АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 29 ноября 2010 года Дело N А51-9795/2010

Резолютивная часть решения объявлена 26 ноября 2010 года. Полный текст решения изготовлен 29 ноября 2010 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи О.П.Хвалько при ведении протокола судебного заседания секретарем И.А. Ковальчук,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Строй-ДВ» к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка, площадью 2650 кв.м., расположенного по адресу г. Владивосток, район ул. Бородинской, 30, в целях, не связанных со строительством и обязании принять решение о предоставлении его в аренду, при участии в судебном заседании:

от заявителя - представитель Грошелева В.Ю. по доверенности от 07.07.2010;

от ответчика - представитель не явился, извещен, установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Строй-ДВ» (далее - заявитель, общество, ООО «Строй ДВ») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, выраженном в письме от 05.03.2010 N 29/06-20-4306 об отказе в предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка площадью 2650 кв.м., расположенного по адресу г. Владивосток, в районе ул. Бородинской, 30 в целях, не связанных со строительством, для установки и эксплуатации временной постройки для спортивно-оздоровительной деятельности и обязании принять решение о предоставлении данного земельного участка в аренду.

В судебном заседании общество уточнило заявленные требования, просило признать незаконным решение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, выраженном в письме от 05.03.2010 N 29/06-20-4306 об отказе в предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка, кадастровый номер 25:28:040012:585, площадью 2650 кв.м., расположенного по адресу г. Владивосток, в районе ул. Бородинской, 30, для целей, не связанных со строительством и обязать в двухнедельный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении данного земельного участка в аренду.

Заявитель на требованиях настаивает в полном объеме, пояснил, что представил все документы, необходимые для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду.

По мнению заявителя, отказ Департамента не соответствует требованиям п. 3 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 5 ст. 11 Закона Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, так как препятствует в получении земельного участка, необходимого для установки и эксплуатации временной постройки с целью осуществления спортивно-оздоровительной деятельности.

Ответчик в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется доказательство надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, по тексту отзыва требования не признал, ссылаясь на то, что Департаментом обоснованно отказано заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка для установки и эксплуатации временной постройки для спортивно-оздоровительной деятельности, поскольку испрашиваемый земельный участок входит в границы гостевого маршрута на территории Владивостокского городского округа, утвержденного постановлением главы города Владивостока от 09 июля 2009 года N 777, где размещение временных построек запрещено.

Кроме того, испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в запретном районе объекта «707» в/ч N 63890, а также на землях рекреационного значения.

Данные обстоятельства, по мнению Департамента, свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения требования заявителя.

Суд, на основании ст.ст. 123, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел заявление в отсутствие представителя ответчика по имеющимся в материалах дела документам.

При изучении материалов дела судом установлено следующее.

31 октября 2008 года общество с ограниченной ответственностью «Строй-ДВ» обратилось в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду сроком на пять лет земельного участка ориентировочной площадью 1045 кв.м. с предварительным согласованием места для размещения ремонта и обслуживания автомобилей по адресу: г. Владивосток, район улицы Бородинской, 30.

Дополнительными обращениями от 23.03.2009 и от 02.09.2009 заявитель уточнил площадь и целевое назначение испрашиваемого земельного участка: просил предоставить в аренду сроком на 5 лет земельный участок площадью 2650 кв. м. в целях, не связанных со строительством - для установки и эксплуатации временной постройки для спортивно-оздоровительной деятельности по адресу: г. Владивосток, район улицы Бородинской, 30.

Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, рассмотрев заявление общества обратился в Администрацию г. Владивостока с запросом о выдаче заявителю схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане.

Распоряжением от 08.12.2009 N 1399 Управлением градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, ул. Бородинская, 30, площадью 2650 кв.м. для целей, не связанных со строительством (для размещения временной постройки для спортивно-оздоровительной деятельности).

Заявитель обеспечил за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и 05.03.2010 направил в адрес Департамента оригиналы кадастрового паспорта от 27.011.2010г. 28-1/10-309.

Ответчик письмом от 31.03.2010 N 29/06-20-4306 отказал обществу в предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду.

Не согласившись с вынесенным решением, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, проанализировав законность оспариваемого решения, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ).

Согласно п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

В соответствии с п. 2 ст. 34 ЗК РФ заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

Пунктом 3 данной статьи установлено, что в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а также испрашиваемое право на землю.

Из содержания заявлений от 31.10.2008, от 23.03.2009 и от 02.09.2009 следует, что заявитель обратился в Департамент с целью предоставления земельного участка в аренду сроком на пять лет площадью 2650 кв. м., для установки и эксплуатации временной постройки для спортивно-оздоровительной деятельности по адресу: г. Владивосток, район улицы Бородинской, 30, что соответствует требованиям, указанным в п. 3 ст. 34 ЗК РФ.

В соответствии с п. 3 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» в случае, если имеются предусмотренные федеральным законодательством основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность или аренду гражданам, орган исполнительной власти Приморского края в 20-дневный срок с момента поступления заявления направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении земельного участка.

В случае если основания для отказа в предоставлении земельного участка, указанные в пункте 3 настоящей статьи, отсутствуют, орган исполнительной власти в 20-дневный срок с момента поступления заявления обращается в орган местного самоуправления, на территории которого находится указанный в заявлении земельный участок, с запросом о выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

В силу пункта 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

В соответствии с п. 5 ст. 11 Закона Приморского края N 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» орган исполнительной власти Приморского края в двухнедельный срок со дня представления заявителем кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность либо аренду и направляет заявителю копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Пункт 6 ст. 34 ЗК РФ устанавливает, что договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в п. 5 настоящей статьи решения.

Из анализа приведённых норм права следует, что предоставление кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка является необходимым и обязательным условием для решения вопроса о его предоставлении, в том числе и в аренду для целей не связанных со строительством.

Из материалов дела следует, что общество обратилось в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края с заявлением в установленном законом порядке, в соответствии с требованиями ст. 34 Земельного кодекса РФ и ст. 11 Закона Приморского края N 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» приложив все необходимые для его рассмотрения документы, в том числе, оригиналы кадастрового паспорта от 27.11.2010 N 28-1/10-309.

Таким образом, законных оснований для отказа заявителю в предоставлении земельного участка у Департамента не имелось.

В судебном заседании представитель ответчика пояснил суду, что испрашиваемый земельный участок не мог быть предоставлен в аренду в связи с тем, что он входит в границы гостевого маршрута на территории Владивостокского городского округа, утвержденного постановлением главы города Владивостока от 09 июля 2009 года N 777, где размещение временных построек запрещено.

В п. 1 Постановления Главы города Владивостока от 09.07.2009 N 777 «О развитии г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» установлено расположение гостевого маршрута на территории Владивостокского городского округа, проходящего по автомобильным дорогам вдоль следующих улиц: от границы Владивостокского городского округа при движении с севера на юг (трасса М60) в районе ул. Четырнадцатой в месте прохождения проектируемой дороги "п. Новый - Де Фриз - Седанка - бухта Патрокл"; ул. Маковского; ул. Русской; пр. 100-летия Владивостока; просп. Народный; ул. Некрасовской; ул. Гоголя; ул. Шилкинской (в районе домов N 4 - N 16); ул. Капитана Шефнера; пр. Красного Знамени (в районе домов N 46 - N 156); Партизанского пр. (в районе домов N 1 - N 39); Океанского пр.; пер. Павленко; ул. Алеутской; ул. Уборевича; ул. Суханова; ул. Луцкого; ул. Аксаковской; ул. Всеволода Сибирцева (в районе домов N 3 - N 129); ул. Семеновской; ул. Пограничной (в районе домов N 2 - N 5); ул. Светланской; ул. Набережной; ул. 1-й Морской; ул. Верхнепортовой; ул. Нижнепортовой; ул. Казанской; ул. Крыгина; ул. Луговой; ул. Спортивной; ул. Калинина (в районе домов N 113 - N 137, N 253 - N 285); ул. Балтовской; ул. Надибаидзе; ул. Олега Кошевого; ул. Героев Тихоокеанцев; ул. Коммунаров; ул. Катерной; ул. Бархатной; по автомобильной дороге, соединяющей Рудневский мост в районе ул. Выселковой с ул. Русской, согласно приложению.

В соответствии с п. 3 Постановления, Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (Мельник А.И) надлежит обеспечить исполнение полномочий, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации и возложенных на администрацию города Владивостока в отношении земельных участков, попадающих полностью либо частью на территорию в границах 100 метров по обе стороны от центральной оси автомобильных дорог, указанных в пункте 1 настоящего постановления (за исключением участков, которые предоставляются для размещения газетно-журнальных киосков, осуществляющих продажу периодических печатных изданий в порядке, установленном действующим законодательством), с учетом архитектурных решений существующей застройки и назначения гостевого маршрута.

Из материалов дела следует, что 08.12.2009 распоряжением N1399 начальник УГА администрации г. Владивостока Мельник А.И, руководствуясь Земельным кодексом РФ и другими нормативными актами, на основании обращения департамента от 17.06. 2009 N7327 Д, утвердил ООО «Строй-ДВ» схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, в районе Бородинская, 30, площадью 2650 кв. м. для целей, не связанных со строительством, для размещения временной постройки для спортивно-оздоровительной деятельности.

Издание распоряжения свидетельствует об отсутствии противоречий положениям Постановления главы города N777 от 09.07.2009 в связи с чем основания для отказа в предоставлении земельного участка у Департамента отсутствовали.

Кроме того, в материалах дела имеется письмо от 24.09.2010 N 2-8/4858 Департамента градостроительства Приморского края о том, что земельный участок, расположенный по ул. Бородинская, 30 в г. Владивостоке, в границы объекта «Мероприятия по реконструкции г. Владивостока, реконструкции фасадов, выходящих на море и гостевую трассу», входящего в краевую целевую программу «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» на 2008-2012 годы» не попадает.

В письме от 31.03.2010 N 29/06-20-4306 об отказе в предоставлении земельного участка в аренду Департамент также указал, что в соответствии с представленным кадастровым паспортом от 27.01.2010 N 28-1/10-309 испрашиваемый заявителем земельный участок расположен на землях рекреационного значения.

Департамент указал, что в зоне рекреационного назначения размещение временной постройки не предусмотрено.

В соответствии с Постановлением губернатора Приморского края от 21.03.1996 N 199 (ред. от 05.09.2007) "О выделении земель рекреационного назначения в городе Владивостоке", включающим "Перечень территорий в городе Владивостоке, выделенных в земли рекреационного назначения", и "Описание границ земель рекреационного назначения в городе Владивостоке", земельный участок в г. Владивостоке по ул. Бородинской, 30 к рекреационным землям не отнесен.

Поскольку испрашиваемому участку не придан статус земель рекреационного назначения, законодательство допускает его передачу в аренду граждан и юридических лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае», к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. К ним относятся земельные участки, занятые территориями домов отдыха, пансионатов, санаториев, кемпингов, спортивно-оздоровительных комплексов, туристических баз, яхт-клубов, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей, домов рыболова и охотника, детских туристических станций, парков, учебно-туристических троп, маркированных трасс, детских оздоровительных и спортивных лагерей, пляжей и других аналогичных объектов.

Пунктом 5 указанной статьи запрещается деятельность, не соответствующая целевому назначению земель рекреационного назначения.

В соответствии с ч. 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

Согласно части 11 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

Из материалов дела следует, что дополнительными заявлениями от 23.03.2009 и от 02.09.2009 заявитель уточнил целевое назначение испрашиваемого земельного участка и просил предоставить земельный участок для целей, не связанных со строительством - для установки и эксплуатации временной постройки для спортивно-оздоровительной деятельности.

Таким образом, установка и эксплуатация временной постройки для спортивно-оздоровительной деятельности не противоречит положениям Земельного кодекса РФ, Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае», а также Градостроительного кодекса РФ.

В качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка Департамент также указал на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в запретном районе объекта «707» в/ч 63890.

В соответствии со ст. 5 Постановления Правительства РФ от 17.02.2000 N 135 (ред. от 08.08.2003) "Об утверждении Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов" границы запретной зоны и запретного района утверждаются руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся военные склады, по представлению органов военного управления, в ведении которых они находятся.

Запретный район объекта «707» в/ч N 63890 утвержден постановлением Губернатора Приморского края от 07.12.2005 N 217-пг «Об установлении границ запретных зон и запретных районов для войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации и Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю».

Судом установлено и подтверждается имеющимся в материалах дела письмом Департамента градостроительства Приморского края от 15.07.2010 N 2-8/3473, что Постановлением Губернатора Приморского края от 04.12.2009 N 80-пг, режим запретного района объекта «707» в/ч 63890 отменен, в связи с чем земельный участок, испрашиваемый заявителем может быть предоставлен в аренду.

Кроме того, департамент указал, что размещение временной постройки, площадью 2650 кв.м. повлечет уничтожение множества, расположенных на испрашиваемом земельном участке зеленых насаждений в виде деревьев и кустарников, что является нарушением действующего законодательства.

Отношения между должностными лицами органов местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности, а также форм собственности и физическими лицами по вопросам сохранения и восстановления зеленых насаждений на территории города Владивостока регулируют Временные правила содержания и охраны зеленых насаждений на территории города Владивостока, утвержденные решение Думы города Владивостока от 21.07.2005 N 83 (далее - Правила).

В соответствии с п.п. 2.1. - 2.3. Правил, защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Владивостока, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены. Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений. Собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, содержать и охранять их за счет собственных средств самостоятельно или путем заключения соответствующих договоров со специализированными организациями.

Пункт 6.1. Правил устанавливает перечень случаев, когда вырубка, а также обрезка или пересадка деревьев и кустарников, снос или нарушение целостности растительного слоя при выполнении требований настоящих Временных правил может быть разрешена: - реализации всех видов проектов строительства, реконструкции зданий, сооружений, благоустройства территории, утвержденных в установленном порядке и имеющих положительное заключение государственной экологической экспертизы; - проведения санитарных рубок (в том числе - удаления аварийных, больных деревьев и кустарников) и реконструкции зеленых насаждений; - обеспечения (по предписанию органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора) нормативного светового режима в жилых и нежилых помещениях, затененных зелеными насаждениями; - чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, в том числе ремонта подземных коммуникаций и капитальных инженерных сооружений (в этих случаях порубочный талон выдается в течение 72 часов с момента начала работ).