• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 28 октября 2010 года Дело N А56-32594/2010

Резолютивная часть решения объявлена 29 сентября 2010 года. Полный текст решения изготовлен 28 октября 2010 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Анисимовой О.В., при ведении протокола судебного заседания судьей Анисимовой О.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: заявитель ОАО «Ленэнерго»,

заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу,

о признании незаконным и отмене постановления от 17.05.2010 NЮ78-01-05-23/936-10 по делу об административном правонарушении при участии от заявителя: Смирнов А.В. по доверенности от 17.12.2009, от заинтересованного лица: Прокофьев А.А. по доверенности от 31.12.2009,

установил:

Открытое акционерное общество «Ленэнерго» (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Московском, Фрунзенском, Пушкинском, Колпинском районах (далее - Управление) от 17.05.2010 NЮ78-01-05-23/936-10 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования.

Представитель Управления в удовлетворении заявленных требований просил отказать по основаниям, изложенным в отзыве, ссылаясь на правомерность привлечения Общества к административной ответственности.

Суд рассмотрел дело по представленным в нем материалам и доводам, изложенным представителями сторон в судебном заседании.

Как следует из материалов дела, в связи с поступлением в адрес Управления обращения Чупрова Д.В. по вопросу заключения договора NОД-263/ЛЖЭС/010/9-14148 от 13.10.2009 с ОАО «Ленэнерго» Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Московском, Фрунзенском, Пушкинском, Колпинском районах проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав потребителей ОАО «Ленэнерго».

В ходе проверки установлено, что Общество в нарушение требований статей 16, 32, 37 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон N 2300-1) и статей 422, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) включило в договор NОД-263/ЛЖЭС/010/9-14148 от 13.10.2009 (далее - договор), заключенный с Чупровым Д.В., условия, ущемляющие права потребителя, а именно:

- пункт 4.5 договора: «обязательство заявителя по оплате услуги считается исполненным с момента поступления денежных средств на указанный в договоре расчетный счет сетевой организации»;

- пункт 6.2 договора: «о расторжении договора в одностороннем порядке заявитель обязан письменно уведомить сетевую организацию не менее, чем за 30 дней до даты настоящего расторжения. Заявитель вправе расторгнуть договор лишь при условии полного возмещения сетевой организации убытков, связанных с таким расторжением»;

- пункт 6.4 договора: «в случае расторжения договора по основаниям, предусмотренным пунктами 6.2-6.3 договора сетевая организация вправе взыскать с заявителя неустойку в размере не более 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ»;

- пункт 6.4.2. договора: «убытки сетевой организации возмещаются заявителем в полном объеме сверх неустойки».

Определением от 08.04.2010 Управлением принято решение о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

Должностным лицом Управления 06.05.2010 в присутствии представителя Общества Смирнова А.В. (доверенность от 17.12.2009 N371-09) составлен протокол об административном правонарушении NЮ78-01-05/585-10, согласно которому действия Общества квалифицированы по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ.

Постановлением от 17.05.2010 NЮ78-01-05-23/936-10 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Общество не согласилось с принятым постановлением и обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.

Частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя.

В силу статьи 9 Федерального закона от 26.01.1996 N15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

Государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают, в том числе: проведение мероприятий, связанных с контролем, - проверка соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также обязательных требований к товарам (работам, услугам) (пункты 1, 2 статьи 40 Закона N2300-1).

Согласно части 1 статьи 40 Закона N 2300-1, пунктам 1, 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N322, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В статье 41 Закона N2300-1 установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальных органов), а также иных федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), осуществляющих функции по государственному контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), их должностных лиц обязан предоставить в установленный ими срок достоверные сведения, документацию, объяснения в письменной и (или) устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления указанными федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами полномочий, установленных данным Законом.

Таким образом, Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Московском, Фрунзенском, Пушкинском, Колпинском районах была проведена проверка соблюдения Обществом законодательства в сфере защиты прав потребителей в пределах представленных административному органу полномочий.

В силу пунктов 1 и 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В пункте 1 статьи 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N2300-1 условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Таким образом, условия договоров о предоставлении услуг потребителям должны соответствовать как требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации, так и Закону РФ «О защите прав потребителей».

Согласно статьи 32 Закона N 2300-1 потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Согласно пункту 1 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Согласно пункту 1 статьи 779, пункту 1 статьи 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

В пункте 1 статьи 450 ГК РФ установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором.

В соответствии с пунктом 1 статьи 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Изложив пункт 6.2 договора в приведенной редакции, Общество лишило потребителя права отказаться от исполнения договора в любое время, что противоречит нормам действующего законодательства и обоснованно расценено Управлением как ущемление прав потребителей.

Условия, изложенные в пунктах 6.2, 6.4, 6.4.2. договора, согласно которым заявитель вправе расторгнуть договор лишь при условии полного возмещения сетевой организации убытков, связанных с таким расторжением; в случае расторжения договора по основаниям, предусмотренным пунктами 6.2-6.3 договора сетевая организация вправе взыскать с заявителя неустойку в размере не более 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ; убытки сетевой организации возмещаются заявителем в полном объеме сверх неустойки, противоречат положениям статьи 32 Закона N2300-1 и пункта 1 статьи 782 ГК РФ о праве потребителя отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, к которым в данном случае не относятся убытки и неустойка.

Таким образом, включение Обществом в договор пунктов 6.2, 6.4, 6.4.2, противоречит нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 32 Закона N 2300-1, а, следовательно, условия указанных пунктов ущемляют установленные законом права потребителей.

Согласно статье 37 Закона N 2300-1 оплата оказанных услуг (выполненных работ) производится посредством наличных или безналичных расчетов в соответствии с законодательством Российской Федерации. При использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств соответственно продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Согласно пункту 4.5 договора обязательство заявителя по оплате услуги считается исполненным с момента поступления денежных средств на указанный в договоре расчетный счет сетевой организации.

Данное условие договора противоречит части 4 статьи 37 Закона N2300-1 и обоснованно расценено Управлением как ущемление прав потребителей.

Неправомерной является ссылка Общества на положения статьи 421 ГК РФ, предусматривающие свободу заключения договора, поскольку свобода договора не должна приводить к отрицанию или умалению других общепризнанных прав и свобод. Условия договора при соблюдении принципа свободы договора не должны ущемлять установленные законом права потребителей.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ, и вина Общества в его совершении подтверждены материалами дела.

Протокол составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом, нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено, дело рассмотрено в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Суд не находит оснований для признания совершенных Обществом правонарушений малозначительными и применения статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку выявленные при проверке правонарушения связаны с несоблюдением юридическим лицом требований и положений Закона РФ «О защите прав потребителей».

При таких обстоятельствах постановление Управления от 17.05.2010 NЮ78-01-05-23/936-10 является законным и обоснованным, а оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.

В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований открытого акционерного общества «Ленэнерго» о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Московском, Фрунзенском, Пушкинском, Колпинском районах от 17.05.2010 NЮ78-01-05-23/936-10 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.

     Судья
Анисимова О.В.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А56-32594/2010
Принявший орган: Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Дата принятия: 28 октября 2010

Поиск в тексте