ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 декабря 2010 года Дело N А26-3758/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2010 года Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2010 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Есиповой О.И. судей Борисовой Г.В., Шульги Л.А.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Алыбиной Ж.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16283/2010) ООО "Геликон-Онего" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.07.2010 по делу N А26-3758/2010 (судья Буга Н.Г.), принятое

по иску (заявлению) ООО "Геликон-Онего"

к Министерству лесного комплекса Республики Карелия о признании недействительным приказа

при участии: от истца (заявителя): Шогина М.И. по доверенности от 26.11.2010 N 7/2010 от ответчика (должника): не явился, извещен

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Геликон-Онего» (далее - ООО «Геликон-Онего», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству лесного комплекса Республики Карелия (далее - Министерство) о признании недействительным приказа от 28.01.2010 N 79 «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экспертизы».

Решением суда от 14 июля 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, ООО «Геликон-Онего» направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить его и удовлетворить заявленные требования.

По мнению подателя жалобы, решение суда противоречит положениям статьи 29, 71 Лесного кодекса Российской Федерации и статьям 606, 607 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как оспариваемым приказом Министерство в одностороннем порядке изменило условия договора аренды от 20.062008 N 1-з в части объема ежегодного лесопользования, с 17 000 куб. м. до 10 100 куб.м.

Министерство, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направило, отзыва не представило.

Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, требования удовлетворить.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела следует, что 20.06.2008 между Министерством (Арендодатель) и ООО «Геликон-Онего» (Арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 1-з, согласно которому Обществу во временное пользование (аренду) передана часть лесного участка площадью 6403 га для использования в целях заготовки древесины.

Годовой объем разрешенного использования лесов на лесном участке, переданном в аренду, на 2009 год, согласно приложению N 3 к договору установлен в количестве 17 000 куб.м.

При этом из примечания к указанному приложению среднегодовые объемы использования лесов указаны ориентировочно. Объемы подлежат уточнению после предоставления Арендатором разработанного Проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.

Согласно, пункту 3.2 договора пользование лесным участком, переданным в аренду, разрешается только после государственной регистрации договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка. Арендатор представляет Арендодателю в течение года с момента заключения договора Проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.

Изменение условий договора допускается, в том числе, и в случае изменения объемов лесопользования и мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов после предоставления Арендатором разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.

Экспертная комиссия государственной экспертизы, действующая в соответствии с приказом Министерства лесного комплекса Республики Карелия от 14.12.2009 N 1283, рассмотрев Проект освоения лесов для заготовки древесины на лесном участке, переданном в аренду ООО «Геликон-Онего», изложила свои выводы в заключении N 30 (л.д. 10-21).

Приказом Министерства от 28.01.2010 N 79 заключение утверждено.

Считая, что приказ Министерства от 28.01.2010 N 79 нарушает законные права Общества на свободное осуществление предпринимательской деятельности, ООО «Геликон-Онего» обратилось в арбитражный суд.

Выслушав представителя Общества, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 1 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе разработку и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов.

Указом Главы Республики Карелия от 31.12.2007 N 195 утверждено Положение о Министерстве лесного комплекса Республики Карелия (далее - Положение).

Согласно подпункту 2 пункта 4 Положения Министерство осуществляет полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе разрабатывает лесные планы Республики Карелия, лесохозяйственные регламенты, а также проводит государственную экспертизу проектов освоения лесов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона Республики Карелия от 05.05.2008 N 1188-ЗРК «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области лесных отношений» уполномоченный орган осуществляет полномочия по разработке лесного плана Республики Карелия, разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов, а также проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов.

Таким образом, Министерство, издавая оспариваемый приказ, действовало в пределах своих полномочий.

В соответствии с частью 1 статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов, который подлежит государственной экспертизе (часть 1 статьи 89 ЛК РФ).

В Республике Карелия государственную экспертизу осуществляет Министерство.

Действуя в соответствии с условиями договора, ООО «Геликон-Онего» подготовило и направило Проект освоения лесов на государственную экспертизу (л.д. 49-51).

На основании Приказа Министерства от 14.12.2009 N 1283 «О проведении государственной экспертизы» организована государственная экспертиза поступившего Проекта освоения лесов, утвержден состав экспертной комиссии (л.д. 34-35).

Экспертная комиссия, рассмотрев представленный Обществом Проект освоения лесов 28.01.2010 подписала Заключение N 30 (л.д. 36-44), из которого следует, что комиссия, учитывая общий объем заготовки древесины по Лахденпохскому лесничеству, определенный лесохозяйственным регламентом, а так же требования пункта 9 приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 08.06.2007 N 148 согласовала объемы заготовки древесины в объеме 10 100 куб. м.

Приказом Министерства от 28.01.2010 N 79 утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы по проекту освоения лесов.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемый приказ принят в рамках, возложенных на Министерство полномочий и не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку дополнительным соглашением от 09.04.2009г. о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 20.06.2008 N 1-з (Приложение N 3) ежегодный объем заготовки древесины подлежит уточнению и поставлен в зависимость от положительного заключения государственной экспертизы, а изменения в договор вносятся в установленном законом порядке.

Доводы подателя апелляционной жалобы на нарушение Министерством положений статей 29, 71 ЛК РФ и статей 606, 607 ГК РФ, основаны на неправильном применении норм материального права.

Так в соответствии со статьей 29 ЛК РФ Министерством природных ресурсов Российской Федерации Приказом от 16.07.2007 N 184 утверждены Правила заготовки древесины, из пункта 2 которого следует, что заготовка древесины осуществляется юридическими лицами на основании договоров аренды в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду.

Статьи 71 ЛК РФ, 606, 607 ГК РФ, как правомерно указал суд, регулируют правоотношения по заготовке древесины и порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также положения о договоре аренды и объектах аренды, а, следовательно, ссылка Общества на их нарушение отклоняется, так как указанные положения не регламентируют вопросы утверждения Проектов освоения лесов.

Суд первой инстанции в полном объеме исследовал фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку доказательствам по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом не допущено, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14 июля 2010 года по делу N А26-3758/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Геликон-Онего» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

     Председательствующий
О.И.Есипова
Судьи
Г.В.Борисова
Л.А.Шульга

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка