ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 октября 2010 года Дело N А23-1756/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 20.10.2010 Полный текст постановления изготовлен 26.10.2010 Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи: Еремичевой Н.В.,

судей: Тимашковой Е.Н.,

Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания судьей Еремичевой Н.В., при участии:

от Отдела вневедомственной охраны при ОВД по Малоярославецкому району Калужской области: Галацан М.А. - представителя (доверенность от 19.05.2010 N14/914); Головкиной О.А. - представителя (доверенность от 19.05.2010 N14/915),

от Межрайонной ИФНС России N3 по Калужской области: Кузиной С.И. - заместителя начальника юридического отдела (доверенность от 10.12.2009 N62652); Ракова В.А. - главного государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок (доверенность от 20.05.2010 N32231); Прунцева И.Н. - специалиста 1 разряда юридического отдела (доверенность от 09.11.2009 N54508),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отдела вневедомственной охраны при ОВД по Малоярославецкому району Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 22.07.2010 по делу NА23-1756/10А-14-74 (судья Смирнова Н.Н.),

УСТАНОВИЛ:

Отдел вневедомственной охраны при ОВД по Малоярославецкому району Калужской области (далее по тексту - ОВО при ОВД по Малоярославецкому району Калужской области, Отдел, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N3 по Калужской области (далее тексту - Межрайонная ИФНС России N3 по Калужской области, Инспекция, налоговый орган) от 16.03.2010 N35-П об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на прибыль в размере 2 080 564 руб. и начисления пеней за несвоевременную уплату налога на прибыль в размере 71 998, 41 руб.

Решением Арбитражного суда Калужской области от 22.07.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, ОВО при ОВД по Малоярославецкому району Калужской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, на недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд посчитал установленными и на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

В отзыве на апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС России N3 по Калужской области, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, заслушав пояснения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Из материалов дела следует, что ОВО при ОВД по Малоярославецкому району Калужской области представил в Межрайонную ИФНС России N3 по Калужской области уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 9 месяцев 2009 года, согласно которой доходы Отдела от реализации составили 11 743 руб., расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации, - 2 281 руб.

Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленной ОВО при ОВД по Малоярославецкому району Калужской области декларации.

Выявленные Инспекцией в ходе проверки нарушения зафиксированы в акте камеральной налоговой проверки от 16.02.2010 N22.

По результатам рассмотрения в присутствии представителя ОВО при ОВД по Малоярославецкому району Калужской области материалов проверки Межрайонной ИФНС России N3 по Калужской области принято решение от 16.03.2010 N35-П об отказе в привлечении Отдела к налоговой ответственности.

Указанным решением ОВО при ОВД по Малоярославецкому району Калужской области доначислен налог на прибыль в размере 2 080 564 руб., а также начислены пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в размере 71 998, 41 руб.

На основании ст.ст. 101, 101.2 НК РФ налогоплательщик обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Калужской области с апелляционной жалобой на решение Инспекции.

Решением Управления от 26.04.2010 N42-04-10/03593 оспариваемое решение налогового органа оставлено без изменения.

Полагая, что решение Межрайонной ИФНС России N3 по Калужской области от 16.03.2010 N35-П не соответствует требованиям законодательства о налогах и сборах, ОВО при ОВД по Малоярославецкому району Калужской области обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Из оспариваемого решения Инспекции следует, что основанием для доначисления ОВО при ОВД по Малоярославецкому району Калужской области налога на прибыль в размере 2 080 564 руб. и начисления пеней за несвоевременную уплату налога на прибыль в размере 71 998, 41 руб. послужил вывод налогового органа о неправомерном уменьшении Отделом налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на сумму дохода в размере 12 918 019 руб.

В обоснование своей позиции Межрайонная ИФНС России N3 по Калужской области указала на то, что денежные средства, полученные ОВО при ОВД по Малоярославецкому району Калужской области на основании договоров по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, являются выручкой от реализации товаров, работ, услуг, и соответственно, должны были быть учтены Отделом при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, определенном главой 25 НК РФ.

Рассматривая спор по существу и признавая правильной позицию Инспекции, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

Закон Российской Федерации от 18.04.1991 N1026-1 «О милиции» определяет милицию РФ как систему государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами.

Милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (ст. 7 Закона).

К милиции общественной безопасности в силу ст. 9 Закона относятся подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, порядок создания, реорганизации и ликвидации которых определяется министром внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с пп. "а" п. 10 Структуры милиции общественной безопасности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2000 N926, милиция вневедомственной охраны при органах внутренних дел входит в милицию общественной безопасности.

Пунктом 1 Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел, утвержденного постановлением Правительства РФ N589 от 14.08.1992, определено, что основной задачей органов вневедомственной охраны является охрана объектов различных форм собственности на основе договоров, что является согласно ст. ст. 1 и 2 Закона РФ N1026 от 18.04.1991 «О милиции» одной из задач милиции в целом.

Федеральным законом от 22.08.2004 N122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Закон «О милиции» были внесены изменения, согласно которым из статьи 35 Закона были исключены положения о финансировании подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел за счет средств, поступающих на основе договоров.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2005 N 489 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации, приостановлении действия Постановления Правительства Российской Федерации от 29.01.2000 N 82 и признании не действующим на территории Российской Федерации Постановления Совета Министров СССР от 22.02.1988 N 263 в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2005 год» в Положение N589 «О вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации», утвержденное постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 были внесены изменения, согласно которым из пункта 10 исключены положения об осуществлении вневедомственной охраной своей деятельности на принципах самоокупаемости, самофинансирования и о содержании за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников.

Кроме этого, утратил силу пункт 11 данного Положения, согласно которому фонд оплаты труда работников вневедомственной охраны формируется в пределах 80 процентов от средств, поступающих по договорам от собственников. Средства, остающиеся в распоряжении вневедомственной охраны после уплаты налогов, изъятию не подлежат. Они накапливаются на счетах и расходуются на развитие вневедомственной охраны, финансирование социальных программ. За счет остатка неиспользованных средств производятся также отчисления в централизованный резервный фонд, из которого возмещаются убытки от крупных краж и пожаров.

Положение о централизованном резервном фонде утверждается Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с действующей редакцией Положения N589 оплата охраны объектов и других услуг производится по договорным ценам с учетом экономически обоснованных затрат и 5-процентного превышения доходов над расходами для возмещения убытков в связи с кражами и пожарами.

Финансовое обеспечение деятельности вневедомственной охраны осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Согласно статье 6 Федерального закона от 24.11.2008 N204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают на лицевые счета получателя бюджетных средств, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства подразделениям органов внутренних дел в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества, после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и после возмещения убытков в связи с кражами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями договоров, подлежат перечислению в федеральный бюджет.

Таким образом, до перечисления указанных средств в бюджет необходимо уплатить налоги, сборы и иные обязательные платежи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций, согласно статье 247 НК РФ, признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью в целях главы 25 НК РФ признается для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с данной главой.

В силу статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ один лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

В соответствии со статьей 249 НК РФ доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел оказывают услуги юридическим и физическим лицам в соответствии с заключенными договорами по охране их имущества за плату, то есть на возмездной основе.

Следовательно, средства, получаемые подразделениями вневедомственной охраны в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, являются выручкой от реализации товаров, работ, услуг и, соответственно, должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, определенном главой 25 НК РФ.

Из материалов дела следует и судом установлено, что в ходе камеральной налоговой проверки Межрайонной ИФНС России N3 по Калужской области в адрес Отделения по Малоярославецкому району Федерального казначейства по Калужской области было направлено требование от 07.12.2009 N12-27/60364 о предоставлении выписки из лицевого счета ОВО при ОВД по Малоярославецкому району Калужской области о движении денежных средств, полученных Отделом из внебюджетных источников по приносящей доход деятельности за период с 01.01.2009 по 30.09.2009 включительно.

Согласно полученной в ответ на требование справке от 08.06.2010 N03-09/199 в Отделении по Малоярославецкому району Федерального казначейства по Калужской области открыт лицевой счет Отдела по учету средств федерального бюджета и средств от приносящей доход деятельности N03371751870.

При этом средства, получаемые ОВО при ОВД по Малоярославецкому району Калужской области по договорам охраны с юридическими и физическими лицами, учитываются федеральным казначейством как средства от приносящей доход деятельности.

Данный вывод подтверждается также выпиской из лицевого счета за период с 01.01.2009 по 30.09.2009, согласно которой поступление денежных средств по договорам охраны отражено в разделе 3 - операции по приносящей доход деятельности.

Для целей налогообложения налогом на прибыль организаций доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, определены в статье 251 НК РФ. Перечень данной статьи носит закрытый характер, состав указанных в ней доходов, является исчерпывающим. При этом в данной статье не указано, что плата, получаемая подразделениями вневедомственной охраны в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, не учитывается при определении налоговой базы.

Исследовав бюджетную роспись (бюджетную смету на 2009 год), а также другие материалы дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в результате невключения ОВО при ОВД по Малоярославецкому району Калужской области в состав доходов от реализации услуг денежных средств, полученных Отделом на основании договоров по охране имущества юридических и физических лиц, предоставления иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, налогоплательщиком занижена налоговая база по налогу на прибыль за 9 месяцев 2009 года на 10 409 511 руб.

Довод ОВО при ОВД по Малоярославецкому району Калужской области о том, что в статье 2 Закона РФ от 18.04.1991 «О милиции» указаны задачи милиции, среди которых отсутствует получение доходов и ведение коммерческой деятельности, как основной, а иные задачи на милицию могут быть возложены только законом «О милиции», правомерно не принят судом первой инстанции во внимание.

Пунктом 1 Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел, утвержденного постановлением Правительства РФ N589 от 14.08.1992, определено, что основной задачей органов вневедомственной охраны является охрана объектов различных форм собственности на основе договоров, что является согласно ст. ст. 1 и 2 Закона РФ N1026 от 18.04.1991 «О милиции» одной из задач милиции в целом.

Как установлено судом, в рассматриваемом случае средства, получаемые ОВО при ОВД по Малоярославецкому району Калужской области по договорам охраны с юридическими и физическими лицами, учитываются федеральным казначейством как средства от приносящей доход деятельности, что подтверждается выпиской из лицевого счета за период с 01.01.2009 по 31.12.2009, согласно которой поступление денежных средств по договорам охраны отражено в разделе 3 - операции по приносящей доход деятельности.

По указанному основанию судом первой инстанции правомерно отклонен довод ОВО при ОВД по Малоярославецкому району Калужской области о том, что средства, получаемые подразделениями вневедомственной охраны в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, не являются объектом налогообложения по налогу на прибыль бюджетных учреждений (доходами от коммерческой деятельности), а являются платой за оказание услуг в рамках реализации компетенции по охране имущества физических и юридических лиц от противоправных посягательств.

Ссылка ОВО при ОВД по Малоярославецкому району Калужской области на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.10.2003 N5953/03 обоснованно признана судом первой инстанции несостоятельной, поскольку при принятии указанного постановления Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации руководствовался положениями нормативно-правовых актов, действовавших до вступления в законную силу Федерального закона от 22.08.2004 N122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и до принятия Правительством Российской Федерации Постановления от 04.08.2005 N489 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации, приостановлении действия Постановления Правительства Российской Федерации от 29.01.2000 N 82 и признании не действующим на территории Российской Федерации Постановления Совета Министров СССР от 22.02.1988 N 263 в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2005 год».

Доводы ОВО при ОВД по Малоярославецкому району Калужской области, заявленные в апелляционной жалобе, являлись обоснованием позиции Отдела по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств и доказательств, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку.

Поскольку суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дал оценку всем представленным сторонами в дело доказательствам, нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено, то основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения суда отсутствуют.

Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Калужской области от 22.07.2010 по делу NА23-1756/10А-14-74 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отдела вневедомственной охраны при ОВД по Малоярославецкому району Калужской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.

     Председательствующий
Н.В.Еремичева
Судьи
Е.Н.Тимашкова
В.Н.Стаханова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка