• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 ноября 2010 года Дело N А32-1840/2010

15АП-12058/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2010 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р., судей Малыхиной М.Н., Тимченко О.Х., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Назыковым А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 30 августа 2010 года по делу N А32-1840/2010

по иску общества с ограниченной ответственностью «КМ-Груп» к ответчику департаменту имущественных отношений Краснодарского края при участии третьего лица департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края о взыскании излишне уплаченной выкупной стоимости земельного участка, принятое судьей Мазуровой Н.С.,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «КМ-Групп» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о взыскании 3 086 249 руб. излишне уплаченной выкупной цены земельного участка. Исковые требования мотивированы неправильным определением департаментом выкупной цены земельного участка, в связи с чем, общество уплатило за земельный участок 4 629 375 руб. по ставке земельного налога 0,225% от кадастровой стоимости земельного участка. Между тем, при расчете выкупной цены земельного участка применению подлежала ставка земельного налога в размере 0,075% от кадастровой стоимости участка, цена которого должна была составить 1 543 125 руб. Определением суда от 31.03.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30 августа 2010 года исковые требования удовлетворены, с департамента имущественных отношений Краснодарского края за счет казны Краснодарского края в пользу истца взыскано 3 086 249 руб., перечисленных по договору купли-продажи земельного участка от 08.08.2008 N26.

Суд первой инстанции установил, что на дату заключения договора купли-продажи земельного участка (08.08.2008) решение Городской думы Краснодара от 24.11.2005 N3 п.2 «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город Краснодар» действовало в редакции решения от 22.05.2008 N42 п.2, опубликованного в газете «Краснодарские известия» 05.06.2008 и распространяющего свое действие на период с 01.01.2008. В указанной редакции ставка земельного налога по земельным участкам, предназначенным для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок составляла 0,075% кадастровой стоимости участка, которая и подлежала применению департаментом. Не согласившись с указанным решением, департамент обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение суда отменить, в иске отказать. Апелляционная жалоба департамента мотивирована следующими доводами. Заявление общества о выкупе земельного участка поступило в департамент 01.04.2008. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц осуществляется согласно сложившейся судебной практике по цене, размер которой рассчитан на момент подачи заявления о приобретении земельного участка. Цена выкупа, предложенная истцом, не соответствует действующему законодательству. Пунктом 5 решения Городской думы Краснодара от 24.11.2005 N3 п.2 «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город Краснодар» для земельных участков, занятых производственными и административными зданиями, строениями, сооружениями промышленности, полностью или частично использующихся в целях, непосредственно не связанных с процессом производства товаров, работ, услуг, установлена ставка земельного налога в размере 0,225% от кадастровой стоимости земельного участка. Судом первой инстанции не был установлен факт наличия убытков, вызванных применением департаментом ставки земельного налога 0,225%. Правовые основания для взыскания убытков надлежащим образом не были исследованы судом и документально не подтверждены. В отзыве на апелляционную жалобу департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края просил апелляционную жалобу департамента удовлетворить, решение суда отменить. Отзыв на апелляционную жалобу обществом не представлен. В судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили, от истца и третьего лица поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены земельных участков, их оплаты в отношении земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как указано в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции по состоянию на 08.08.2008) до 1 января 2010 года лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Статьей 10 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» установлено применение при продаже по правилам статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, стоимости таких земельных участков, расположенных в городе Краснодаре, составляющей семнадцатикратный размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

Пунктом 4 решения Городской думы г. Краснодара от 24.11.2005 N3 п.2 «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город Краснодар» предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

По состоянию на 01.04.2008 (дата подачи обществом заявления в департамент имущественных отношений Краснодарского края о приватизации спорного земельного участка) решением Городской думы Краснодара от 24.11.2005 N3 п.2 в отношении земельных участков, занятых производственными и административными зданиями, строениями, сооружениями промышленности, полностью или частично использующихся в целях, непосредственно не связанных с процессом производства товаров, работ, услуг, была установлена ставка земельного налога в размере 0,225 процента от кадастровой стоимости участка.

После обращения общества с заявлением о выкупе спорного земельного участка 22.05.2008 Городской думой Краснодара было принято решение N42 п. 2 «О внесении изменений в решение городской Думы Краснодара от 24.11.2005 N3 п.2 «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город Краснодар», которым ставка земельного налога для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, была определена в размере 0,075 процента от кадастровой стоимости участка.

Решение Городской думы Краснодара от 22.05.2008 N42 п.2 опубликовано в газете «Краснодарские известия», N96, от 05.06.2008. Данное обстоятельство подтверждается предоставленной в материалы дела копией экземпляра газеты «Краснодарские известия» от 05.06.2008.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно пункту 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Как установлено пунктом 2 решения Городской думы Краснодара от 22.05.2008 N42 п.2, настоящее решение вступает в силу с 01.01.2008.

Таким образом, данному нормативному правовому акту представительного органа местного самоуправления, установившему новые ставки земельного налога в городе Краснодаре, была дана обратная сила, что не противоречит пункту 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях в договоре применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Следовательно, выкупная цена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, является регулируемой и должна соответствовать нормативным ставкам, действующим на момент заключения договора.

Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Момент заключения договора купли-продажи земельного участка определяется датой его подписания сторонами (статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, определение выкупной цены спорного земельного участка на основании ставки земельного налога 0,225 процента было ошибочным, не соответствующим обязательным для сторон нормам налогового регулирования, действовавшим на дату заключения договора купли-продажи.

В соответствии со статьей 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила об обязательствах из неосновательного обогащения подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.

Поскольку общество по договору купли-продажи от 08.08.2008 осуществило переплату в связи с неправильным определением выкупной стоимости земельного участка, его требования о возврате 3 086 249 руб. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

То обстоятельство, что общество добровольно перечислило ответчику 4 629 375 руб. платежным поручением N85 от 01.08.2008, не влияет на обязанность департамента возвратить неосновательно полученные денежные средства, поскольку согласно пункту 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации правила об обязательствах из неосновательного обогащения применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Доводы заявителя жалобы о необходимости применения при приватизации земельных участков ставки земельного налога, действовавшей на дату подачи заявления о выкупе земельного участка, несостоятельны, поскольку не основаны на нормах права и не учитывают того обстоятельства, что решению Городской думы Краснодара от 22.05.2008 N42 п.2 была придана обратная сила на период с 01.01.2008.

В части правильности определения подлежащей возврату суммы излишне уплаченной выкупной цены земельного участка департамент решение суда не оспаривает.

При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.

Решение суда первой инстанции как принятое в результате полного и объективного исследования обстоятельств дела и правильного применения норм материального права подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30 августа 2010 года по делу NА32-1840/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

     Председательствующий
Т.Р.Фахретдинов
Судьи
М.Н.Малыхина
О.Х.Тимченко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А32-1840/2010
Принявший орган: Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 29 ноября 2010

Поиск в тексте