ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08 декабря 2010 года Дело N А42-5057/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2010 года Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2010 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Дмитриевой И.А. судей Протас Н.И., Третьяковой Н.О.

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Князевой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19370/2010) ИП Кулебякина С.С. на решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.09.2010 по делу N А42-5057/2010 (судья Драчева Н.И.), принятое по заявлению Индивидуального предпринимателя Кулебякина Сергея Сергеевича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области о признании незаконным действия

при участии: от заявителя: не явились, извещены; от ответчика: не явились, извещены.

установил:

Индивидуальный предприниматель Кулебякин Сергей Сергеевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным действия Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области (далее - ответчик, Инспекция, налоговый орган) по выдаче справки N 32145 по состоянию 30.06.2010 со сведениями о задолженности, а также о возложении на налоговый орган обязанности устранить допущенные нарушения путем выдачи соответствующей справки.

Решением Арбитражного суда Мурманской области от 09.09.2010 в удовлетворении требований предпринимателю отказано.

В апелляционной жалобе предприниматель просит судебный акт от 09.09.2010 отменить и вынести новое решение - об удовлетворении заявленных требований.

Стороны о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом извещены, однако явку в суд своих представителей не обеспечили, что не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела следует, что на основании заявления предпринимателя от 01.07.2010 о выдаче справки о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом по всем налогам и сборам по форме Т 39-1 (л.д.14), налоговым органом выдана справка о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам N 32145 по состоянию 30.06.2010, согласно которой он имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.

Считая незаконными действия налогового органа по выдаче справки о наличии задолженности перед бюджетом, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону и иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 137 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы в своей деятельности руководствуются Налоговым кодексом и другими федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций вместе с Методическими указаниями по ее заполнению утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@. Этот приказ издан в дополнение к приказам Федеральной налоговой службы от 10.08.2004 N САЭ-3-27/468 «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками» и от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ «Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению».

Методическими указаниями по заполнению справки о состоянии расчетов по налогам и сборам и взносам по форме N 39-1, утвержденными Приказом Федеральной налоговой службы России от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@, установлено, что справка о состоянии расчетов по налогам, сборам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составляется для юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица по заявлениям и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Справка о состоянии расчетов для юридических лиц, предпринимателей без образования юридического лица формируется с помощью программных средств налогового органа по форме N 39-1 по всем кодам бюджетной классификации.

При этом суммы недоимки по налогам (сборам) и задолженности по пени и налоговым санкциям показываются без учета (за минусом) сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей.

Согласно статье 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается: с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора; с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора; со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, и с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

Таким образом, единственным основанием для списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам юридических лиц является ликвидация организации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иных оснований для списания недоимки юридических лиц действующим законодательством не предусмотрено.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, сумма задолженности по единому налогу, распределяемому по уровням бюджетной системы в размере 32 969 руб. 34 коп., пени в сумме 9 440 руб. 42 коп., налоговые санкции в размере 7 122 руб. (л.д. 15-16), включенные в справку, представляет собой задолженность, основанием которой послужило решение Инспекции от 09.12.2008 N 5926.

Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2007 год, представленной предпринимателем 14.04.2008. По результатам камеральной налоговой проверки составлен акт от 14.07.2008 N 1120, согласно которому установлено необоснованное занижение суммы единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, по причине завышения расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов на сумму 291 711 руб.

По результатам рассмотрения материалов проверки Инспекцией вынесено решение от 09.12.2008 N 5926 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 7 122 руб. Кроме того, казанным решением предпринимателю предложено уплатить сумму единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в сумме 43 756 руб., а также в сумме 2 666 руб. 72 коп.

Во исполнение указанного решения Инспекцией выставлено требование N 2155 по состоянию на 05.02.2009 об уплате недоимки по налогу в сумме 43 756 руб., пени в сумме 2 657 руб. 10 коп., штрафа в сумме 7 122 руб. в добровольном порядке в срок до 15.02.2009.

В связи с неисполнением указанного требования, Инспекция приняла решение от 11.03.2009 N 6995 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и одновременно решением от 11.03.2009 N 2801 приостановила операции по счетам налогоплательщика в банке.

Предприниматель считает, что налоговый орган утратил право на взыскание данной задолженности в связи с принятием решения Арбитражного суда Мурманской области от 01.06.2009 по делу N А42-2286/2009.

Решением Арбитражного суда Мурманской области от 01.06.2009 по делу N А42-2286/2009 признано недействительным решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области от 11.03.2009 N 2801 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке.

Статья 31 НК РФ предоставляет налоговым органам, осуществляющим налоговый контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, проводить налоговые проверки в порядке, установленном названным Кодексом.

Из содержания статей 46, 69 и 70 НК РФ и статьи 213 АПК РФ следует, что сведения о недоимке, установленные по результатам налоговой проверки, отражаются в решении налогового органа. До признания этого решения незаконным в установленном законодательством порядке указанные в нем сведения признаются достоверными.

На дату выдачи справки и рассмотрения спора в арбитражном суде по настоящему спору отсутствуют факты как незаконности принятого Инспекцией решения от 09.12.2008 N 5926, так и недостоверности содержащихся в нем сведений.

Арбитражный апелляционный суд с учетом статьи 33 НК РФ, согласно которой должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам и сборам нереальными к взысканию и исключать соответствующие суммы из лицевого счета налогоплательщика, поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии нарушений Инспекцией требований закона при включении спорной суммы задолженности в справку о состоянии расчетов по состоянию 30.06.2010 N 32145.

Относительно довода подателя жалобы о незаконности действий налогового органа о невключении в справку указания на то обстоятельство, что Инспекцией утрачена возможность на принудительное взыскание данной задолженности как во внесудебном, так и в судебном порядке, апелляционный суд отмечает следующее.

Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога налогоплательщик должен исполнить самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных названным Кодексом.

Мерами принудительного характера, предусмотренными Налоговым кодексом Российской Федерации, и направленными на исполнение налогоплательщиком обязанностей, установленных налоговым законодательством, являются направление ему требования об уплате налогов, принятие налоговым органом решений о взыскании неуплаченных сумм за счет денежных средств на счетах в банках, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, установленном статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган, не реализовавший полномочия на бесспорное взыскание недоимки, вправе обратиться в суд с иском о ее взыскании в срок, установленный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом пропуск налоговым органом, не реализовавшим полномочия на бесспорное взыскание недоимки, срока обращения в суд свидетельствует об утрате им возможности принудительного исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налога.

Инспекция приняла решение от 11.03.2009 N 6995 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах предпринимателя в банках. Данное решение не признано судом недействительным.

Наличие или отсутствие у налогоплательщика задолженности по налогам и сборам перед бюджетом является одним из критериев успешности его предпринимательской деятельности, добросовестности и финансовой стабильности, поэтому включение в справку задолженности (без правовых оснований) нарушает права и законные интересы организации в сфере предпринимательской деятельности, создает ей препятствия для осуществления предпринимательской, а также иной экономической деятельности.

Само по себе, наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, само по себе не нарушает прав и законных интересов общества до тех пор, пока данные сведения не указываются в справках, получаемых налогоплательщиком для участия в различных экономических мероприятиях, как тендеры, получение кредитов и т.п.

Доказательства, что данная справка создает предпринимателю препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности для участия в тендерах и получения кредитов, в материалы дела не представлены.

Суд первой инстанции верно в данном деле не нашел оснований для применения правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.09.2009 N 4381/09.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемым действием налогового органа права и законные интересы предпринимателя не нарушены и, следовательно, оснований для удовлетворения заявления не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.09.2010 по делу N А42-5057/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

     Председательствующий
И.А.Дмитриева
Судьи
Н.И.Протас
Н.О.Третьякова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка