ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 сентября 2010 года Дело N А32-55112/2009

15АП-8870/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2010 г.. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Смотровой Н.Н., судей С.И. Золотухиной, Н.Н. Ивановой,

при ведении протокола судебного заседания председательствующим,

при участии: от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом, уведомление N 40276, вручено 05.08.2010 г., от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом, уведомление N40277, вручено 09.08.2010 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 27 мая 2010г. по делу N А32-55112/2009 по заявлению закрытого акционерного общества "Кубаньторгодежда" к заинтересованному лицу Новороссийской таможне о признании незаконными действий, принятое в составе судьи Погорелова И.А.

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество "Кубаньторгодежда" (далее -общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее -таможня) о признании незаконными действий по корректировке таможенной стоимости товара, задекларированного по ГТД N 10317100/220808/0001029, N 10317100/290808/0001166, N 10317100/100908/0001356, N 10317090/221008/0002552; об обязании применить в отношение товаров, ввезенных по ГТД N 10317100/220808/0001029, N 10317100/290808/0001166, N 10317100/100908/0001356, N 10317090/221008/0002552 первый метод определения таможенной стоимости (с учетом уточненных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).

Решением суда от 27.05.2010 г. заявленные обществом требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что таможенный орган не доказал наличие оснований, исключающих применение основного метода определения таможенной стоимости товара, а также не представил доказательств невозможности применения второго - пятого методов определения таможенной стоимости товаров и, применяя резервный метод без надлежащего обоснования невозможности использования предыдущих методов, нарушил законодательно установленное правило последовательного их применения.

Не согласившись с принятым судебным актом, таможня обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. Жалоба мотивирована тем, что данные использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально в полном объеме. Кроме того, таможенный орган ссылается на то, что обществом не было представлено решение по вопросу корректировки таможенной стоимости.

В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.

Таможня и общество своих представителей в судебное заседание не направили, о дате, месте и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом. Учитывая изложенное, на основании ст. 156 АПК РФ, суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей таможни и общества.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между ООО «Кубаньторгодежда» и компанией «Лидер Козметик» САН.ВЕ.ТИК.ЛТД.СТИ Турция заключен внешнеторговый контракт от 17.04.2008 N КТО-07. Во исполнение указанного контракта по декларациям N 10317100/220808/0001029, N 10317100/290808/0001166, N 10317100/100908/0001356, N 10317090/221008/0002552 на условиях CFR-Новороссийск оформлен ввоз товаров -освежители воздуха для помещений в аэрозольной упаковке без содержания этилового спирта, не обладающий дезинфицирующими свойствами в ассортименте - заявленная таможенная стоимость соответственно ГТД 30 492 евро, 31 064 евро, 65 316,16 евро, 118 414, 80 евро.

Таможенная стоимость по ГТД N 10317100/220808/0001029, N 10317100/290808/0001166, N 10317100/100908/0001356, N 10317090/221008/0002552 была заявлена обществом по первому методу определения таможенной стоимости, т.е. по цене сделки с ввозимыми товарами.

Для подтверждения заявленной таможенной стоимости таможенному органу были представлены:

- по ГТД N 10317100/220808/0001029: контракт КТО -07 от 17.04.2008, дополнительное соглашение от 18.07.2008 N 1, спецификация N 2 от 08.06.2008 и ее перевод, инвойс N 205 от 08.06.2008 и его перевод, паспорт сделки N 08060004/2272/0056/2/0, справка о поставках от 12.08.2008, СЭЗ N 77.01.12.238.П052791.07.08 от 02.07.2008, сертификат соответствия РОСС TR.AE95.B 17009 от 03.07.2008, заключение от 06.08.2008 N 14-27/1086, коносамент от 15.08.2008 N AD/IST08/2480, AD/IST08/2479, документ учета, упаковочный лист, коносамент от 15.08.2008 N ADMKPXMPS209 SERVICE;

- по ГТД N 10317100/290808/0001166: контракт КТО -07 от 17.04.2008, дополнительное соглашение от 18.07.2008 N 1, спецификация N 3 от 19.08.2008 и ее перевод, инвойс N 335305 от 19.08.2008 и его перевод, паспорт сделки N 08060004/2272/0056/2/0, справка о поставках, СЭЗ N 77.01.12.238.П052791.07.08 от 02.07.2008, сертификат соответствия РОСС TR.AE95.B 17009 от 03.07.2008, заключение от 06.08.2008 N 14-27/1086, коносамент от 21.08.2008 N AD/IST08/2591, AD/IST08/2602, документ учета, упаковочный лист, коносамент от 21.08.2008 N ADMKPXMCU203 SERVICE;

- по ГТД N 10317100/100908/0001356: контракт КТО -07 от 17.04.2008, дополнительное соглашение от 18.07.2008 N 1, спецификации N 4 от 20.08.2008, N 5 от 28.08.2008 и их перевод, инвойсы N 335311 от 20.08.2008, N 335348 от 28.08.2008 и их перевод, паспорт сделки N 08060004/2272/0056/2/0, справка о поставках, СЭЗ N 77.01.12.238.П052791.07.08 от 02.07.2008, сертификат соответствия РОСС TR.AE95.B 17009 от 03.07.2008, заключение от 06.08.2008 N 14-27/1086, коносаменты от 02.09.2008 N AD/IST08/2676, AD/IST08/2610, AD/IST08/2601 документ учета, упаковочный лист, коносамент от 02.09.2008 N ADMKPXMPM211 SERVICE;

- по ГТД N 10317090/221008/0002552: контракт КТО -07 от 17.04.2008, дополнительное соглашение от 18.07.2008 N 1, спецификации N 5 от 26.09.2008, N 6 от 26.09.2008, N 7 от 26.09.2008 и их перевод, инвойсы N 335460 от 26.09.2008, N 335461 от 26.09.2008 N 335462 от 26.09.2008 и их перевод, паспорт сделки N 08060004/2272/0056/2/0, справка о поставках, СЭЗ N 77.01.12.238.П052791.07.08 от 02.07.2008, сертификат соответствия РОСС TR.AE95.B 17009 от 03.07.2008, заключение от 06.08.2008 N 14-27/1086, коносаменты от 17.10.2008, 14.10.2008, документ учета, упаковочный лист, коносамент от 12.10.2008 N MSCISTADRI089.

В ходе проведения таможенного контроля Новороссийской таможней признано, что представленные обществом к таможенному оформлению документы и сведения недостаточны для подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости товара, в связи с чем в адрес общества были направлены: по ГТД N 10317100/220808/0001029 запрос N 1 от 02.09.08: о представлении дополнительных документов: пояснения по условиям продажи; прайс-листы производителя на условиях EXW; экспортные декларации страны вывоза с переводом на русский язык, бухгалтерские документы о постановке товара на учет, договоры на реализацию товара на внутреннем рынке, ведомость банковского контроля.

В соответствии с запросом общество не представило таможенному органу запрашиваемые документы.

По ГТД N 10317100/220808/0001029 таможней произведена корректировка таможенной стоимости с использованием шестого метода по цене 1, 25 долл. США за кг.

По ГТД N 10317100/290808/0001166, N 10317100/100908/0001356, N 10317090/221008/0002552 таможня согласилась с заявленной таможенной стоимостью.

Решением ЮТУ от 04.08.2009 N 10300000/040809/154 решения о принятии таможенной стоимости по ГТД N 10317100/290808/0001166, N

10317100/100908/0001356, N 10317090/221008/0002552 отменены.

Решением ЮТУ от 04.08.2009 N 10300000/040809/153 решение о принятии таможенной стоимости по ГТД N 10317100/220808/0001029 отменено.

По КТС -1 от 21.08.2009 произведена корректировка таможенной стоимости товара по ГТД N 10317100/220808/0001029, N 10317100/290808/0001166, N 10317100/100908/0001356, N 10317090/221008/0002552 с использованием «резервного» метода на базе 3 метода по цене сделки с однородными товарами. Таможенная стоимость однородных товаров взята из ГТД N 10216100/070708/0064351.

Не согласившись с действиями таможни, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что таможня неправомерно отказала обществу в определении таможенной стоимости товара методом по цене сделки с ввозимыми товарами и откорректировала таможенную стоимость по шестому (резервному) методу.

В силу ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 45 ТК РФ любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если такими решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.

В соответствии со ст. 30 НК РФ таможенные органы обладают полномочиями налоговых органов и действуют в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ.

Также в соответствии со ст.ст. 323, 361, 363, ч. 3 ст. 367 ТК РФ таможенные органы вправе проводить таможенный контроль (в том числе и контроль за правильностью определения таможенной стоимости и начисления таможенных платежей) вне зависимости от выпуска товаров таможенный контроль за ними может производиться в любое время.

Согласно ст. 12 Закона РФ от 21.05.1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе»

(далее- Закон N 5003-1) определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров: метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами; метода по стоимости сделки с идентичными товарами; метода по стоимости сделки с однородными товарами; метода вычитания; метода сложения; резервного метода.

Первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном п. 1 ст. 19 Законом N 5003-1 . Если таможенная стоимость товаров не может быть определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными ст.ст. 20, 21, 22, 23 Закона N 5003-1, применяемыми последовательно.

При определении таможенной стоимости товаров декларант имеет право выбрать очередность применения методов, установленных ст.ст. 22 и 23 Закона N 5003-1 .

Если для определения таможенной стоимости товаров невозможно использовать ни один из указанных выше методов, то таможенная стоимость товаров определяется по резервному методу, установленному ст. 24 Закона N 5003-1.

В соответствии с п. 3 ст. 13 Закона N 5003-1 заявление и контроль таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, производятся в соответствии с ТК РФ.

Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами согласно ст. 322 ТК РФ являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество.

Согласно ст. 323 ТК РФ таможенная стоимость товара определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством РФ, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.

В соответствии с п. 4 ст. 323 ТК РФ, если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их предоставления. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представляемых им сведений.

Если в сроки выпуска товаров процедура определения таможенной стоимости товаров не завершена, выпуск производится при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены. Таможенный орган в письменной форме сообщает декларанту размер требуемого обеспечения уплаты таможенных платежей.

При отсутствии данных о товарах, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представляемые декларантом документы и сведения не являются достоверными (или) достаточным, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода. В указанном случае между таможенным органом и декларантом могут проводиться консультации по выбору метода определения таможенной стоимости товаров.

В случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения, либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров. Таможенный орган уведомляет декларанта о принятом решении в письменной форме. В случае если требуется доплата таможенных пошлин, налогов, таможенный орган выставляет требование об уплате таможенных платежей.

Кроме того, порядок контроля таможенной стоимости товаров при декларировании и выпуске товаров, а также после выпуска товаров в свободное обращение определен в «Положении о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации», утвержденном Приказом ГТК РФ от 05.12.2003 г. N 1399, «Инструкции по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации», утвержденной Приказом ФТС РФ от 22.11.2006 г. N 1206, Приказом ФТС РФ от 25.04.2007 г. N 536 "Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом" (действовавшим на момент таможенного оформления).

Согласно ст. 19 Закона N 5003-1 таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в РФ и дополненная в соответствии со ст. 19.1 Закона N 5003-1. Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, для целей настоящей статьи является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца.

В соответствии со ст. 19.1 Закона N 5003-1 при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами в цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, должны быть учтены дополнительные начисления, которые производятся на основании документально подтвержденных и поддающихся количественному определению сведений с использованием данных бухгалтерского учета покупателя. При отсутствии сведений, документально подтвержденных и поддающихся количественному определению, для осуществления дополнительных начислений метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не применяется.

Как следует из материалов дела, основанием для отказа обществу в применении первого метода определения таможенной стоимости послужила недостаточная документальная подтверждённость таможенной стоимости. Однако, данный вывод таможенного органа о невозможности определения таможенной стоимости по первому методу и его аргументация не соответствуют действующему законодательству и фактическим обстоятельствам.

Материалами дела, подтверждается факт своевременного предоставления в таможенный орган документов, необходимых для определения таможенной стоимости по первому методу. Перечень документов и сведений, подлежащих представлению в обоснование применения первого метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами, утвержден Приказом ФТС РФ о 25.04.2007 г. N536.

Как следует из материалов дела, общество документально подтвердило правомерность определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами (первый метод), а именно:

по ГТД N 10317100/220808/0001029: контракт КТО -07 от 17.04.2008, дополнительное соглашение от 18.07.2008 N 1, спецификация N 2 от 08.06.2008 и ее перевод, инвойс N 205 от 08.06.2008 и его перевод, паспорт сделки N 08060004/2272/0056/2/0, справка о поставках от 12.08.2008, СЭЗ N 77.01.12.238.П052791.07.08 от 02.07.2008, сертификат соответствия РОСС TR.AE95.B 17009 от 03.07.2008, заключение от 06.08.2008 N 14-27/1086, ДТС-1, коносамент от 15.08.2008 N AD/IST08/2480, AD/IST08/2479, документ учета, упаковочный лист, коносамент от 15.08.2008 N ADMKPXMPS209 SERVICE;

по ГТД N 10317100/290808/0001166: контракт КТО- 07 от 17.04.2008, дополнительное соглашение от 18.07.2008 N 1, спецификация N 3 от 19.08.2008 и ее перевод, инвойс N 335305 от 19.08.2008 и его перевод, паспорт сделки N 08060004/2272/0056/2/0, справка о поставках, СЭЗ N 77.01.12.238.П052791.07.08 от 02.07.2008, сертификат соответствия РОСС TR.AE95.B 17009 от 03.07.2008, заключение от :б.08.2008 N 14-27/1086, ДТС-1, коносамент от 21.08.2008 N AD/IST08/2591, . AD/IST08/2602, документ учета, упаковочный лист, коносамент от 21.08.2008 N ADMKPXMCU203 SERVICE;

по ГТД N 10317100/100908/0001356: контракт КТО -07 от 17.04.2008. дополнительное соглашение от 18.07.2008 N 1, спецификации N 4 от 20.08.2008, N 5 от 28.08.2008 и их перевод, инвойсы N 335311 от 20.08.2008, N 335348 от 28.08.2008 и их перевод, паспорт сделки N 08060004/2272/0056/2/0, справка о поставках, СЭЗ N 77.01.12.238.П052791.07.08 от 02.07.2008, сертификат соответствия РОСС TR.AE95.B 17009 от 03.07.2008, заключение от 06.08.2008 N 14-27/1086, ДТС-1. коносаменты от 02.09.2008 N AD/IST08/2676, AD/IST08/2610, AD/IST08/2601 документ учета, упаковочный лист, коносамент от 02.09.2008 N ADMKPXMPM211 SERVICE;

по ГТД N 10317090/221008/0002552: контракт КТО -07 от 17.04.2008. дополнительное соглашение от 18.07.2008 N 1, спецификации N 5 от 26.09.2008, N 6 от 26.09.2008, N 7 от 26.09.2008 и их перевод, инвойсы N 335460 от 26.09.2008, N 335461 от 26.09.2008 N 335462 от 26.09.2008 и их перевод, паспорт сделки N 08060004/2272/0056/2/0, справка о поставках, СЭЗ N 77.01.12.238.П052791.07.08 от 02.07.2008, сертификат соответствия POCC-TR.AE95.B17009 от 03.07.2008, заключение от 06.08.2008 N 14-27/1086, ДТС-1, коносаменты от 17.10.2008, 14.10.2008, документ учета. упаковочный лист, коносамент от 12.10.2008 N MSCISTADRI089.

В соответствии с приказом общество представило все необходимые документы. При этом расчет таможенной стоимости товара произведен обществом на основании цены товара, фактически уплаченной продавцу в соответствии со стоимостью, указанной в ГТД и суммами указанными в инвойсах компании. Достоверность сведений в указанных выше документах таможенным органом под сомнение не ставится.

Отказывая в применении основного метода, таможенный орган обязан указать основания, по которым не применяется первый метод определения таможенной стоимости товара, который был заявлен декларантом первоначально.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Закона N5003-1 существует только 4 исчерпывающих основания не применять первый метод определения таможенной стоимости товара, а именно, таможенной стоимостью товаров является стоимость сделки при условии, если:

1) не существует ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые установлены федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров;