АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 20 декабря 2010 года Дело N А51-14785/2010

Резолютивная часть решения объявлена 14.12.2010. Полный текст решения изготовлен 20.12.2010. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Овчинникова В.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем Давыдюк О.М. рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО «Российские железные дороги» к ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» о взыскании 1065037 рублей 67 копеек при участии от истца: представитель Морозова В.П., доверенность от 09.11.2010 N650 (служебное удостоверение N0182383), от ответчика: представитель Осипова Ю.Н., доверенность от 04.02.2010 N7/104 (паспорт 0507 N393744).

В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ изготовление решения в полном объеме откладывалось до 20.12.2010.

установил: Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала Дальневосточной железной дороги (далее - ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к открытому акционерному обществу «Дальневосточная генерирующая компания» (далее - ОАО «ДГК») о взыскании 1065037 рублей 67 копеек платы за пользование вагонами.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал в полном объеме. В обоснование исковых требований истец указал, что на промежуточных станциях Кругликова, Розенгартовка произошло бросание вагонов в виду их неприема грузополучателем из-за занятости фронтов выгрузки. В связи с простоем вагонов на промежуточных станциях в период с 23.12.2009 по 25.12.2009 по причине зависящей от ОАО «ДГК», последнему была начислена плата за пользование вагонами в соответствии с Тарифным руководством N2, перечень памяток подтверждает нарушение технологических сроков оборота вагонов.

Представитель ответчика заявленные исковые требования оспорил в полном объеме, указав на следующее. Перевозчиком нарушен порядок оформления задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях, предусмотренный пункта 4.7. Правил. Доказательства неприема вагонов грузополучателем - ОАО «ДГК», оформленных в установленном законом порядке до издания приказов о бросании вагонов, в материалах дела также отсутствуют. От приема вагонов на свои выставочные пути ОАО «ДГК» не отказывался. Задержка спорных вагонов на станциях Кругликово, Розенгартовка произошла не по причинам, зависящим от грузополучателя. Факт задержки вагонов по вине ОАО «ДГК» не доказан.

Исследовав материалы дела и доказательства, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 05.07.2007 между ОАО «Российские железные дороги» (перевозчик) и ОАО «ДГК» заключен договор N380 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» филиал «Приморская генерация» станция Гайдамак с 22.04.2007 по 21.04.2012.

Согласно пункту 8 договора количество вагонов одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования устанавливается согласно Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования структурного подразделения ВТЭЦ-2 филиала «Приморская генерация» ОАО «ДГК» в зависимости от тяги локомотива, но не более 30 вагонов.

На железнодорожном пути необщего пользования устанавливается следующий технологический срок оборота вагонов - 3 часа. В зимний период года при подаче только топлива нефтяного технологический срок оборота вагонов - 24 часа (пункт 9 договора).

В соответствии с подпунктом б) пункта 19 договора владелец уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами перевозчика по условиям Тарифного руководства N2.

16, 18, 19, 20 декабря 2009 года со станции Шахтерская в адрес ОАО «ДГК» на станцию Гайдамак по отправкам ЭД492132, ЭД375660 (досылочная ЭД475634), ЭД515684 отправлены выгона с углем бурым, срок доставки которых определен до 27, 24, 28 декабря 2009 года.

Как следует из дорожных ведомостей вагоны прибыли на станцию назначения 01.01.2010, 31.12.2009, 31.12.2009.

На промежуточных станциях Кругликово, Розенгартовка в период с 23.12.2009 по 30.12.2009 в ожидании приема станцией Гайдамак указанные вагоны были брошены по причине неприема грузополучателем.

Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях устанавливается Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 2.1 Правил на станциях бросания перевозчиком составлены акты общей формы N 1/602122 от 25.12.2009 станции Кругликого, N600924, N600922, N600923 от 23.12.2009 станции Розенгартовка.

Согласно пункту 4.7 Правил задержка вагонов в пути следования, в том числе, на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, номера, вагонов, дата, время и причина задержки.

Истцом представлены приказы N915 от 23.12.2009, N916 от 30.12.2009 на бросание и подъем поезда на станции Розенгартовка, N957 от 25.12.2009, N958 от 30.12.2009 на бросание и подъем поезда на станции Кругликово, в которых указаны необходимые сведения.

На основании указанных приказов, перевозчик известил станцию назначения о задержке груза, что подтверждается уведомлением о задержке (отправлении) вагонов с промежуточной станции N184 от 25.12.2009, N196 от 30.12.2009, N182 от 23.12.2009, Nб\н от 30.12.2009 содержащие перечень номеров вагонов с указанием времени бросания.

Факт простоя зафиксирован истцом в актах общей формы станции Гайдамак NN5/463, N5/466, N5/467 от 31.12.2009 в соответствии с которыми составлены накопительные ведомости N311200, N311206.

Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N45, акты общей формы составляются на станциях для удостоверения обстоятельств, в том числе задержки вагонов на промежуточных станциях.

Акты N1/602122, N600924, N600922, N600923 составлены на промежуточных станциях в соответствии с установленными требованиями, доводов о недостоверности указанных в них сведений не представлено. Следовательно, истец подтвердил обстоятельство бросания вагонов с учетом представленных распоряжений на бросание и подъем, отметками в перевозочных документах.

Акты NN5/463, N5/466, N5/467 оформляются в порядке пункта 3.2.2 Правил для взимания с грузополучателя платежей. Разногласий по порядку расчета и размеру начислений платы в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

Руководствуясь Тарифным руководством N2, утвержденным постановлением ФЭК России за N35/12 от 19.06.2002, статьей 39 УЖТ РФ ОАО «РЖД» начислило ответчику плату за пользование вагонами, задержанными на промежуточной станции на сумму 1065037 рублей 67 копеек и предъявило ответчику счет N178 от 18.03.2010, неоплата которого явилась основанием для обращения с настоящим иском.

Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В силу статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.

Согласно представленным в материалы дела дорожным ведомостям ЭД492132, ЭД375660 (досылочная ЭД475634), ЭД515684 срок доставки спорных вагонов истекает 27, 24, 28 декабря 2009 года, фактически вагоны прибыли на станцию назначения 01.01.2010, 31.12.2009, т.е. с просрочкой.

Подпунктом 2 пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N26 предусмотрено, что основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.

Проанализировав представленные истцом акты общей формы, суд установил, что акты составлены в соответствии с Правилами составления актов и являются надлежащими доказательствами факта простоя вагонов. В данных актах указаны номера вагонов, прибывшие в адрес ответчика, наименования груза, причина задержки, отражено время начала и окончания задержки. В дорожных ведомостях проставлена отметка о задержке вагонов на станциях Кругликово, Розенгартовка с 23.12.2009 по 30.12.2009. В актах имеется запись о том, что представитель грузополучателя от их подписания отказался. Факт отказа удостоверен подписями двух представителей ОАО «РЖД».

Нарушение технологических сроков оборота вагонов с 25.12.2009 по 30.12.2009 подтверждается перечнем памяток, доказывающих несоблюдение технологических норм выгрузки ответчиком в спорный период и не опровергнуто ответчиком.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Определением суда от 21.10.2010 истцу было предложено обосновать требования по вагонам, прибывшим на станцию назначения в установленные сроки; представить анализ памяток, подтверждающих нарушение технологического цикла, доказательства невозможности принятия вагонов станцией назначения.

Телефонограммой от 18.11.2010 истец заявил об отложении судебного заседания в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов.

В нарушение статьей 16, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не представил доказательства нарушения технологического цикла оборота вагонов на 23, 24 декабря 2009 года по накопительной ведомости N 311206.

Таким образом, период начисления платы за пользование вагонами с 23 по 30 декабря 2009 года (станция Розенгартовка) по накопительной ведомости N 311206 не подтвержден.

Довод ответчика о недоказанности факта затоваривания станции назначения противоречит материалами дела.

Согласно пункту 4.5 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.

Как следует из представленного в материалы дела перечня памяток приемосдатчика за период с 25.12.2009 по 30.12.2009, грузовые операции в спорный период совершались с вагонами (не являющимися спорными), пришедшими в адрес ответчика, что свидетельствует о затоваривании станции назначения и задержке вагонов на промежуточных станциях по вине ответчика.

Исследовав и оценив представленные по делу доказательств в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об обоснованности и доказанности истцом вины ответчика в задержке вагонов на промежуточных станциях по накопительной ведомости N311206.

При таких обстоятельствах, истцом обоснованно начислена плата за пользование вагонами в размере 455081 рубля.

Поскольку ответчик не представил доказательств наличия свободных путей, то данный довод судом отклоняется как необоснованный.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

Взыскать с открытого акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» 455 081 (четыреста пятьдесят пять тысяч восемьдесят один) рубль платы за пользование вагонами, а также 9 933 (девять тысяч девятьсот тридцать три) рубля судебных расходов по оплате государственной пошлины.

В остальной части исковых требований отказать.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

     Судья
Овчинников В.В.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка