• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 24 ноября 2010 года Дело N А51-13052/2010

Резолютивная часть решения объявлена 18.11.2010. Полный текст решения изготовлен 25.11.2010. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Овчинникова В.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем О.М.Давыдюк рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО «Российские железные дороги» к закрытому акционерному обществу «Востокбункер» о взыскании 987 331 рубля 49 копеек при участии от истца: представитель Ковтун Е.И., доверенность N300 от 20.07.2010 со специальными полномочиями, постоянная (служебное удостоверение N0020057), представитель Зайцева Н.В., доверенность от 12.07.2010 со специальными полномочиями, постоянная (служебное удостоверение N0020140), от ответчика: представитель Шишкин Э.В., доверенность N27 от 02.08.2010 со специальными полномочиями, постоянная (паспорт 0500 N194089); представитель Дубровин Д.А., доверенность от 01.04.2010 N22 со специальными полномочиями, постоянная (паспорт 0502 N851004).

В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ изготовление решения в полном объеме откладывалось до 25.11.2010. установил: ОАО «Российские железные дороги» в лице Дальневосточной железной дороги филиала ОАО «РЖД» обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к ЗАО «Востокбункер» о взыскании 987 331 рубля 49 копеек составляющих плату за пользование вагонами. В судебном заседании представитель истца требования поддержал в полном объеме, в обоснование иска сослался на нарушение ответчиком условий договора, в связи с чем, имело место бросание вагонов на промежуточной станции. В связи с простоем вагонов на промежуточной станции Приморская ДВОСТ д.ж. в период с 05.01.2010 по 23.01.2010 по причине зависящей от грузополучателя, последнему была начислена плата за пользование вагонами в соответствии с Тарифным руководством N2. Нарушение ответчиком технологических сроков оборота вагонов подтверждается перечнем памяток приемосдатчика.

Представитель ответчика иск оспорил, в обоснование указал на следующее. Согласно предоставленным истцом дорожным ведомостям, ОАО «РЖД» не является собственником спорных вагонов. Представленные истцом в материалы дела акты общей формы станции Приморская составлены в день поднятия поезда. Таким образом, акты общей формы, предоставленные истцом, являются недопустимыми доказательствами. Отсутствуют надлежащие доказательства задержки вагонов по причинам, зависящим от ЗАО «Востокбункер». Нарушение технологических сроков оборота вагонов само по себе, в отсутствие последствий такого нарушения не является самостоятельным основанием для начисления и взимания платы. Акты общей формы станции бросания составлены без участия грузополучателя и владельца путей необщего пользования (ЗАО «Востокбункер»). В материалы дела не представлены выписки из книги приказов и уведомлений, книги исходящих распоряжений на задержанные поезда. Факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования актами общей формы не удостоверен. В спорный период вагоны под выгрузку непрерывно подавались на выставочные пути ЗАО «Востокбункер», что подтверждает факт того, что железнодорожные выставочные пути и станционные пути станции назначения были свободны. Факт отсутствия технической возможности накопления вагонов на станции назначения не подтвержден. Доказательств занятости фронтов выгрузки, повлекших невозможность принятия вагонов на пути необщего пользования истцом не представлено. Согласно расчетов, предоставляемых ответчиком вместимость ж,д путей ответчика с учетом путей предоставляемых ОАО «СРЗ» составляет 183 вагона. Таким образом, без учета протяженность фронтов выгрузки, одновременно на путях ответчика может быть расположено 183 вагона, как порожних, так и ожидающих выгрузку. Технологические нормы выгрузки грузов из вагонов договором между истцом и ответчиком не устанавливались. Подача и уборка вагонов с выставочных путей на путь необщего пользования осуществляется локомотивом ответчика. Учет времени подачи-уборки вагонов непосредственно на фронтах выгрузки истец не ведет. Согласно имеющихся у ответчика документов, на даты бросания перевозчиком поездов в пути следования ответчик имел свободные пути для принятия вагонов под выгрузку. Таким образом, ответчик считает, что основания для взыскания платы с ответчика по заявленным истцом основаниям отсутствуют, так как истец не доказал как сам факт невозможности принятия задержанных в пути следования вагонов станцией назначения, так и то, что причины неприема зависели от ответчика.

В судебном заседании от 13.09.2010 ответчик заявил ходатайство о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу решения по делу NА51-11013/2010. Оценив доводы представителей судом ходатайство отклонено, поскольку доводы о ничтожности условий договора могут быть рассмотрены при вынесении судебного акта по данному делу.

Исследовав материалы дела и доказательства, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между ОАО «Российские железные дороги» (перевозчик) и ЗАО «Востокбункер» (контрагент) заключен договор N645 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО «Востокбункер» по станции Блюхер. В соответствии с настоящим договором осуществляется эксплуатация принадлежащего контрагенту железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего стрелочными переводами N 381, 389, 393 к путям сортировочного парка, стрелочным переводом N 33 к пути необщего пользования ОАО «Славянский РСЗ», локомотивом контрагента. Согласно пункту 4 договора движение поездов по железнодорожному пути необщего пользования производится с соблюдением инструкций по движению поездов. В соответствии с пунктом 7 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны, подаются локомотивом перевозчика на пути N1 и N3 станции Блюхер, которые определены как выставочные, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом контрагента с расстановкой их по местам погрузки, выгрузки. Количество вагонов, одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования составляет не более 40 (пункт 8 договора). Согласно пункту 10 договора, на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагонов - 6 часов, в зимний период для вагонов с грузом мазут топочный - 11 часов. В соответствии с пунктом 20 договора контрагент уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику за задержку вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема их станцией назначения, по причинам, зависящим от контрагента, а также за время ожидания подачи или приема вагонов на железнодорожных путях общего пользования по причинам, зависящим от контрагента, в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства N2, в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблице N9 Тарифного руководства N2.

21 декабря 2009 года, 01, 03, 05 января 2010 года в адрес ЗАО «Востокбункер» на станцию Блюхер по отправкам ЭД 724133 (досылочная ЭД 836537), ЭД 887586, ЭД 887356, ЭД 528289, ЭД 699940 (досылочная ЭД 9111714, досылочная ЭД 911127), ЭД 781404, ЭД 699813, ЭД 703278 (досылочная ЭД 927604), ЭД 811830, ЭД 782371, ЭД 699813 (досылочная ЭД 712283) , ЭД 887586 (досылочная ЭД 951370, досылочная ЭД 951041, досылочная ЭД 951428), ЭД 887546, ЭД 887356 (досылочная 893837), ЭД724133, ЭД 699940, ЭД 699813, ЭД 700077 были отправлены вагоны с топливом дизельным, срок доставки которых определен с 08 по 11 января 2010 года.

Как следует из дорожных ведомостей вагоны прибыли на станцию назначения 23 января 2010 года.

На промежуточной станции Приморская в период с 05.01.2010 по 23.01.2010 в ожидании приема станцией Блюхер указанные вагоны были брошены по причине неприема грузополучателем.

Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях устанавливается Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 2.1 Правил на станции бросания Приморская перевозчиком составлены акты общей формы NN2/600008, 2/600012.

Согласно пункту 4.7 Правил, задержка вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, номера, вагонов, дата, время и причина задержки.

Истцом представлены приказы N195 от 05.01.2010, N196 на бросание и подъем поезда на станции Приморская, в которых указаны необходимые сведения, в том числе номера поезда со спорными вагонами.

На основании указанных приказов, перевозчик известил станцию назначения о задержке груза, что подтверждается уведомлениями о задержке (отправлении) поезда в пути следования N11 от 06.01.2010, N14 от 10.01.2010 содержащие номера поезда с указанием времени бросания.

Факт простоя зафиксирован истцом в актах общей формы станции Блюхер NN1/600507 от 09.01.2010, N1/600508 от 23.01.2010 на основании которых составлена накопительная ведомость N210301.

От подписания накопительной ведомости и актов общей формы представитель ЗАО «Востокбункер» отказался.

Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N45 акты общей формы составляются на станциях для удостоверения обстоятельств, в том числе задержки вагонов на промежуточных станциях.

Акты NN2/600008, 2/600012 составлены на промежуточной станции в соответствии с установленными требованиями, доводов о недостоверности указанных в них сведений не представлено. Данные указанные в актах соответствуют сведениям имеющимися на перевозочных документах (штемпель станции Приморская с указанием периода простоя). Заявлений о фальсификации не представлено. Следовательно, истец подтвердил обстоятельство бросания вагонов на станции Приморская с учетом представленных распоряжений на бросание и подъем, отметками в перевозочных документах.

Акты, составленные на станции назначения Блюхер, оформляются в порядке пункта 3.2.2 Правил для взимания с грузополучателя платежей.

Таким образом, указание ответчиком на имеющиеся недостатки в АОФ, составленных на станции Блюхер, не опровергают факт бросания вагонов и проведение расчета платы в соответствии с установленными требованиями.

Руководствуясь Тарифным руководством N2, утвержденным постановлением ФЭК России за N35/12 от 19.06.2002, статьей 39 УЖТ РФ ОАО «РЖД» начислило ответчику плату за пользование вагонами, задержанными на промежуточной станции на сумму 632025 рублей 94 копеек и предъявило ответчику счет N338 от 25.05.2010, неоплата которого явилась основанием для обращения с настоящим иском.

Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.

Подпунктом 2 пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N26 предусмотрено, что основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в Пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.

Проанализировав представленные истцом акты общей формы, суд установил, что акты составлены в соответствии с Правилами составления актов и являются надлежащими доказательствами факта простоя вагонов. В данных актах указаны номера вагонов, прибывшие в адрес ответчика, наименования груза, причина задержки, отражено время начала и окончания задержки. В актах имеется запись о том, что представитель грузополучателя от их подписания отказался. Факт отказа удостоверен подписями двух представителей ОАО «РЖД».

Представленными актами общей формы, подтверждается, что спорные вагоны задержаны на станции Приморская в связи с неприемом их станцией Блюхер, вследствие занятости станционных путей вагонами, пришедшими в адрес ответчика, не принимающего под выгрузку из-за занятости фронтов выгрузки.

Как следует из представленных в материалы дела памяток приемосдатчика, грузовые операции в спорный период совершались именно с вагонами (не являющимися спорными), пришедшими в адрес ответчика, что свидетельствует о затоваривании станции назначения и задержке вагонов на промежуточных станциях по вине ответчика. Факт занятости станции назначения также подтверждается следующими документами. Справкой о наличии вагонов, прибывших под выгрузку, подписанной и.о.начальника станции Блюхер, телеграммой о приостановлении отгрузки, оформленной на основании статьи 29 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. Заявлений о фальсификации указанных доказательств в порядке статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предъявлялось.

Как следует из пункта 7 договора N645 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО «Востокбункер» по станции Блюхер, Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования ЗАО «Востокбункер» примыкающего к пути необщего пользования ОАО «Славянский СРЗ» станции Блюхер, сдаваемые на железнодорожные пути необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на пути N1, N3, которые определены как выставочные и дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом ответчика. Следовательно, ООО «Востокбункер» самостоятельно, исходя из собственной экономической целесообразности осуществляет прием вагонов на выставочных путях и подачу их на места выгрузки. Согласно графику движения на подъездном пути ЗАО «Востокбункер», представленного ответчиком, длительное время места разгрузки были свободны, тогда как на подъездных путях станции и выставочных путях скопились вагоны с грузом. Доказательств нарушения истцом порядка подачи вагонов на выставочные пути не представлено. Следовательно, ответчик по собственному усмотрению осуществлял обработку цистерн, что повлекло накопление вагонов на станции.

После получения уведомлений о бросании поезда ответчик заявлений, предложений об организации дополнительных подач на выставочные пути не подавал.

Доказательств противоправных бездействий ОАО «РЖД» по неподаче вагонов на выставочные пути не представлено.

Таким образом, скопление вагонов на станции назначения и как следствие бросание вызваны причинами, зависящими от грузополучателя.

Нарушение технологических сроков оборота вагонов подтверждается перечнем памяток, доказывающих несоблюдение технологических норм ответчиком с 05.01.2010, в том числе представленных ответчикоми и памятками приемосдатчика. Разногласия с некоторыми памятками, указанными истцом, не опровергают факт нарушения технологических сроков по иным памяткам.

Согласно представленным в материалы дела дорожным ведомостям срок доставки спорных вагонов истекает 08-11.01.2010, фактически вагоны прибыли на станцию назначения 23.01.2010., т.е. с просрочкой.

Исследовав и оценив представленные по делу доказательств в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об обоснованности и доказанности истцом вины ответчика в задержке вагонов на промежуточных станциях.

При таких обстоятельствах, истцом обоснованно начислена плата за пользование вагонами в размере 987 331 рубля 49 копеек.

Доводы ответчика судом отклоняются по следующим основаниям.

Довод ЗАО «Востокбункер» о недействительности подпункта б пункта 20 договора N300 от 02.10.2009, заключенного с ОАО «Российские железные дороги» судом отклоняется. Положения статьи 39 УЖТ РФ и Тарифного руководство N2 не предусматривают оснований для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими ОАО «РЖД», за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования. Однако в силу статьи 421 ГК РФ стороны свободны в определении условий договора. Включая в договор N300 от 02.10.2009 подпункт б пункта 20 стороны, тем самым, признали и согласовали возможность взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащих к парку ОАО «РЖД», с применением положений Тарифного руководства N2. Противоречий данного пункта требованиям действующего законодательства, судом не установлено.

Пунктами 20, 22 договора стороны согласовали условия внесения платы за пользование вагонами, не принадлежащих истцу, и порядок определения размера платежа после издания правомочными органами, изменяющих коэффициенты и порядок исчисления ставок. Таким образом, ОАО «РЖД» произвело расчет платы в соответствии с условиями договора и обычно применяемые к расчетам коэффициенты.

Ссылка ответчика на недопустимость АОФ, приказа на бросание составленных на промежуточной станции судом отклоняется в силу следующего. В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Поскольку сведения в приказах и АОФ, составленных на промежуточной станции, отметках на перевозочных документах, уведомления ответчика о бросании вагонов не противоречат друг другу и ответчиком не опровергнуты, то обстоятельство простоя спорных вагонов с 05.01.2010 по 23.01.2010на промежуточной станции истцом доказан. Указанные ответчиком недостатки по оформлению документов не являются основанием для освобождения от оплаты.

Ссылка ответчика на нарушение пункта 8 договора судом отклоняется, поскольку договором предусмотрена возможность подачи до 40 вагонов, тогда как ответчик указывает на 24. Иных соглашений об изменении указанного пункта не представлено. Кроме того, как следует из пункта 8 договора N645 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО «Востокбункер» по станции Блюхер и Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования ЗАО «Востокбункер» примыкающего к пути необщего пользования ОАО «Славянский СРЗ» станции Блюхер, ответчик самостоятельно определяет количество получаемых вагонов.

Доводы об отсутствии доказательств нарушения технологических сроков разгрузки и имеющиеся свободные пути судом отклоняется, так как ответчик самостоятельно определяет порядок разгрузки и возврата вагонов. Указанные ответчиком обстоятельства не являются основанием для освобождения от оплаты, поскольку ответчиком не представлено доказательств того, что выставочные пути были свободны, и перевозчик не подавал вагоны.

Неоформление АОФ о занятости подъездных путей на станции назначения не имеет правового значения, поскольку факт бросания спорных вагонов в связи с действиями (бездействием) ответчика судом установлен.

Ссылка на нарушение истцом Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» 08.09.2004 N3263р при составлении распоряжений на бросание, судом отклоняется, поскольку указанный документ не является нормативным актом.

Довод ответчика о том, что ОАО «РЖД» не является собственником спорных вагонов, судом отклоняется, поскольку согласно пункту 20 договора контрагент уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

Взыскать с закрытого акционерного общества «Востокбункер» в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» 632 025 (шестьсот тридцать две тысячи двадцать пять) рублей 94 копейки платы за пользования вагонами, а также 15 340 (пятнадцать тысяч триста сорок) рублей 52 копейки судебных расходов по оплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

     Судья
Овчинников В.В.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-13052/2010
Принявший орган: Арбитражный суд Приморского края
Дата принятия: 24 ноября 2010

Поиск в тексте