• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 22 ноября 2010 года Дело N А51-12637/2010

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 15.11.2010, изготовление мотивированного решения отложено до 22.11.2010. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Э.Э. Падина, при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Е. Мазуренко, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Первомайскому району г. Владивостока к Отделению по Ленинскому и Первомайскому районам г. Владивостока Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, третье лицо: индивидуальный предприниматель Сентюрин Михаил Владимирович, об оспаривании действий, а также ненормативного акта государственного органа, при участии в судебном заседании:

от заявителя - Нечаева М.В. (паспорт, доверенность от 30.08.2010),

от отделения - Канаев И.О. (удостоверение, доверенность от 16.02.2010),

третье лицо - не явилось, уведомлен надлежащим образом, установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по Первомайскому району г. Владивостока (далее по тексту - «заявитель», «инспекция») обратилась с заявлением о признании незаконными действий Отделения по Ленинскому и Первомайскому районам г. Владивостока Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - «отделение») по приостановлению осуществления операций по расходованию средств на лицевом счете, а также о признании незаконным уведомления отделения о приостановлении операций по расходованию средств по лицевому счету.

Сентюрин М.В., надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, участия в нем не принял. Дело рассмотрено в отсутствие неявившегося лица на основании части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заявитель в судебном заседании поддержал заявление в полном объеме, считает, что инспекцией предприняты все необходимые меры для исполнения обязательств, вина заявителя отсутствует, в связи с чем мера принуждения в виде приостановления операций по расходованию средств по лицевому счету заявителя не могла быть применена отделением.

Представитель отделения возражал против удовлетворения заявления по доводам отзыва на заявление, считает, что оспариваемые действия соответствуют закону.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд установил следующее.

На основании вступившего в законную силу определения Арбитражного суда Приморского края от 26.01.2010 по делу N А51-5913/2008 о завершении конкурсного производства с Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г.Владивостока в пользу арбитражного управляющего Сентюрина Михаила Владимировича взысканы судебные расходы в размере 39533 руб. 44 коп.

Взыскателю - арбитражному управляющему Сентюрину М.В. 31.03.2010 выдан исполнительный лист АС N 001757476, в соответствии с которым, в качестве должника указана Инспекция Федеральной налоговой службы России по Первомайскому району г. Владивостока.

07.05.2010 указанный исполнительный документ принят на исполнение Отделением по Ленинскому и Первомайскому районам г. Владивостока Управления Федерального казначейства по Приморскому краю.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации отделение уведомило инспекцию о поступлении исполнительного документа уведомлением от 11.05.2010 N 1857 (исх. N 2004-07-27/740).

Письмом от 17.05.2010 N 02.01-21/09131 инспекция известила отделение об источнике образовавшейся задолженности, указав на отсутствие в настоящий момент средств, требующихся для исполнения вышеуказанного исполнительного листа. Также инспекция представила копию запроса-требования от 17.05.2010 N 02.01-33/09122, направленного в Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю.

В связи с истечением трехмесячного срока исполнения исполнительного документа АС N 001757476 и неисполнением должником содержащихся в нем требований, отделением в адрес инспекции направлено уведомление о приостановлении операций по расходованию средств на лицевом счете 03201451950 на основании пункта 8 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Одновременно с этим в адрес взыскателя направлено уведомление от 09.08.2010 N 1857 (исх. N 2004-07-27/1160) о возможности отзыва исполнительного документа и предъявления требований к главному распорядителю средств бюджета - Управлению Федеральной налоговой службы по Приморскому краю.

Не согласившись с действиями отделения заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, счел заявление не подлежащим удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительным обжалуемых действий и ненормативного правового акта необходимо одновременное соблюдение следующих двух условий - несоответствия ненормативного правового акта закону и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя. Отсутствие хотя бы одного из указанных выше условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 239, статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - «БК РФ») исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с бюджетным законодательством.

Согласно пункту 5 статьи 161 БК РФ бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему соответствующих лимитов бюджетных обязательств.

В соответствии с пунктом 6 статьи 161 БК РФ положения, установленные названным Кодексом применительно к бюджетным учреждениям, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами. Так, указанные положения распространяются на территориальные органы Федеральной налоговой службы.

Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений определен статьей 242.3 БК РФ.

В соответствии с установленным порядком (пункт 2 статьи 242.3 БК РФ) предусмотрено, что орган Федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

Согласно пункту 3 статьи 242.3 БК РФ должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган Федерального казначейства информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.

Для исполнения исполнительного документа за счет средств федерального бюджета должник одновременно с указанной информацией представляет в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств федерального бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

Согласно пункту 5 указанной статьи при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств федерального бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган Федерального казначейства.

В соответствии с пунктом 6 статьи 242.3 БК РФ главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

На основании пункта 8 статьи 242.3 БК РФ при неисполнении в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган Федерального казначейства документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.

Суд также учитывает, что БК РФ наделяет Федеральное казначейство не только общими бюджетными полномочиями (по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета и др.), но и возлагает на него особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений (статьи 161 и 242.3 БК РФ).

Принимая во внимание изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя о признания несоответствующими закону действий, а также ненормативного акта Отделения по Ленинскому и Первомайскому районам г. Владивостока Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, касающихся приостановления операций по расходованию средств по лицевому счету заявителя.

Довод заявителя об отсутствии вины в несвоевременном исполнении требований исполнительного листа, в связи с отсутствием достаточного финансирования мероприятий, связанных с процедурами банкротства, суд считает несостоятельными.

В рассматриваемом случае отсутствие вины не влияет на правомерность оспариваемых действий и ненормативного правового акта отделения, поскольку приостановление операций вытекает из прямого указания БК РФ, глава 24.1 которого является специальной нормой и не устанавливает дополнительных условий для приостановления операций.

По смыслу пункта 8 статьи 242.3 БК РФ приостановление подразделением Федерального казначейства операций по расходованию средств в отношении должника, не направлено на привлечение последнего в качестве получателя бюджетных средств к ответственности за виновное нарушение бюджетного законодательства. Такое приостановление является временной ограничительной мерой, применяемой к неисправному должнику, не перечислившему в установленный законом трехмесячный срок взыскателю причитающиеся последнему денежные средства. Следовательно, в данных отношениях орган Федерального казначейства выступает именно в качестве специального федерального органа государственной власти, обеспечивающего в силу закона должное исполнение решений судов в особой процедуре обращения взыскания на бюджетные средства, учитываемые на лицевых счетах, открытых в данном органе Федерального казначейства. В этой сфере действия органа Федерального казначейства предопределены отношениями, связывающими взыскателя и должника, в которых обязанность по исполнению судебного акта возложена на должника.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной полшины подлежат взысканию с заявителя. Однако в соответствии с 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах. В связи с чем, расходы по уплате госпошлины на заявителя судом не относятся.

Принятые определением от 16.08.2010 обеспечительные меры в виде приостановления действия уведомления Отделения по Ленинскому и Первомайскому районам г. Владивостока Управления Федерального казначейства по Приморскому краю N1857 от 09.08.2010 по приостановлению операций по расходованию средств по лицевому счету Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Владивостока в соответствии с положениями части 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действуют до вступления решения в законную силу.

Руководствуясь статьями 167-171, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции.

     Судья
Э.Э.Падин

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-12637/2010
Принявший орган: Арбитражный суд Приморского края
Дата принятия: 22 ноября 2010

Поиск в тексте