• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 05 октября 2010 года Дело N А51-10601/2010

Резолютивная часть решения объявлена 04.10.2010. Полный текст решения изготовлен 05.10.2010 Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Голуб Е.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Карпачевым М.В.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ООО «Владагросервис»

к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, о признании незаконным решения

при участии в судебном заседании: от заявителя - представители Кулаков Е.А. по доверенности от 01.07.2010, Демина А.Ю. по доверенности от 01.07.2010; от ответчика - главный консультант Пламадяла С.В. по доверенности от 15.12.2009

установил: ООО «Владагросервис» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента от 07.04.2010 N 29/02-20-4759 об отказе в предоставлении в аренду сроком на 5 лет для целей, не связанных с капитальным строительством, земельных участков:

- с кадастровым номером 25:28:03 00 18:139, площадью 349 кв.м, расположенный примерно в 21 м по направлению на юго-запад от ориентира жилой дом, находящегося за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Сахалинская, д. 42, для использования в целях размещения магазина розничной торговли (прочей).

- с кадастровым номером 25:28:03 00 18:138, площадью 128 кв.м, расположенный примерно в 52 м по направлению на юго-запад от ориентира жилой дом, находящегося за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Сахалинская, д. 42, для использования в целях размещения магазина розничной торговли (прочей).

- с кадастровым номером 25:28:03 00 18:144, площадью 56 кв.м, расположенный примерно в 72 м по направлению на юго-запад от ориентира жилой дом, находящегося за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Сахалинская, д. 42, для использования в целях размещения павильона бытового обслуживания.

- с кадастровым номером 25:28:03 00 18:137, площадью 134 кв.м, расположенный примерно в 77 м по направлению на юго-запад от ориентира жилой дом, находящегося за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Сахалинская, д. 42, для использования в целях размещения магазина розничной торговли (прочей).

- с кадастровым номером 25:28:03 00 18:252, площадью 145,75 кв.м, расположенный примерно в 56 м по направлению на юго-запад от ориентира жилой дом, находящегося за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Сахалинская, д. 42, для использования в целях размещения павильона бытового обслуживания.

- с кадастровым номером 25:28:03 00 18:145, площадью 63 кв.м, расположенный примерно в 28 м по направлению на юго-запад от ориентира жилой дом, находящегося за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Сахалинская, д. 42, для использования в целях размещения павильона бытового обслуживания.

- с кадастровым номером 25:28:03 00 18:253, площадью 312,1 кв.м, расположенный примерно в 15 м по направлению на юго-запад от ориентира жилой дом, находящегося за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Сахалинская, д. 42, для использования в целях размещения магазина розничной торговли (прочей).

- с кадастровым номером 25:28:03 00 18:143, площадью 26 кв.м, расположенный примерно в 25 м по направлению на юго-запад от ориентира жилой дом, находящегося за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Сахалинская, д. 42, для использования в целях размещения магазина розничной торговли (прочей).

В обоснование заявленных требований общество «ВЛАДАГРОСЕРВИС» сослалось на то, оспариваемое решение противоречит статье 34 ЗК РФ и нарушает права общества на дальнейшее использование испрашиваемых земельных участков в целях, не связанных со строительством. Довод Департамента об использовании спорных земельных участков с нарушением целевого назначения опровергается материалами дела, в том числе актом проверки, представленным самим ответчиком. Департамент необоснованно ссылается на то, что испрашиваемые земельные участки отведены под организацию розничного универсального рынка. Под организацию розничного рынка обществу предоставлен иной земельный участок с кадастровым номером 25:28:03 00 18:10249, который не испрашивается обществом в заявлении от 23.12.2008.

Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края требования считает необоснованными по мотивам, изложенным в оспариваемом решении, также отмечает отсутствие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку Департаментом не оспаривается преимущественное прав арендатора о заключении договоров на новый срок. Указывает, что срок действия договоров продлен на неопределенный срок и арендодатель не предпринимает мер к освобождению обществом занимаемых им земельных участков.

Из материалов дела судом установлено, что 25.12.2006 между ООО «ВЛАДАГРОСЕРВИС» и УМИГА администрации г.Владивостока заключены договоры аренды восьми земельных участков, расположенных в районе ул.Сахалинская,42 в г.Владивостоке, сроком действия по 31.03.2009 года.

Земельные участки предоставлены:

- с кадастровым номером 25:28:03 00 18:139, площадью 349 кв.м для использования в целях размещения магазина розничной торговли (прочей).

- с кадастровым номером 25:28:03 00 18:138, площадью 128 кв.м, для использования в целях размещения магазина розничной торговли (прочей).

- с кадастровым номером 25:28:03 00 18:144, площадью 56 кв.м, для использования в целях размещения павильона бытового обслуживания.

- с кадастровым номером 25:28:03 00 18:137, площадью 134 кв.м, для использования в целях размещения магазина розничной торговли (прочей).

- с кадастровым номером 25:28:03 00 18:252, площадью 145,75 кв.м, для использования в целях размещения павильона бытового обслуживания.

- с кадастровым номером 25:28:03 00 18:145, площадью 63 кв.м, для использования в целях размещения павильона бытового обслуживания.

- с кадастровым номером 25:28:03 00 18:253, площадью 312,1 кв.м, для использования в целях размещения магазина розничной торговли (прочей).

- с кадастровым номером 25:28:03 00 18:143, площадью 26 кв.м, для использования в целях размещения магазина розничной торговли (прочей).

До истечения срока действия договоров общество «ВЛАДАГРОСЕРВИС» 23.12.2008 вход. N 29-15081 обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении перечисленных выше земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством, сроком до 31.03.2014.

Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края письмом от 07.04.2010 29/06-20-4759 отказал в предоставлении испрашиваемых земельных участков со ссылкой на то, земельные участки используются не по целевому назначению, на них возведены объекты капитального строительства, что не предусмотрено договорами аренды и предоставление земельных участков невозможно в порядке статьи 34 ЗК РФ. Кроме того, земельные участки сформированы для размещения отдельных объектов, тогда как территория ими занимаемая в силу постановления администрации Приморского края от 04.06.2007 N 128-па, предназначена для размещения розничного рынка.

ООО «ВЛАДАГРОСЕРВИС», не согласившись с указанным решением об отказе в предоставлении земельных участков, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.

Согласно статьи 13 Гражданского кодекса РФ, статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны судом недействительными в случае их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконного возложения каких-либо обязанностей, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом необходимо наличие двух условий в совокупности.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с ней органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока.

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Заявление общества соответствует требованиям, предъявляемым земельным законодательством. Со стороны собственника публикация информации об испрашиваемых земельных участках осуществлена.

В соответствии со статьями 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия.

В обоснование отказа в заключении договоров на новый срок Департамент ссылается на нецелевое использование испрашиваемых земельных участков, что, по мнению ответчика, подтверждается актом проверки N 2 от 12.03.2010. Однако, вывод Департамента о наличии на земельном участке объектов капитального строительства сделан на основании визуального осмотра земельных участков лицами, не обладающими специальными познаниями, и не подтвержден надлежащими доказательствами. Ссылка ответчика на отметки на топосъемке о наличии объектов капитального строительства не может быть принята во внимание, поскольку топосъемка не является правоустанавливающим документом и данный документ не представлен суду. В то же время заявителем представлено Техническое заключение технического обследования объектов по адресу: ул.Сахалинская,42 в г.Владивостоке, выполненное лицензированной организацией ООО «Грифон в». Специалист лицензированной организации, обследовав в период с 24 по 26 августа 2010 года строения, расположенные по ул.Сахалинская,42, установил, что обследуемые строения не являются капитальными строениями, относятся в сборно-разборным модулям, жестко не связаны с землей, демонтаж конструкцией не повлияет на состояние окружающей среды.

Довод Департамента о том, что испрашиваемые земельные участки предназначены для размещения розничного рынка на основании постановления администрации Приморского края от 04.06.2007 N 128-па «Об утверждении плана организации розничных рынков на территории Приморского края» является необоснованным. Так, согласно Плана организации розничных рынков на территории Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 26.10.2007 N 280-па, на территории Владивостокского городского округа было утверждено размещение универсального рынка, место расположения: г.Владивосток, ул.Сахалинская, 42. Указанный земельный участок имеет кадастровый номер 25:28:03 00 18:10249 площадью 2091 кв м и не налагается на земельные участки, арендованные обществом по договорам 2006 года и испрашиваемые на новый срок по заявлению от 23.12.2008.

Ссылка Департамента на отсутствие факта нарушения прав и законных интересов общества является несостоятельной. Согласно п.2 статьи 621 Гражданского кодекса РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. Однако, пунктом 5.1 договоров аренды 2006 года стороны предусмотрели иной порядок продления договоров. В соответствии с указанным пунктом продление договора на новый срок производится исключительно по соглашению сторон. При этом арендатор должен направить арендодателю не позднее чем за три месяца до окончания срока действия договора письменное заявление о заключении договора на новый срок или продлении договора (пункт 2.3.3 договора). Арендатор в срок, установленный договорами, обратился с заявлением о заключении договоров на новый срок.

Кроме того, гражданским законодательством определен различный порядок расторжения договора, заключенного на определенный и неопределенный срок. При заключении договора на неопределенный срок арендодатель имеет возможность отказаться от договора в любое время, предупредив об этом арендатора за три месяца (ч.2 статьи 610 ГК РФ), что в рассматриваемом случае может способствовать созданию нестабильности в хозяйственной деятельности общества. Также суд принимает во внимание довод общества о невозможности получения лицензий на торговлю товарами, реализация которых подлежит лицензированию, при отсутствии договора аренды недвижимого имущества с согласованным сторонами сроком действия.

Из изложенного следует вывод, что оспариваемое решение Департамента не соответствует требованиям действующего законодательства, создает заявителю препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности. Требования общества подлежит удовлетворению.

Расходы по государственной пошлине относятся на Департамент в силу статьи 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать незаконным решение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 07.04.2010 N 29/02-20-4759 об отказе ООО «ВЛАДАГРОСЕРВИС» в предоставлении земельных участков в аренду сроком на 5 лет для целей, не связанных с капитальным строительством, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации. Взыскать с Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в пользу ООО «ВЛАДАГРОСЕРВИС» 2000 (две тысячи) рублей государственной пошлины по заявлению.

Исполнительный лист на взыскание госпошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течении месяца со дня принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края.

     Судья
Е.И.Голуб

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-10601/2010
Принявший орган: Арбитражный суд Приморского края
Дата принятия: 05 октября 2010

Поиск в тексте