• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 ноября 2010 года Дело N А32-12862/2009

15АП-11412/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2010 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Ереминой О.А. судей Барановой Ю.И., Величко М.Г. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Косеевой М.С. при участии:

от истца - представитель Едленко Н.А. по доверенности от 27.11.2010;

от ответчика - представитель Деревенец И.В. по доверенности от 01.02.2010, представитель Касынская С.Н. по доверенности от 28.12.2009;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала «Северо-Кавказская железная дорога» на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.08.2010 по делу N А32-12862/2009

по иску - ОАО «Российские железные дороги»

к ответчику - ОАО «Туапсинский морской торговый порт» о взыскании платы за пользование вагонами принятое в составе судьи Чуприной Т.В.

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к открытому акционерному обществу «Туапсинский морской торговый порт» о взыскании платы за пользование вагонами в размере 369896 руб. 02 коп.

Решением от 11.08.2010 в иске отказано.

Решение мотивировано тем, что истцом не представлено доказательств своевременной отправки груза со станции отправления. Истцом не доказано наличие причинно-следственной связи и вины ответчика в нарушении технологического срока оборота вагонов, что впоследствии привело к нарушению сроков доставки груза. Аннулированные акты общей формы не могут быть основанием для взыскание платы за пользование вагонами, поскольку не отражают реальный процесс перевозки.

Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства несвоевременного отправления груза, а также задержки груза на станции отправления по причинам зависящим от перевозщика. Акты общей формы, как двусторонние документы, не могут считаться аннулированным по заявлению одной стороны. По мнению заявителя, факт задержки груза на промежуточной станции по причинам зависящим от грузополучателя подтвержден надлежащими доказательствами.

Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению подлежит по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, грузоотправитель - ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» предъявило ОАО «РЖД» к перевозке в адрес грузополучателя - ОАО «Туапсинский морской торговый порт» груз - уголь каменный.

На промежуточной станции Назаровской СКЖД поезд N 2705 на основании приказа N 104 от 16.08.2008 задержан по причине невыполнения технологических норм выгрузки грузополучателем, о чем составлены акт общей формы N 2/304, N 2/303, N 2/302, N 2/301, N 2/300, N 2/299, N 2/298, N 2/297, N 2/296, N 2/295, N 2/293, N 2/292,, N 2/291, N 2/290, N 2/368 (т. 1 л.д. 15 - 30). Грузополучателю направлено извещение N 50 от 16.08.2008 (т. 1 л.д. 35).

Со станции Назаровской поезд N 2705 убыл 24.08.2008, о чем составлен акт общей формы N 25 (т. 1 л.д. 32).

По факту задержки вагонов на станции на основании названных актов общей формы перевозчиком начислена плата за пользование вагоном.

В связи с отказом грузополучателя оплатить пользование вагоном, ОАО «Российские железные дороги» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Согласно статье 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» за время задержки вагонов в пути следования, в том числе и на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, последние вносят перевозчику плату за пользование вагонами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в случае прибытия груза с нарушением установленного срока доставки ответственность за несвоевременную доставку возникает у перевозчика, пока не будет доказано, что задержка произошла по вине грузополучателя.

Истец в обоснование своих требований ссылается на сообщение ОАО «Туапсинский морской торговый порт» исх. N 06/10-591 от 13.08.2008 о форс-мажорных обстоятельствах, в котором указано на приостановлении работы бригад докеров-механизаторов в порту и невыход основной части докеров на работу (т. 1 л.д. 170).

На основании данного сообщения, приказом N 104 от 16.08.2007 ОАО «Российские железные дороги» временно отставило от движения поезд, следующий на станцию назначения Туапсе-сортировочная. В приказе указано о необходимости составления акта общей формы на задержание в пути следования вагона с отметкой в перевозочных документах.

В соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС РФ N 45 от 18.06.2003, акт общей формы составляется на станциях для удостоверения следующих обстоятельств: задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования; задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения; отказа или уклонения грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования и других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта (учетной карточки выполнения заявки на перевозку, накопительной карточки, акта о повреждении вагона, акта о повреждении контейнера, памятки приемосдатчика, ведомости подачи и уборки вагонов и других); других случаев, предусмотренных технологией работы.

Согласно пункту 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.03 N 26 и статье 39 Устава железнодорожного транспорта за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.

Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.

Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.

Перевозчиком на станции назначения о факте задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.

Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.

На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования (пункт 4.7 Правил).

Согласно представленному в материалы дела расчету плата за задержку вагонов составила 369896 руб. 02 коп. (т. 1 л.д. 16).

В названных выше актах общей формы указано, что вагоны прибыли с нарушенным сроком доставки, причины нарушения срока доставки не указаны. Однако, данное обстоятельство свидетельствует о том, что к моменту задержки вагонов на промежуточной станции, срок доставки груза нарушен, доказательств того, что нарушение срока доставки произошло по вине грузополучателя истцом не представлено.

В письме о форс-мажорных обстоятельствах указано о невыходе на работу большинства докеров, однако, информация о приостановлении работы порта в данном письме не содержится.

В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины, кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (пункт 3 названной статьи).

Согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации грузоотправители, грузополучатели освобождаются от платы за пользование вагонами, контейнерами вследствие: обстоятельств непреодолимой силы, которые вызвали перерыв движения на железнодорожном подъездном пути, и иных обстоятельств, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов.

Термином «непреодолимая сила» может быть обозначено обстоятельство, непредвидимое при условиях обычной хозяйственной деятельности, которое не может быть предотвращено при крайней степени заботливости и применении экономически допустимых средств, учета наступления которого невозможно требовать от субъекта по причине частоты его наступления. Признание ситуации чрезвычайной служит подтверждением наличия соответствующего признака непреодолимой силы (признака чрезвычайности), но не признака непредвидимости и непредотвратимости.

Забастовка работников порта не является обстоятельством непреодолимой силы и не может служить основанием для приостановления деятельности порта, в том числе деятельности по разгрузке прибывших в его адрес вагонов.

Письмом исх. N Д-14/103 от 21.08.2008 ОАО «ТМПТ» обратилось к перевозчику с требованием о снятии ограничений и восстановлении грузопатока.

Между тем, при указанных выше условиях нельзя признать доказанным истцом, что задержка спорных вагонов произошла по вине грузополучателя. Само по себе указание перевозчика о представленной портом информации о забастовке не исключает необходимость представления дорогой надлежаще оформленных документов, подтверждающих наличие оснований для взыскания платы за пользование вагонами согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Составленные перевозчиком в обоснование своих требований акты общей формы, на основании которых перевозчик производил расчет платы, признаны аннулированными письмом N 386 от 11.09.2008 (т. 1 л.д. 136). Причины аннулирования акта общей формы в письме не указаны.

Акты общей формы, на основании которых производится взыскание, составлены перевозчиком в одностороннем порядке и переданы ответчику 11.09.2008, В данных актах описание обстоятельств отличается от данных, указанных в первичных аннулированных документах.

Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС от 18.06.2003 N 45, не предусмотрено аннулирование актов и представление взамен аннулированных новых актов, такие первичные документы не могут являться основанием для финансовых расчетов.

Основанием для составления акта общей формы явилось невыполнение технических норм выгрузки грузополучателем, однако, как отмечено выше, перевозчиком не представлено доказательств невыполнения грузополучателем технических норм выгрузки вагонов. Заявки на остановку вагонов ОАО «Тупсинский морской торговый порт» не подавало.

Кроме того, в актах в качестве причины задержки вагонов указано нарушение технологических норм оборота вагонов, для ОАО «ТМТП» нормы технологического оборота вагонов не установлены. В исковом заявлении перевозчик ссылается на нарушение технологического срока оборота вагонов.

В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Указанные выше обстоятельства, в их совокупности, по мнению суда апелляционной инстанции, позволяют сделать вывод об отсутствии вины в задержке вагонов на промежуточной станции и нарушении срока доставки груза по вине грузополучателя.

При таких условиях суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований, оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта суд апелляционной инстанции не усматривает.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.08.2010 по делу N А32-12862/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

     Председательствующий
Еремина О.А.
Судьи
Баранова
Ю.И.Величко
М.Г.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А32-12862/2009
Принявший орган: Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 29 ноября 2010

Поиск в тексте