ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 декабря 2010 года Дело N А21-6159/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2010 года Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2010 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Третьяковой Н.О. судей Дмитриевой И.А., Згурской М.Л.

при ведении протокола судебного заседания: Ким Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19718/2010) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N8 по Калининграду на решение27.09.2010 Арбитражного суда Калининградской области от 27.09.2010 по делу N А21-6159/2010 (судья Приходько Е.Ю.), принятое

по заявлению ОАО Газпромбанк Филиал "Газпромбанк" (ОАО) в г. Калининграде

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N8 по Калининграду о признании недействительными решения и требования

при участии:

от заявителя: Соколова С.В. - доверенность от 14.07.2010 N Д-30/660; от ответчика: не явился, извещен;

установил:

Открытое акционерное общество "Газпромбанк" (далее - Банк, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными решения Межрайонной ИФНС России N 8 по городу Калининграду (далее - налоговый орган, инспекция) от 26.07.2010 N 122 о проведении налоговой проверки в отношении Банка по филиалу в г. Калининграде и требования от 26.07.2010 N КВ-2.10-08/10473 о предоставлении документов

Решением суда от 27.09.2010 заявление Банка удовлетворено в полном объеме.

В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, осуществление мер налогового контроля в отношении соблюдения кредитными организациями норм налогового законодательства является правом и обязанностью налогового органа.

Инспекция, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в судебное заседание не явилась, направив в суд ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя налогового органа.

Представитель Банка доводы апелляционной жалобы отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Выслушав мнение представителя Банка, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба налогового органа не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, Инспекцией принято решение от 26.07.2010 N 122 о проведении проверки филиала "Газпромбанк" ОАО в г. Калининграде по вопросам соблюдения банком своевременности исполнения платежных поручений налогоплательщиков или налоговых агентов о перечислении налога (сбора); своевременности исполнения поручений налоговых органов о перечислении налогов и сборов; исполнения решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам налогоплательщика за период с 01.07.2008 по 01.07.2010.

На основании данного решения банку направлено требование от 26.07.2010 N КВ-2.10-08/10473 о представлении в срок не позднее 5 дней с момента получения данного требования выписок движения денежных средств по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 30.03.2007 N ММ-3-06/178; копий платежных документов на перечисление налогов и сборов в соответствующие бюджеты; отчетов по форме ф.350, направляемых в Банк России; выписок по счетам 47418, 90903, 90904, 90901, 90902 за проверяемый период.

Считая вынесенные налоговым органом ненормативные правовые акты недействительными, Банк обжаловал их в судебном порядке.

Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные налоговые проверки и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 87 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами, плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Кодексом.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территории, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом.

На основании подпункта 10 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации, то проводимое налоговым органом данное мероприятие по контролю за соблюдением банком обязанности по исполнению поручения налогоплательщика о перечислении налога является мероприятием налогового контроля.

Банки в силу пункта 2 статьи 86 НК РФ обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

При этом справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).

Указанная информация может быть запрошена налоговым органом после вынесения решения о взыскании налога, а также в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя).

Выписка по операциям на счете какой-либо организации как правильно указано судом первой инстанции, может быть запрошена инспекцией у банка, если в отношении данного общества инспекцией проводились мероприятия налогового контроля. В этом случае банк обязан предоставить соответствующую информацию инспекции по ее мотивированному запросу.

Кроме того, на банки возложены следующие обязанности: представить в течение пяти дней со дня получения требования налогового органа копию поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему РФ (п. 7 ст. 45 НК РФ); сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке (п. 5 ст. 76 НК РФ); безусловное исполнение решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке (п. 6 ст. 76 НК РФ); при наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета (п. 12 ст. 76 НК РФ); сообщить об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) в течение пяти дней со дня соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета (п. 1 ст. 86 НК РФ); выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа (п. 2 ст. 86 НК РФ).

Следовательно, банки являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, поскольку не только являются налогоплательщиками (налоговыми агентами), но и исполняют возложенные на них публично-правовые обязанности по обеспечению своевременного перечисления в бюджет налоговых платежей.

Неисполнение банками обязанностей, установленных указанными нормами, влечет ответственность, предусмотренную либо положениями ст. 129.1 НК РФ либо гл. 18 НК РФ, в зависимости от вида совершенного правонарушения в порядке, предусмотренном 101.4 НК РФ.

Положениями вышеприведенных статей установлено, что налоговый контроль в отношении лиц, на которых положениями законодательства о налогах и сборах возложены определенные обязанности, осуществляется исключительно в формах, предусмотренных НК РФ.

Статьей 93.1 НК РФ предусмотрено, что налоговый орган, проводящий налоговую проверку, вправе истребовать у банка информацию (документы), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика.

В случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Каких-либо иных правомочий налоговых органов в отношении банков как лиц, на которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложены вышеназванные обязанности, Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит.

В Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствуют положения, предоставляющие налоговому органу требовать от банков представление документов и (или) сведений в нарушение порядка, установленного НК РФ, равно как и отсутствуют положения, предоставляющие налоговому органу право осуществлять контрольные мероприятия, не поименованные в НК РФ.

Судом апелляционной инстанции отклоняется ссылка Инспекции на положения п. 15 ст. 7 Закона РФ N 943-1 от 21.03.1991 "О налоговых органах Российской Федерации", как предоставляющей налоговому органу право осуществлять контроль за исполнением банками обязанностей, предусмотренных НК РФ.

В соответствии с п. 15 ст. 7 Закона РФ N 943-1 от 21.03.1991, налоговым органам предоставлено право контролировать выполнение кредитными организациями установленных Налоговым кодексом Российской Федерации обязанностей в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Налоговые органы вправе получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну, в пределах, необходимых для осуществления такого контроля.

Вместе с тем какой-либо специальный порядок контроля за выполнением кредитными организациями установленных Налоговым кодексом Российской Федерации обязанностей, помимо перечисленных выше прав налоговых органов и обязанностей банков по представлению соответствующих сведений (документов, информации), закрепленных в Налоговом кодексе отсутствует.

Указанный контроль также не может осуществляться в форме налоговых проверок, поскольку как указывалось выше, в силу п. 2 ст. 87 НК РФ целью проведения камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами).

Учитывая изложенное, Налоговый кодекс не предусматривает возможности осуществления налоговой проверки, целью которой является контроль за выполнением банком возложенных на него законодательством о налогах и сборах обязанностей.

Однако, из оспариваемых Банком актов налогового органа с учетом их содержания и указаний в них на статьи 31, 76, 82, 86, 93.1 НК РФ, а также на то, что непредставление запрошенных документов в установленный срок влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ, следует, что с момента вынесения решения и требования от 26.07.2010 Инспекцией в отношении Банка фактически было начато осуществление проверки, форма которой не предусмотрена Налоговым кодексом.

Вместе с тем, проведение в отношении кредитных организаций налогового контроля методами, не предусмотренными законодательством о налогах и сборах, нарушает права этих организаций.

Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.10.2007 N 1176/07.

На основании изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что осуществление контроля за выполнением кредитными организациями рассматриваемых обязанностей в форме налоговой проверки неприменимо, следует признать правильным.

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.09.2010 по делу N А21-6159/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

     Председательствующий
Н.О.Третьякова
Судьи
И.А.Дмитриева
М.Л.Згурская

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка