ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 ноября 2010 года Дело N А32-45947/2009

15АП-11732/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2010 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р., судей Малыхиной М.Н., Тимченко О.Х., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Назыковым А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 01 сентября 2010 года по делу N А32-45947/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лодочник» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю при участии третьего лица администрации Краснодарского края о признании незаконными действий по определению кадастровой стоимости земельного участка, принятое судьей Мазуровой Н.С.,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной с ответственностью «Лодочник» (далее - ООО «Лодочник», общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю (далее - Управление) в части определения кадастровой стоимости земельного участка площадью 300 кв.м, расположенного в г. Ейске, по ул. Пляжной, 2/2, кадастровый номер 23:42:0101001:35, в сумме 1 496 871 руб., а также об обязании Управления исправить кадастровую стоимость указанного земельного участка. Заявленные обществом требования мотивированы следующими доводами.

20.07.2009 Управлением выдан кадастровый паспорт земельного участка с номером 23:42:0101001:35, расположенного в г. Ейске по ул. Пляжная, 2\2, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка составляет 1 496 871 руб., удельный показатель кадастровой стоимости 4 989 руб. 57 коп. По данным кадастрового плана земельного участка от 09.10.2007 кадастровая стоимость земельного участка составляла 163 320 руб., а удельный показатель кадастровой стоимости - 544,4 руб. За 1 кв.м, сумма земельного налога составляла для общества 1029 руб. за шесть месяцев. В результате увеличения кадастровой стоимости более чем в девять раз сумма земельного налога, уплачиваемого обществом, значительно возросла. При определении кадастровой стоимости земельного участка на 2008 год Управление руководствовалось распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края», которое не было официально опубликовано в установленном порядке. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Краснодарского края. В судебном заседании 01.06.2010 судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приняты к рассмотрению уточненные требования, сформулированные заявителем следующим образом:

признать незаконным действия Управления Федерального агентства кадастра недвижимости по Краснодарскому краю по применению распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» при определении кадастровой стоимости земельного участка площадью 300 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Ейский район, г. Ейск, ул. Пляжная, 2/2, кадастровый номер 23:42:0101001:35, в сумме 1 496 871 руб.; обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу привести в соответствие кадастровую стоимость земельного участка площадью 300 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Ейский район, г. Ейск, ул. Пляжная, 2/2, кадастровый номер 23:42:0101001:35.

В ходе судебного заседания 01.06.2010 судом в порядке процессуального правопреемства произведена замена Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - регистрационная служба).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.09.2010 действия Управления Росреестра по Краснодарскому краю по применению распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N1202-р при определении кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего обществу, признаны не соответствующими законодательству. Управление Росреестра по Краснодарскому краю обязано в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда устранить допущенное нарушение, исключив из государственного кадастра недвижимости не соответствующие закону сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:42:0101001:35 в сумме 1 496 871 руб.

Суд первой инстанции установил, что право собственности общества на спорный земельный участок из земель населенных пунктов, площадью 300 кв.м, предназначенный для эксплуатации здания спасательного пункта, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество 14.09.2007. Кадастровая стоимость участка изменилась со 163 320 руб. в 2007 год до 1 496 871 руб. в 2009 году. В газете «Кубанские новости» 09.02.2008 было опубликовано только информационное сообщение о подписании губернатором Кубани распоряжения об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории края, текст распоряжения от 29.12.2007 N1202-р был опубликован в той же газете только 13.03.2009, без приложений. Доказательства опубликования распоряжения N1202-р на момент внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых сведений о кадастровой стоимости земельного участка судом первой инстанции не установлены. Изменение кадастровой стоимости земельного участка влечет изменение налоговой базы и содержания обязанности по уплате земельного налога. Не согласившись с указанным решением, администрация Краснодарского края обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила решение суда отменить, в удовлетворении требований общества отказать. Апелляционная жалоба администрации мотивирована следующими доводами. Суд первой инстанции не дал правовой оценки доводу администрации о пропуске заявителем процессуального срока подачи заявления об обжаловании действий Управления. Кадастровая стоимость земельного участка общества для уплаты земельного налога подлежала определению по состоянию на 01.01.2008. Заявитель должен был узнать о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка не позднее 01.03.2008. Обществом представлены налоговые декларации по земельному налогу за 2007, 2008, 2009 годы. Указанным обстоятельствам судом оценка не дана. Ходатайства о восстановлении пропущенного срока от заявителя не поступало. Территориальный органы Управления бесплатно предоставляют плательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости. Информация о кадастровой стоимости земельных участков размещена на официальном сайте Управления. Отзывы на апелляционную жалобу администрации Краснодарского края представлены не были. Лица, участвующие в деле и извещенные о времени и месте судебного заседания по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку своих представителей не обеспечили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене ввиду следующего.

Как видно из материалов дела, общество является плательщиком земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 23:42:01 01 001:0035 площадью 300 кв.м, расположенного по адресу: г. Ейск, ул. Пляжная, 2/2. Разрешенное использование участка - эксплуатация здания спасательного пункта. Право собственности общества на земельный участок зарегистрировано 14.09.2007 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (свидетельство о государственной регистрации права от 17.09.2007 - л.д. 52).

Обществом представлены в материалы дела налоговые декларации по земельному налогу за 2007, 2008 отчетные годы, налоговые расчеты по авансовым платежам по земельному налогу за 2009 отчетный год (л.д. 19-35). Указанные налоговые декларации заверены печатью общества и подписью его руководителя: декларация за 2007 отчетный год подписана руководителем общества 25.01.2008, декларация за 2008 отчетный год подписана обществом 02.02.2009, налоговые расчета по авансовым платежам подписаны обществом 15.04.2009 и 22.07.2009. В налоговой декларации за 2008 отчетный год кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:42:01 01 001:0035 определена обществом в сумме 1 496 871 руб., налоговая база указана в размере 1 496 871 руб. В налоговом расчете от 15.04.2009 по авансовым платежам по земельному налогу за 2009 отчетный год общество также указало кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:42:01 01 001:0035 равной 1 496 871 руб.

Согласно статье 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом применительно к конкретному налогу.

Налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями и использующие принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговую декларацию по налогу (часть 1 статьи 398 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, представив 02.02.2009 налоговую декларацию по земельному налогу по земельному участку с кадастровым номером 23:42:01 01 001:0035 за 2008 отчетный год и указав его кадастровую стоимость (налоговую базу) в размере 1 496 871 руб., общество должно было располагать определенными сведениями об изменении кадастровой стоимости земельного участка, однако обратилось с заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лишь 12.10.2009, то есть со значительным пропуском срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 19.04.2006 N16228/05 и от 06.11.2007 N8673/07 пропуск трехмесячного срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, служит достаточным аргументом для отказа в удовлетворении заявления.

С учетом содержания налоговых деклараций общества по земельному налогу суд полагает, что заявителю было известно о действиях Управления по изменению кадастровой стоимости земельного участка и о нормативном основании такого изменения - распоряжении главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N1202-р.

В соответствии со сложившейся судебной практикой, акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель признается конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость земельного участка, используемую при расчете. Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, опубликование части нормативного акта, или выдержек из него, равно как и упоминание о подписании нормативного правового акта, не может быть признано его официальным опубликованием.

Не отрицая правильности соответствующих сложившейся судебной практике выводов суда первой инстанции о том, что распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N1202-р по своей форме и содержанию отвечает признакам нормативного правового акта, который не был официально опубликован в установленном законом порядке, а потому не подлежал применению, апелляционный суд полагает, что пропуск установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Срок для оспаривания ненормативного правового акта, действий (бездействия), установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является сроком исковой давности, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, и может применяться по инициативе суда.

С ходатайством о восстановлении пропущенного срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество не обращалось, суд первой инстанции указанный срок обществу не восстановил.

Между тем, удовлетворение требований общества, заявленных с пропуском определенного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока, нарушает соотношение частных и публичных интересов, установленных Кодексом применительно к рассмотрению споров, возникающих из публичных правоотношений.

Отказ в удовлетворении требований заявителя о признании действия Управления незаконными по мотивам пропуска трехмесячного срока не препятствует обществу обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов в ином порядке, установленном процессуальным законодательством, в пределах общего срока исковой давности.

Удовлетворяя требования общества полностью, суд первой инстанции также не учел, что решение об обязании Управления устранить допущенные нарушения, исключив из государственного кадастра недвижимости не соответствующие закону сведения о кадастровой стоимости земельного участка общества, в сумме 1 496 871 руб., является неисполнимым, поскольку в резолютивной части решения не указано, какой должна быть действительная кадастровая стоимость спорного участка, подлежащая внесению Управлением в государственный кадастр недвижимости вместо кадастровой стоимости в размере 1 496 871 руб.

Кроме того, судом первой инстанции не учтено следующее.

Распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» признано утратившим силу распоряжением глав администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 N57-р «О признании утратившим силу распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29 декабря 2007 года N1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края».

Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 N57-р опубликовано в газете «Кубанские новости» 09.02.2010 (N22).

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 N58 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края» (опубликовано в газете «Кубанские новости» 08.02.2010, N21) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края по состоянию на 1 января 2007 года.

В соответствии с приложением N1 к постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 N58 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:42:01 01 001:0035 (Ейск) установлена в размере 1 496 871 руб.

Пунктом 2 распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 N58 Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю рекомендовано внести в установленном порядке результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, на момент принятия судом решения кадастровая стоимость спорного земельного участка была определена распоряжением от 05.02.2010 N58 в размере 1 496 871 руб., что автоматически влекло неисполнимость решения в части исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости в сумме 1 496 871 руб.

Между тем, суд первой инстанции распоряжению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 N58 надлежащей оценки применительно к обстоятельствам настоящего спора не дал.

Доказательств, свидетельствующих об отмене или признании недействительным распоряжения от 05.02.2010 N58, в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, а требования общества - оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01 сентября 2010 года по делу NА32-45947/2009 отменить, в удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью «Лодочник» отказать.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

     Председательствующий
Т.Р.Фахретдинов
Судьи
М.Н.Малыхина
О.Х.Тимченко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка