государственной оценке земель поселений, отсутствии контроля за специализированными организациями, осуществлении ненадлежащей проверке по государственной кадастровой оценке земель поселений Брянской области и внесению в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:31:150601:8, расположенного по адресу: Брянская область, г. Новозыбков, ул. Рос, в размере 6 275 507,39 руб.;

о признании недостоверной информации как результата кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:31:150601:8;

об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости названного земельного участка;

о признании недействительным письма Росземкадастра от 15.12.2002 N СС/1159 о согласовании результатов государственной кадастровой оценке земель поселений в Брянской области в части земельного участка с кадастровым номером 32:31:150601:8, расположенного по адресу: Брянская область, г. Новозыбков, ул. Рос.

Определением арбитражного суда от 02.06.2010 произведена замена ответчика - Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Брянской области его правопреемником - Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 18.06.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, ИП Семерной О.В. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (г. Москва) и Управление Росреестра по Брянской области представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства указанные лица извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями.

Руководствуясь ст.156 АПК РФ, суд пришел к выводу, что неявка лиц, участвующих в деле, не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам.

Как следует из материалов дела, на основании постановления администрации г. Новозыбкова от 28.03.2005 г. N 223 Семерному О.В. в собственность за плату (233121 руб. 69 коп.) передан земельный участок под нежилым помещением на землях поселений, по адресу: г. Новозыбков Брянской области, ул. Рос, площадью 10890 кв.м, разрешенное использование земельного участка - общественно-деловая застройка (эксплуатация объектов автотехнического обслуживания) (т.1 л.д.25).

27.05.2005 на основании указанного постановления между Комитетом по управлению имуществом г. Новозыбкова и Семерным О.В. заключен договор N 325 купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 32:31:150601:8.

В соответствии со свидетельством от 05.02.2009 серии 32-АГ N 447578 (л.д.24) о государственной регистрации права, вышеуказанный земельный участок принадлежит Семерному О.В. на праве собственности.

22.05.2009 Управлением Роснедвижимости по Брянской области составлен кадастровый паспорт земельного участка (т.1 л.д.124-126), в котором номер участка указан - 32:31:150601:8, удельный показатель кадастровой стоимости одного квадратного метра земли установлен в соответствии с постановлением администрации Брянской области от 20.01.2003 г. N 30 в размере 576 руб., кадастровая стоимость участка составляет 6 275 507 руб.

Не согласившись с кадастровой стоимостью земельного участка, ИП Семерной О.В., обратился в агентство оценки ИП «Бизнес-эксперт». Отчетом от 14.08.2009 «Об оценке рыночной стоимости земельного участка», рыночная стоимость земельного участка площадью 10890 кв.м, принадлежащего Семерному О.В. определена в размере 1 908 000 руб. (т.1 л.д.93-94).

Постановлением Правительства РФ от 25.08.1999 N 945 «О государственной кадастровой оценке земель», на Государственный комитет РФ по земельной политике (в настоящее время - Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости) была возложена обязанность провести в 1999 - 2001 годах государственную кадастровую оценку всех категорий земель на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Постановлением администрации Брянской области от 27.04.2001 N183 «О государственной кадастровой оценке земель Брянской области» утвержден состав и Положение о межведомственной комиссии по рассмотрению хода выполнения работ и результатов оценки земель.

На территории Брянской области работы по инвентаризации и государственной кадастровой оценке были проведены Брянским государственным проектно-изыскательным предприятием (ОАО «Брянскземпроект»), имеющим лицензию на оценочную деятельность, на основании договоров от 03.05.2001 N13, N14, N15, от 19.06.2001 N103, заключенных с Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по Брянской области. Результаты оценки земель прошли техническую экспертизу ФКЦ «Земля», получили положительное заключение Федеральной службы земельного кадастра России от 15.12.2002 NСС/1159.

20.01.2003 администрация Брянской области приняла постановление N 30 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений». Согласно приложению N 61 к указанному постановлению, удельный показатель кадастровой стоимости земли для кадастрового квартала N 15 006 001 составил 576 руб./кв. для земель под административно-управленческими и общественными объектами.

Полагая, что действия ответчиков по определению кадастровой стоимости земель поселений, согласованию и утверждению результатов такой государственной кадастровой оценки являются незаконными, нарушают права и законные интересы, ИП Семерной О.В. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев дело по существу, и отказав в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из следующего.

Брянский областной суд решением от 09.02.2010 отказал Семерному О.В. в удовлетворении заявления об оспаривании постановления Брянской области от 20.01.2003 N30 в части утверждения удельного показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра земли в г.Новозыбкове в кадастровом квартале N150601 по землям под административно-управленческими и общественными объектами, указав, что процедура принятия оспариваемого постановления соблюдена, кадастровая оценка земель проведена в установленном порядке, заявитель не представил доказательства нарушения порядка оценки земель, повлекших нарушение прав.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 28.04.2010 решение Брянского областного суда от 09.02.2010 оставлено без изменения (т.1 л.д.59-63).

В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, оргнанизации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений или действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, и нарушают права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, обратившегося в суд, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В обоснование заявленных требований предприниматель указал, что действиями ответчиков нарушены положения статей 65, 66 Земельного кодекса РФ, Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N316, Методика государственной кадастровой оценки земель поселений от 18.10.2000 и Технические указания по государственной кадастровой оценке земель поселений от 2001 г.

Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, был определен порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и других целей, установленных законом.

В соответствии с пунктом 1 указанных Правил государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями. К указанным работам могут привлекаться лица, имеющие лицензию на осуществление оценочной деятельности.

В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.

Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.

По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.

Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

Пунктом 10 Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

В целях обеспечения проведения государственной кадастровой оценки земель Российской Федерации в сроки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.99 N 945 «О государственной кадастровой оценке земель», Федеральной службой земельного кадастра России издан Приказ от 20.02.2001 N П/21 «Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель».

В соответствии с п. 5 указанного Приказа, территориальным органам Росземкадастра предписано заключать с подрядчиками договоры на проведение работ по государственной кадастровой оценке земель с учетом обязательных требований к разделу договора «Особые условия», а также в соответствии с типовыми техническими заданиями на выполнение работ по государственной кадастровой оценке соответствующих категорий земель.

Как следует из справки к постановлению администрации Брянской области N30, составленной Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Брянской области, кадастровая оценка земель поселений проведена с применением специального программного обеспечения в соответствии с Методикой, разработанной Росземкадастром и на основании собранной для статистического анализа информации (т.1 л.д.28). В частности, кадастровая стоимость земельных участков в границах поседений с численностью жителей 10 000 человек и более определена по первой технологической линии (ТЛ ГКОЗП) на основе выделения на территории административного района тестовых (типовых) поселений (с учетом результатов кластеризации).

Заявитель считает, что при оценке земель были допущены следующие нарушения, которые не учтены ответчиками при проверке, контроле, согласовании результатов работ:

не учтено, что рассматриваемый земельный участок находится в «зоне отселения» (в связи с аварией на Чернобыльской АЭС), несмотря на то, что в соответствии с п.1.4.2 Технических указаний по государственной кадастровой оценке земель поселений 2001г. для оценки земель поселений должна быть собрана статистическая информация, учитывающая, в том числе, факторы окружающей среды;

не собрана рыночная информация о ценах на землю;

в нарушение п.1.4.4 Технических указаний было собрано всего 5 анкет экспертов вместо 10-11, что следует из акта приемки работ по государственной оценке земель г. Новозыбкова 2001г.;

для расчета удельного показателя кадастровой стоимости земель в качестве расчетной формулы за основу брались земли многоэтажной застройки, в то время как рассматриваемый земельный участок не относится к данному виду использования;

письмом от 15.12.2002 NСС/1159 Росземкадастр согласовал Отчет по государственной кадастровой оценке земель на соответствие Методике государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной Приказом Росземкадастра от 17.10.2002 NП/337. Фактически работы по оценке земель проводились в соответствии с Методикой 2000 года.

Суд апелляционной инстанции, выслушав пояснения представителя заявителя, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N135-ФЗ «Об оценочной деятельности в российской Федерации» установление в отношении объектов оценки рыночной и иной стоимости является профессиональной оценочной деятельностью субъектов оценочной деятельности. Обоснованность и достоверность оценки, в том числе кадастровой является частью профессионального суждения оценщика и отражается в отчете об оценке со ссылкой на подтвержденную соответствующими документами информацию, то есть относится исключительной компетенции субъектов оценочной деятельности. Состав факторов, которые оказывают существенное влияние на стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов обосновывается и при этом согласовывается на заседании межведомственной комиссии. Степень влияния факторов определяется на основании статистического анализа рыночных цен на объекты недвижимости и отражается в уравнении зависимости цены от ценообразующих факторов. Как следует из вышеуказанной справки к постановлению администрации Брянской области N30, необходимая информация по радиоактивному загрязнению земель поселений была собрана. Однако, учитывая, что государственная кадастровая оценка земель поселений проводится, в том числе для налогообложения, а граждане в населенных пунктах, подверженных радиоактивному загрязнению, в рассматриваемом периоде были освобождены от уплаты земельного налога, межведомственной комиссией и соответствующими комиссиями районов принято решение не применять показатель радиоактивного загрязнения.

При указанных обстоятельствах указанные действия государственных органов, совершенные в 2001-2003 годах, не нарушали права и законные интересы предпринимателя.

Первая технологическая линия при кадастровой оценке земель (ТЛ), которая применялась в Брянской области для оценки земельных участков в границах поселений с численностью жителей 10 000 человек и более, включает сбор информации о сделках с земельными участками и другими объектами недвижимости, а также анкетный опрос экспертов, определение удельных показателей кадастровой стоимости земель по видам функционального использования, для которых отсутствует статистика сделок с объектами недвижимости.

Учитывая, что к моменту проведения спорных работ рынок недвижимости не был сформирован, в основу расчета УПКСЗ положена экспертно-аналитическая составляющая, что не противоречит Методике 2002 г.

В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Согласно методике границы оценочных зон совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов. Учет иных зон Правилами не предусмотрен.

Согласно п.1 ст. 34 Кодекса при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.

В рамках кадастрового квартала 15 006 001, в составе которого находится принадлежащий предпринимателю земельный участок, удельный показатель кадастровой стоимости земель под административно-управленческими и общественными объектами составил 576 руб./кв. м. Доказательства применение иного удельного показателя (для земель под домами многоэтажной застройки) для оценки принадлежащего предпринимателю участка, не представлены.

Рассмотрев заявление в части оспаривания действий Росземкадастра по согласованию результатов оценки земель, суд учел, что действовавшим в период проведения кадастровой оценки земель в Брянской области законодательством не предусматривалось требование о согласовании результатов оценки. На территориальные органы Росземнадзора была возложена обязанность направлять для согласования в Росземкадастр результаты работ по государственной кадастровой оценке земель приказом Росземнадзора от 20.02.2001 NП/21 (подпункт 5 пункта 5), принятым в целях организации работ данного ведомства.

Согласно ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных его положений, оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Между тем, Технические указания по государственной кадастровой оценке земель поселений 2001г. (не утверждены в установленном порядке), на соответствие которых заявитель просил оценить действия ответчиков, а также Методика государственной кадастровой оценки земель поселений от 18.10.2000г. не имеет силу нормативного правового акта, поскольку не зарегистрирована в Минюсте РФ.

С учетом изложенного, заявитель не обосновал, что при проведении кадастровой оценки земель поселения (г.Новозыбков) допущены нарушения положений Закона или иных нормативных правовых актов.

Дело рассмотрено в судебном заседании 20.09.2010, продолжено после перерыва - 27.09.2010.

С учетом изложенного, руководствуясь п.1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Брянской области от 18.06.2010 по делу NА09-3179/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.

     Председательствующий
А.Г.Дорошкова
Судьи
Н.В.Еремичева
Е.Н.Тимашкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А09-3179/2010
Принявший орган: Двадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 29 сентября 2010

Поиск в тексте