ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 ноября 2010 года Дело N А53-5696/2010

15АП-10291/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2010 года Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Захаровой Л. А. судей Гуденица Т.Г., Ткаченко Т.И.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью "Наш дом" - представитель - Денисов Илья Игоревич, доверенность от 10.09.2010 г.,

от ФГУ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области" - представитель - Глущенко Елена Ивановна, доверенность от 17.11.2010 г.,

от Управления Роспотребнадзора по Ростовской области - представитель - Иванова Юлия Александровна, доверенность от 11.01.2010 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Наш дом" на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 22.07.2010 г. по делу N А53-5696/2010 принятое в составе судьи Комурджиевой И.П.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Наш дом"

к заинтересованным лицам: Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Ростовской области, Марченко А.В. - должностное лицо Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Ростовской области, федеральному государственному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области" о признании незаконными действий, недействительным заключения, предписаний и протоколов

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Наш дом" (далее - ООО "Наш дом") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Ростовской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Ростовской области), федеральному государственному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области" (далее - ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области") о признании незаконными действия Управления Роспотребнадзора по проведению в период с 28.12.2009г. по 15.01.2010г. внеплановой проверки ООО «Наш Дом», а также внеплановой выездной проверки, проведенной в период с 11.03.2010 по 23.03.2010г.; признании незаконными действий должностного лица Управления Роспотребнадзора - специалиста-эксперта Марченко Анны Валерьевны по проведению по собственной инициативе внеплановой выездной проверки ООО «Наш Дом», проведенной в период с 28.12.2009 по 15.01.2010 г.; признании незаконными действий должностного лица Управления Роспотребнадзора специалиста-эксперта Марченко Анны Валерьевны, выразившихся в отказе принимать и рассматривать письменные ходатайства по делу N 928 об административном правонарушении в период производства по делу в частности 19.03.2010 г.; признании частично недействительными заключений ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» в г. Ростове-на-Дону, содержащихся в протоколах лабораторных испытаний от 14.01.2010г, N 1.5.6.000028 и от 12.03.2010 г. N 1.5.6.001627 в части выводов о причинной связи между возникновением шума, превышением допустимого предела уровня шума в жилом помещении N 88 по адресу г. Ростов на Дону, ул. Беляева, 16 и работой насосного оборудования, установленного в подвале многоквартирного дома по ул. Беляева 16, г Ростов-на-Дону; признании недействительными в полном объеме результатов проведенных неплановых выездных проверок ООО «Наш Дом», а именно актов проверки от 19.01.2010г., N 101945, и от 10.03.2010 г. N 100346; признании недействительными в полном объеме предписания N 6 от 01.01.2010г. и распоряжения N 100346 от 10.03.2010 г.; признании недействительным протокола от 19.01.2010 г. по делу об административном правонарушении N 64; признании недействительным протокола от 19.03.2010 по делу об административном правонарушении N 928; отмене постановления по делу об административном правонарушении N 350 от 16.02.2010 г.

Решением суда от 22.07.2010 г. в части требований о признания недействительными актов проверки от 19.01.2010г. N 101945 и от 10.03.2010 г. N 100346, протоколов по делу об административном правонарушении от 19.01.2010 г. N 64 и от 19.03.2010 г. N 928 производство по делу прекращено в связи с тем, что указанные акты не являются ненормативными и не подлежат обжалованию в судебном порядке. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о законности оспариваемых ненормативных актов и действий, а также о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.

Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Наш дом" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда от 22.07.2010 г. отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Пояснил, что суд необоснованно прекратил производство по делу в части обжалования актов проверок и протоколов об административном правонарушении. В рамках документарной проверки сотрудниками управления произведен выезд по месту нахождения имущества общества в отсутствие распоряжения о проведении выездной проверки. Проверка проведена с нарушением Закона N 294-ФЗ.

Представитель управления Роспотребнадзора по Ростовской области против удовлетворения апелляционной жалобы возражала. Пояснила, что протоколы об административном правонарушении и акты проверок не относятся к нормативно-правовым актам, в связи с чем производство по делу в указанной части прекращено обоснованно. Оспариваемое предписание выдано на основании выявленных в ходе проверки нарушений с целью их устранения. Действия управления по проведению проверки ответствуют действующему законодательству.

Представитель ФГУ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области" в судебном заседании пояснила, что сотрудниками предприятия были произведены замеры уровня шума в жилом помещении и установлено, что шумы вызваны работой насосного оборудования, расположенного в подвале многоквартирного дома.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО «Наш дом» избрано в качестве управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: г. Ростов-на-Дону ул. Беляева,16.

15.12.2009 г. в адрес Управления Роспотребнадзора по Ростовской области поступило обращение гр. Землиной А.В., проживающей по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Беляева, 16, кв. 88 с указанием на наличие шума и вибрации в ее квартире в дневное и ночное время от работы насоса подкачки холодной воды, установленного в подвальном помещении указанного жилого дома.

С целью проверки обстоятельств, изложенных в обращении, руководителем управления вынесено распоряжение о проведении в отношении ООО «Наш Дом» документарной проверки от 23.12.2009 г. N 101945. На основании указанного распоряжения сотрудниками управления в отношении общества проведена проверка исполнения требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области в городе Ростове-на-Дону 12.01.2010 г. в соответствии с предписанием Управления Роспотребнадзора по Ростовской области от 24.12.2009 г. N 2096 проводились инструментальные замеры уровней шума и вибрации в квартире N 88 гр. Землиной А.В. по ул. Беляева, 16 в г. Ростове-на-Дону.

Согласно протоколу лабораторных испытаний от 14.01.2010г. N 1.5.6.000028 филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» в г. Ростове-на-Дону», измеренные в жилой комнате квартиры N 88 уровни звукового давления в дневное время суток, а также уровни звукового давления и звука в ночное время суток при работе насоса подкачки холодной воды превышают нормативные значения, регламентированные СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям».

В адрес ООО «Наш Дом» направлено предписание N 6 от 15.01.2010г. Обществу предписано в срок до 10.03.2010 г. обеспечить выполнение мероприятий по приведению уровней звука и звукового давления от работы насосов подкачки холодной воды в ночное и дневное время суток в квартире N 88 по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Беляева, 16 в соответствие с гигиеническими нормативами.

По результатам проведенной в отношении общества внеплановой документарной проверки, зафиксированным в акте N 101945 от 19.01.2010 г., в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 64 от 19.01.2010 г.

Постановлением Управления Роспотребнадзора по Ростовской области от 16.02.2010 г. N 350 общество привлечено к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений.

На основании распоряжения управления от 10.03.2010 г. N 100346 в отношении ООО «Наш дом» в период с 11.03.2010 г. по 23.03.2010 г. проведена проверка выполнения предписания N 6 от 15.01.2010г.

В ходе указанной проверки Филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области в городе Ростове-на-Дону 11.03.2010 г. в соответствии с предписанием Управления Роспотребнадзора по Ростовской области от 10.03.2010г. N 350 повторно проведены инструментальные замеры уровней шума и вибрации в квартире N 88 гр. Землиной А.В. по ул. Беляева, 16 от работы насоса подкачки холодной воды, расположенного в подвале данного жилого дома.

Согласно протоколу лабораторных испытаний от 12.03.2010 г. N 1.5.6.001627 измеренные в жилой комнате квартиры N 88 уровни звукового давления в дневное и ночное время суток при работе насоса подкачки холодной воды превышают нормативные значения, регламентированные СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям».

Ввиду неустранения заявителем нарушений в установленный в предписании срок, что отражено в акте проверки от 23.03.2010г. N 100346, в отношении общества 19.03.2010 г. составлен протокол N 928 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Полагая, что действия управления по проведению вышеуказанных проверок являются незаконными, а принятые по их результатам акты - недействительными, ООО «Наш дом» обратилось в суд с настоящими требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктами 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, действия Управления Роспотребнадзора по Ростовской области и принятые управлением ненормативные акты могут быть признаны незаконными только при наличии совокупности двух условий: несоответствия данных действий, актов закону и нарушения ими прав и законных интересов заявителя по делу.

Наличие двух соответствующих условий применительно к настоящему делу не является доказанным.

В соответствии с пунктами 1 и 5.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.

Порядок организации и проведения проверок регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и приказом Минздравсоцразвития от 19.10.2007 N 658 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг".


В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ одним из оснований для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.

В силу части 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).

Согласно части 3 статьи 14 Закона N 294-ФЗ заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица одновременно с предъявлением служебных удостоверений.

В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ поступление в орган государственного контроля (надзора) обращений граждан по вопросам нарушения прав потребителей является основанием для проведения внеплановой проверки.

Согласно распоряжению управления Роспотребнадзора по Ростовской области от 23.12.2010 г. N 101945 о проведении внеплановой документарной проверки спорная проверка проводилась управлением с целью установления наличия или отсутствия фактов, изложенных в обращении гр. Землиной А.В., проживающей по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Беляева, 16, кв. 88 с указанием на наличие шума и вибрации в ее квартире в дневное и ночное время от работы насоса подкачки холодной воды, установленного в подвальном помещении указанного жилого дома.

Таким образом, системный анализ приведенных нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что проверка в отношении ООО «Наш дом» в период с 28.12.209 г. по 15.01.2010 г. проведена уполномоченным лицом в пределах установленной компетенции.

Распоряжение о проведении проверки от 23.12.2009 г. вручено обществу «Наш дом» 12.01.2010 г. (вх. N 180).

Исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанций не установил нарушений Закона N 294-ФЗ при проведении внеплановой проверки.

Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что управлением при измерении уровней звукового давления в квартире N 88 фактически проведена внеплановая выездная проверка по инициативе специалиста-эксперта - Марченко А.В. не принимается судебной коллегией.

В соответствии с Приказом Роспотребнадзора от 10.10.2006 N 332 "Об осуществлении территориальными органами Роспотребнадзора координации и контроля деятельности Центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19.10.2006, регистрационный N 8390) координацией и контролем, в том числе, по проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, занимаются как территориальный орган Роспотребнадзора по отношению к центру гигиены и эпидемиологии, так и отделы территориального органа по отношению к филиалам центра.

Согласно пункту 6.2 Временного регламента, утвержденного вышеназванным приказом, Центр гигиены и эпидемиологии по направлению Территориального управления Роспотребнадзора на безвозмездной основе проводит обследования, исследования, испытания, измерения, экспертизы и иные виды оценок и представляет экспертное заключение, протоколы исследований в Территориальное управление в срок не более месяца с момента получения направления, если иное не требуется для проведения экспертиз.

Из материалов дела усматривается, что измерения в жилой комнате квартиры N 88 уровней звукового давления в дневное время суток, а также уровней звукового давления и звука в ночное время суток при работе насоса подкачки холодной воды проводились сотрудниками ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» в г. Ростове-на-Дону» в соответствии с предписанием Управления Роспотребнадзора по Ростовской области от 24.12.2009 г. N 2096. При этом сотрудниками управления выезд по месту проведения замеров уровня звукового давления не осуществлялся.

Требование ООО «Наш дом» о признании частично недействительными заключений ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» в г. Ростове-на-Дону, содержащихся в протоколах лабораторных испытаний от 14.01.2010г., N 1.5.6.000028 и N 1.5.6.001627 от 12.03.2010 г. в части выводов о причинной связи между возникновением шума, превышением допустимого предела уровня шума в жилом помещении N 88 по адресу г Ростов на Дону, ул. Беляева, 16 и работой насосного оборудования, установленного в подвале дома, обоснованно отставлено судом первой инстанции без удовлетворения. Доказательств, опровергающих изложенные в названных протоколах обстоятельства, заявитель ни в суд первой инстанции, ни в апелляционный суд не представил. Кроме того, заявителем не доказано наличие того обстоятельства, что оспариваемыми заключениями нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предметом настоящего спора является также требование о признании незаконным предписания N 6 от 01.01.2010 г., распоряжения N 100346 от 10.03.2010г. о проведении проверки исполнения предписания, а также сами действия по проведению проверки на основании названного распоряжения.

На основании утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Роспотребнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4); осуществляет государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (пункт 5.1.2) осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей (пункт 5.9).

В силу пункта 7.14 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и благополучия человека по исполнению государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, при выявлении нарушений санитарного законодательства руководитель (заместитель руководителя) Службы или руководитель (заместитель руководителя) территориального органа выносит предписание об устранении выявленных нарушений.

В соответствии с пунктом 7.14 Административного регламента в предписании должны быть указаны нормы законодательства, которые нарушены и требования, подлежащие выполнению в целях устранения допущенного нарушения.

В ходе проведенной Управлением Росприроднадзора проверки установлено, что уровни звукового давления в жилой комнате квартиры N 88 в дневное и ночное время суток при работе насоса подкачки холодной воды превышают нормативные значения, регламентированные СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям».

С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания недействительным предписания Управления Росприроднадзора по Ростовской области N 6 от 01.01.2010 г. следует признать соответствующим установленным по делу обстоятельствам и основанным на правильном применении норм материального и процессуального права.

Согласно положениям статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предметом внеплановой проверки может являться, в том числе, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

В силу части 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).