• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 декабря 2010 года Дело N А26-6609/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2010 года Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2010 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Есиповой О.И. судей Борисовой Г.В., Шульги Л.А. при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Алыбиной Ж.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18266/2010) ООО "Медвежьегорский леспромхоз" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.09.2010 по делу N А26-6609/2010 (судья Кришталь Н.А.), принятое

по иску (заявлению) ООО "Медвежьегорский леспромхоз"

к Министерству лесного комплекса Республики Карелия

об отмене постановления

при участии: от истца (заявителя): не явился, извещен от ответчика (должника): не явился, извещен

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Медвежьегорский леспомхоз» (далее - заявитель, ООО «Медвежьегорский леспомхоз», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства лесного комплекса Республики Карелия (далее - Министерство, административный орган) N 156/10Л от 08.07.2010 о привлечении к административной ответственности по статье 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 20000 руб.

Решением суда от 3 сентября 2010 года Обществу отказано в удовлетворении заявления.

В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда в связи с недоказанностью Министерством события правонарушения, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований. По мнению подателя жалоба судом не принято во внимание, что в актах приемки указано на несоблюдение способов и сроков очистки мест рубок от порубочных остатков, из чертежей к каждому акту следует, что очистка является неудовлетворительной, при этом не указывается, в чем конкретно выразилась неудовлетворительная очистка мест рубок, а из протокола об административном правонарушении и постановления о назначении административного наказания следует, что Общество вовсе не производило очистку мест рубок. Имеющиеся в деле акты приемки лесосек, чертежи и протокол содержат различную и неполную информацию, в связи с чем не могут служить доказательством непроведения очистки лесосек.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела следует, что Общество на основании договора аренды лесного участка N 87-з от 25.12.2008 и Лесной декларации от 16.12.2008 об использовании лесов в период с 01.01.2009 по 31.12.2009 осуществляло заготовку древесины в квартале 192 выдел 19 делянка 2, квартале 125 выдел 15 делянка 1 Пиндушского участкового лесничества.

По окончании установленного в лесной декларации срока заготовки древесины Обществом должностными лицами Пиндушского участкового лесничества проведена приемка вышеуказанных делянок, в ходе которой был выявлен факт неудовлетворительной очистки мест рубок (несоблюдение способов и сроков очистки мест рубок от порубочных остатков) в квартале 192 выдел 19 делянка 2 - на площади 0,7 га, в квартале 125 выдел 15 делянка 1 Пиндушского участкового лесничества - на площади 4,4 га. Выявленные нарушения отражены в актах приемки лесосек от 18 и 25 мая 2010 года.

Данные обстоятельства послужили основанием для составления заместителем старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках Республики Карелии протокола N 023 от 15.06.2010 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.32 КоАП РФ.

Постановлением заместителя министра лесного комплекса Республики Карелия N 156/10Л от 08.07.2010 ООО «Медвежьегорский леспромхоз» привлечено к административной ответственности по статье 8.32 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления и его отмене.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что в действиях Общества имеются событие и состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.32 КоАП РФ, процедура привлечения Общества к административной ответственности не нарушена.

Ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, а обжалуемый судебный акт подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 8.32 КоАП РФ.

Поскольку данная норма КоАП РФ носит бланкетный характер, решая вопрос о виновности Общества, суду надлежало проверить установленные административным органом нарушения законодательства в области пожарной безопасности.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности в силу статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на административный орган.

Пунктами 16, 17 Правил пожарной безопасности в лесах закреплена обязанность по очистке мест рубок (лесосек) от порубочных остатков при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины и определен порядок проведения очистки мест рубок. При этом названными Правилами предусмотрены различные способы очистки.

Согласно пункту 17 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ; в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.

Таким образом, Правила пожарной безопасности в лесах содержат различные способы очистки, включая оставление порубочных остатков для перегнивания, сжигания или разбрасывание их.

Обществу вменено нарушение только пункта 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила), а именно не произведена очистка лесосек от порубочных остатков в квартале 192 выделе 19 (делянка 2) и квартале 125 выделе 15 (делянка 1) Пиндушского лесничества на площади 4,4 га.

В постановлении в качестве доказательств, подтверждающих нарушение Обществом правил пожарной безопасности, указаны акты приемки лесосек от 18.05.2010г. (квартал 192 выдел 19 делянка 2) и от 25.05.2010г. (квартал 125 выдел 15 делянка 1) и протокол об административном правонарушении.

В соответствии с частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указывается, в частности, событие административного правонарушения.

Нарушение Обществом пункта 16 Правил пожарной безопасности в лесах зафиксировано административным органом в протоколе об административном правонарушении с указанием на то, что Обществом не произведена очистка мест рубок от порубочных остатков.

Суд апелляционной инстанции полагает, что указание в протоколе об административном правонарушении на нарушение Обществом пункта 16 Правил пожарной безопасности в лесах само по себе не свидетельствует о факте нарушения данных Правил, если оно не подтверждено соответствующими доказательствами, в данном случае, более того, опровергается ими.

Так актами о приемке лесосек от 18.05.2010г. и 25.05.2010г. установлено несоблюдение способов и сроков очистки мест рубок от порубочных остатков.

Вместе с тем, ни в протоколе не отражено в каком состоянии находятся порубочные остатки на делянке, ни в актах приемки лесосек не отражено, в чем именно выразилась неудовлетворительная очистка мест рубок.

В соответствии с технологическими картами разработки делянок (л.д.67-70) очистка лесосеки от порубочных остатков осуществляется посредством их укладки и уплотнения на волока (делянка N 1 в квартале 125) и сбора в кучи (делянка N 2 в квартале N 192).

Из актов от 18.05.2010г. и 25.05.2010г. невозможно сделать вывод о том, что обнаруженные порубочные остатки (отдельные сучья и стволы) не уложены и не уплотнены на волока, либо не собраны в кучи.

Протоколы осмотра мест осуществления заготовки древесины в соответствии с требованием статьи 27.8 КоАП РФ уполномоченными лицами не составлялись.

Данное обстоятельство судом первой инстанции не оценивалось.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4.4.18 Договора по окончании работ в зимний период сдача лесосек и делянок производится арендаторами в 3-месячный срок с наступления бесснежного периода.

Из актов от 18.05.2010г. и 25.05.2010г следует, что срок окончания заготовки и вывозки леса определен, соответственно, датами 13.03.2010г. и 15.01.2010г.

Исходя из имеющихся в материалах дела извещений (л.д.28,38), суд апелляционной инстанции делает вывод, что инициатором сдачи-приемки делянок является не Общество, а Министерство лесного комплекса Республики Карелия, при этом доказательств, что Министерством с учетом географического расположения и климатических особенностей республики Карелия приемка лесосеки произведена не ранее 3-месячного срока с момента наступления бесснежного периода, материалы дела не содержат.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о невозможности по материалам дела установить, что обнаруженные порубочные остатки не соответствуют способам и срокам очистки мест рубок, определенным технологическими картами.

Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, судом по материалам дела не выявлено.

При таком положении апелляционная инстанция, оценивая имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, делает вывод о недоказанности административным органом наличия события административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.32 КоАП РФ.

Недоказанность события административного правонарушения в силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

В связи с изложенным, суд находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, а решение суда подлежащим отмене.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03 сентября 2010 года по делу N А26-6609/2010 отменить.

Признать незаконным и отменить постановление Министерства лесного комплекса Республики Карелия N 156/10Л от 08.07.2010г. о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Медвежьегорский леспромхоз» к административной ответственности по статье 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

     Председательствующий
О.И.Есипова
Судьи
Г.В.Борисова
Л.А.Шульга

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А26-6609/2010
Принявший орган: Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 14 декабря 2010

Поиск в тексте