ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 декабря 2010 года Дело N А26-4044/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2010 года Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2010 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Будылевой М.В. судей Горбачевой О.В., Семиглазова В.А.

при ведении протокола судебного заседания: Карповой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16837/2010) ООО РК "Мир" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.08.2010 по делу N А26-4044/2010 (судья Васильева Л.А.), принятое

по иску ООО РК "Мир"

к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия о признании незаконным решения

при участии: от истца (заявителя): Рогов В.В. по доверенности от 01.04.2010

от ответчика (должника): Бокша Е.М. по доверенности от 10.11.2009 N01-61/11-37760

установил:

Общество с ограниченной ответственностью РК "МИР" (далее - заявитель, Общество, ООО РК «МИР», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (далее - ответчик, Фонд, Учреждение) о признании незаконным решения N 18 от 29.04.2010 о непринятии расходов, произведенных страхователем - работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств бюджета фонда социального страхования на цели обязательного социального страхования.

Решением суда первой инстанции от 05.08.2010 в удовлетворении требований отказано.

В апелляционной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит обжалуемое решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

По мнению подателя жалобы, Обществом представлены необходимые документы для выделения денежных средств на возмещение расходов по выплате Петровой К.В. страхового обеспечения в сумме 99 310, 73 руб.

В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представитель Фонда с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, на основании решения от 29.01.2010 N 29 Фондом проведена документальная выездная проверка Общества по расходам на цели обязательного социального страхования, произведенным страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим - единый налог для упрощенной системы налогообложения за период с 01.01.2007 по 31.12.2009.

По результатам проверки 15.03.2010 Фондом составлен акт N 67, и 29.04.2010 принято решение N 18 о непринятии расходов, произведенных страхователем - работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств бюджета Фонда социального страхования на цели обязательного социального страхования.

Указанным решением расходы на выплату пособия по обязательному социальному страхованию в сумме 62 061, 71 руб., в том числе: на выплату пособия по беременности и родам в сумме 62 061, 71 руб. не приняты в счет средств Фонда социального страхования.

Не согласившись с решением Фонда от 29.04.2010 N18, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Апелляционный суд, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.

Порядок начисления и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях, применяющих специальные налоговые режимы установлен Федеральным законом от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" (далее - Закон N 190-ФЗ), в статье 2 которого установлено, что выплата пособия по беременности и родам указанным работникам производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в размерах, установленных законодательством.

В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) Общество является страхователем по обязательному социальному страхованию.

Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам; лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой; или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно статье 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.

Согласно статье 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. При этом обязанность своевременно представлять документы, содержащие достоверные сведения, являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, лежит на застрахованном лице (статья 10 Закона N 165-ФЗ).

Согласно статье 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию.

Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам определены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ).

Согласно статье 11 Закона N 255-ФЗ пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.

Статьей 13 данного Закона установлено, что назначение и выплата пособия по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.

Согласно статье 14 Закона N 255-ФЗ пособие по беременности и родам исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам.

Средний дневной заработок для исчисления пособий по беременности и родам определяется путем деления суммы начисленного заработка за указанный выше период на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата.

Размер дневного пособия по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьей 11 Закона N 255-ФЗ.

Размер пособия по беременности и родам определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

Однако согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Общество зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 09.02.2007, в отделении Фонда в качестве страхователя 13.02.2007.

По результатам проверки установлено, что в соответствии с трудовым договором N 7 от 01.08.2009 и приказом от 03.08.2009 в ООО РК «МИР» на должность менеджера рекламного отдела с совмещением обязанностей офис-менеджера принята Петрова К.В. с должностным окладом 12 121, 22 руб.

В соответствии с приказом о приеме на работу от 03.08.2009 заработная плата Петровой К.В. составила 19 975 руб.

Согласно представленным в материалы дела документам, Петрова К.В. принята на работу за 1 месяц 27 дней до наступления страхового случая, а именно отпуска по беременности и родам.

Функциональные обязанности менеджера по рекламе и офис-менеджера отражены в должностных инструкциях, утвержденных директором Общества 01.07.2007.

Согласно материалам дела, на Петрову К.В., как работника Общества были возложены обязанности по должности менеджера по рекламе, а именно обеспечивать своевременное и качественное выполнение возлагаемых на него повседневных задач; принимать участие в составлении перспективных и текущих планов реализации продукции, определении новых рынков сбыта и новых потребителей продукции Общества; обеспечивать разработку рекламных компаний и организовывать контроль за их планомерной реализацией; организовывать изучение мнений потребителей о продукции Общества и осуществлять контроль за своевременным устранением недостатков, указанных в поступающих от потребителей рекламациях и претензиях; вносить на рассмотрение руководства предложения по формированию фирменного стиля Общества и фирменного оформления выпускаемой продукции.

По должности офис-менеджера на работника Петрову К.В. возложены обязанности, в том числе принимать меры к организации и поддержанию на должном уровне информационно-документационного обеспечения деятельности Общества, в том числе эффективное ведение деловой переписки, надежное хранение управленческой документации, оперативное исполнение документов и информационных запросов; обеспечивать рациональное использование материальных, технических и иных средств аппарата управления в интересах выполнения им задач по предназначению; обеспечивать надежную защиту информации (документов), содержащих сведения, составляющих коммерческую тайну Общества, иные конфиденциальные сведения, включая персональные данные сотрудников Общества; осуществлять контроль соблюдения правил охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37 предусмотрены следующие требования к квалификации менеджера: высшее профессиональное образование (по специальности менеджмент) или высшее профессиональное образование и дополнительная подготовка в области менеджмента, стаж работы по специальности не менее 2 лет. Судом первой инстанции установлено, что согласно копии трудовой книжки Петрова К.В. имеет средне - специальное образование, профессия - повар-кондитер, официант-бармен.

Трудовую деятельность Петрова К.В. начала осуществлять с 15.07.1998 в качестве бармена, кладовщика, кассира - операциониста.

С 18.07.2007 до 03.08.2009 Петрова К.В. не работала.

В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации под трудовой функцией понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, а также конкретный вид поручаемой работнику работы. Также работник должен выполнять обусловленную соглашением трудовую функцию лично и не вправе поручать ее другому работнику.

На основании изложенного, вывод суда первой инстанции, что факт исполнения Петровой К.В. обязанностей, установленных должностными инструкциями, документально не подтвержден, является обоснованным.

Из материалов дела следует, что согласно штатному расписанию за 2007, 2008, 2009 г.г. оклад менеджера по рекламе составлял 2 000 руб. в 2007 году, 2 500 руб.- в 2008 году, 7 000 руб. - в 2009 году; оклад офис-менеджера соответственно 2000 руб., 2900 руб., 4500 руб.

Исходя из указанных сведений, при совмещении должностей менеджера (7000 руб.) и офис-менеджера (4500 руб.) должностной оклад должен составлять 11 500 руб., в то время как в трудовом договоре с Петровой К.В. от 01.08.2009 N7 должностной оклад определен в размере 12 121,22 руб.

В соответствии с положениями статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовым договором является соглашение, между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

При этом трудовым законодательством не предусмотрена возможность указания в одном трудовом договоре нескольких трудовых функций. Под трудовой функцией в ст. ст. 15 и 57 ТК РФ понимается либо работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности, либо конкретный вид поручаемой работнику работы.

Таким образом, указание двух трудовых функций, соответствующих двум должностям штатного расписания, в одном трудовом договоре трудовым законодательством не предусмотрено.

Любой другой трудовой договор, который заключается с работником, уже работающим в организации по трудовому договору, рассматривается как внутреннее совместительство - выполнение в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (ст. 60.1 ТК РФ).

Таким образом, по инициативе работника и с согласия работодателя работник вправе работать по одной должности на основании трудового договора, заключенного по основному месту работы, а по другой должности - в порядке внутреннего совместительства.

Обществом в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие необходимость введения совместительства при приеме на работу Петровой К.В.

Согласно ст.135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Как следует из материалов дела, приказом N 33 от 28.09.2009 Обществом в отношении Петровой К.В. предоставлен отпуск по беременности и родам с 28.09.2009 по 14.02.2010.

Судом первой инстанции установлено, что на период отпуска по беременности и родам на её должности приняты два работника: на должность менеджера по рекламе - Лазарькова А.В. (трудовой договор N 10 от 01.10.2009, приказ от 01.10.2009 N 34 - к) на срок с 01.10.2009 по 01.10.2010 с окладом 2 000 руб.; на должность офис - менеджер - Горелова Ю.В. (трудовой договор N 9 от 28.09.2009, приказ от 28.09.2009 N 32) на срок с 28.09.2009 по 28.09.2010 с окладом 2 000 руб.

С учетом районного коэффициента (15) и процентной надбавки (50%) месячный фонд оплаты труда вышеуказанным работникам составил 3 300 руб. на каждого, а всего - 6 600 руб., тогда как месячный фонд оплаты труда Петровой К.В. составлял почти 20 000 руб.

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ и пункта 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не применяются и подлежат к возмещению в установленном порядке.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики вправе не принимать к зачету расходы на обязательное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

Из существа вышеуказанных нормативных актов и пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» следует, что возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание предпринимателем искусственной ситуации для получения средств Фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.

Оценив представленные сторонами доказательства в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, суд первой инстанции пришел к выводу о создании Обществом искусственной, экономически не обоснованной ситуации с целью неправомерного получения возмещения расходов на выплату пособия по беременности и родам из средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в связи с чем, правомерно отказал в удовлетворении требований.

Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.

Учитывая изложенное, основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.

Руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.08.2010 по делу N А26-4044/2010 оставить без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

     Председательствующий
М.В.Будылева
Судьи
О.В.Горбачева
В.А.Семиглазов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка