• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 20 января 2011 года Дело N А51-16485/2010

Резолютивная часть решения объявлена19 января 2011г. . Полный текст решения изготовлен 20 января 2011г. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нинюк Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тищенко Е.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Военного прокуратура Тихоокеанского флота, в защиту государственных интересов ФГУ «Лесозаводская квартирно-эксплуатационная часть района» к ОАО «Электросервис», ОАО «Оборонэнергосбыт» о признании сделки в части недействительной при участии в судебном заседании:

от истца: Военный прокурор - Конюшенко С.В. удостоверение ВО N 004499;

ФГУ « Лесозаводская КЭЧ района» - не явился

от ответчика: ОАО « Электросервис»- представитель Максимчук О.С. по доверенности от 27.07.2010 N11-171 паспорт 0502 N988194 выдан 15.07.2002 Лесозаводским ГОВД Кавалеровским РОВД Приморского края;

от ОАО « Оборонэнергосбыт»- представитель Политика А.А. по доверенности от 17.12.2010 N626 паспорт 0505 256689 выдан Советским РУВД г. Владивостока 24.08.2006. установил:

Военный прокурор Тихоокеанского флота обратился в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением в защиту государственных интересов ФГУ « Лесозаводская квартирно-эксплуатационная часть района» к ОАО « Электросервис», ОАО « Оборонэнергосбыт» о признании недействительным подпункта «в» пункта 7.5 договора энергоснабжения N 790 от 01 января 2010г. заключенного между ОАО « Электросервис» и ОАО « Оборонэнергосбыт». Исковые требования заявлены в порядке п.2 ч. 1 ст. 52 АПК РФ.

Истец ФГУ « Лесозаводская КЭЧ района» извещен в судебное заседание не явился, заявил письменно о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Суд, руководствуясь ст. 156 АПК РФ рассматривает дело в отсутствие указанного лица.

Военный прокурор исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на ничтожности подпункта «в» пункта 7.5 договора энергоснабжения N 790 от 01 января 2010г. заключенного между ОАО « Электросервис» и ОАО « Оборонэнергосбыт», поскольку подпункт «в» пункта 7.5 в части права ОАО «Электросервис» ограничивать режим потребления электрической энергии в случае ненадлежащего исполнения денежных обязательств, установленных договором, противоречит Указу Президента РФ N 1173 от 23 ноября 1995 года.

ФГУ « Лесозаводская КЭЧ района» в письменном отзыве исковые требования поддерживает в полном объеме.

Ответчик ОАО « Оборонэнергосбыт» с исковыми требованиями согласен.

Ответчик - ОАО « Электросервис» исковые требования не признал, ссылаясь на то, что заключенный договор является публичным, заключен на основании типового договора. Считает, что Военный прокурор не является надлежащим истцом, поскольку отсутствует доля государства в уставном капитале ОАО « Оборонэнергосбыт», кроме того КЭЧ не является организацией включенной в перечень приложенияN6 к Правилам N530, оспариваемый пункт следует толковать в системном толковании всего договора и он не противоречит законодательству.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению в силу следующего:

Как следует из материалов дела между ОАО « Электросервис» (Гарантирующий Поставщик) и ОАО « Оборонэнергосбыт» (Покупатель) 01.01.2010г. заключен договор электроснабжения N790. Подпункт «в» пункта 7.5 договора предусматривает право ОАО «Электросервис» производить полное ограничение режима потребления электрической энергии через три рабочих дня с даты введения частичного ограничения режима потребления электрической энергии в случае непогашения (неоплаты) покупателем накопленной задолженности в полном объеме, включая предусмотренную договором или законом неустойку (штраф, пени).

Согласно приложения N 1 к договору потребителем электрической энергии является Федеральное государственное учреждение - «Лесозаводская квартирно-эксплуатационная часть района» Минобороны России, в том числе находящиеся на ее балансе объекты Минобороны - котельная, призывной пункт, Дом офицеров, военный комиссариат, магазин военторга, столовая и иные объекты.

В соответствии с п 4.2 Устава ОАО « Оборнэнергосбыт» приоритетным направлением деятельности общества являются энергоснабжение объектов Вооруженных сил РФ, государственных и иных заказчиков. Согласно пунктам 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

В силу ч.ч. 1, 2 ст.426 Гражданского кодекса РФ договор энергоснабжения является публичным, условия которого являются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (ч.4 ст.426 ГК РФ).

Статья 546 Гражданского кодекса РФ регулирует порядок и основания, при которых допустимо расторжение договора энергоснабжения путем одностороннего отказа от его исполнения (пункт 1); а также порядок и основания ограничения режима потребления энергии путем сокращения объемов или временного прекращения подачи энергии (пункты 2 и 3).

В силу положений абзаца второго пункта 1 статьи 546 и пункта 3 статьи 523 ГК РФ энергоснабжающая организация наделена правом на односторонний отказ от исполнения договора энергоснабжения только в одном случае - при неоднократном нарушении абонентом, являющимся юридическим лицом, сроков оплаты полученной энергии (при этом законом или иными правовыми актами данное право энергоснабжающей организации на односторонний отказ может быть исключено или ограничено путем установления порядка реализации данного права).

В соответствии с пунктами 1, 2 Указа Президента РФ от 23.11.1995г. N1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов) электрической и тепловой энергии, газа, воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считаются действиями, нарушающими безопасность государства. Правительству РФ предписано принять неотложные меры по недопущению ограничения или прекращения отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006г. N530 утверждены « Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики». В соответствии с п. 168 указанных Правил в отношении потребителей( отдельных объектов) ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничения. Перечень потребителей приведен в приложении N6. Так, в п.3 Приложения N6 к данному Постановлению объекты, к которым применяется специальный порядок ограничения, названы Воинские части Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно статье 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках, воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

В силу положений статьи 6 Федерального закона от 27.05.2003 N58-ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации» военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Согласно Положению о квартирно - эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота, утвержденного Приказом Министра обороны СССР N 75 от 22 февраля 1977 года, и Руководству по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных силах РФ, утвержденному приказом Министра обороны РФ N 222 от 23 июля 2004 года, квартирно-эксплуатационная часть района является специфическим учреждением, входящим в систему Министерства обороны Российской Федерации и обладающим статусом воинской части, созданной для выполнения задач расквартирования войск и ведения квартирно-эксплуатационного хозяйства.

Исходя из вышеназванных положений действующего законодательства, ограничение (приостановление) или прекращение поставки электрической энергии Лесозаводской КЭЧ не допускается, поскольку, данная организация осуществляет функции по обеспечению безопасности государства.

В силу ст. ст. 168, 167 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, является ничтожной сделкой и не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью.

Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (ст. 180 ГК РФ).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что условия подпункт «в» пункта 7.5 договора, предусматривающие право ОАО «Электросервис» производить полное ограничение режима потребления электрической энергии через три рабочих дня с даты введения частичного ограничения режима потребления электрической энергии в случае непогашения (неоплаты) покупателем накопленной задолженности в полном объеме, включая предусмотренную договором или законом неустойку (штраф, пени) являются недействительным (ничтожным) как несоответствующие ст. 426 ГК РФ , Указу Президента РФ от 23.11.1995г. N1173, Постановлению Правительства РФ от 29.05.002 N364; п.п.168,177 «Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006г.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации.

Согласно годовому отчету за 2009 год ОАО «Оборонэнергосбыт» 11 ноября 2009 года региональное отделение ФСФР России в ЦФО зарегистрировало выпуск ценных бумаг Общества. 100% минус одна акция в уставном капитале Общества принадлежит ОАО «Оборонэнерго». 1 акция - ОАО «Славянка». Сделки по приобретению или отчуждению акций ОАО «Оборонэнергосбыт» Генеральным директором ОАО «Оборонэнергосбыт» в течение отчетного года не совершались. В соответствии с Приказом ФСФР России от 29 июля 2008 года N 08-1731/пз-и «О порядке присвоения государственных регистрационных номеров выпускам ценных бумаг» осуществлена государственная регистрация выпусков и отчетов об итогах выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО «Оборонэнергосбыт», размещенных путем распределения среди учредителей акционерного общества при учреждении ОАО «Оборонэнергосбыт». Согласно п. 1.2 Устава ОАО «Оборонэнергосбыт» учредителями общества являются ОАО «Оборонэнерго» и ОАО «Славянка». В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ N 1359 от 15 сентября 2008 года «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис» и п.п. Г и 2 Постановления Правительства РФ N 875 от 22 ноября 2008 года «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 15 сентября 2008 г. N 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис» ОАО «Оборонэнерго» и ОАО «Славянка» учреждены Российской Федерацией, 100 процентов акций указанных акционерных обществ находятся в федеральной собственности. Министерство обороны Российской Федерации осуществляет права акционера Российской Федерации в отношении названных акционерных обществ. В данной связи, в уставном капитале ОАО «Оборонэнерго» имеется 100% доля участия Российской Федерации.

Кроме того истец ФГУ «Лесозаводская КЭЧ района» в интересах которого заявлены исковые требования поддерживает их в полном объеме.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине возлагаются на ответчиков по 50 % с каждого.

Руководствуясь статьями 110,156, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить.

Признать недействительным подпункт «в» пункта 7.5 договора электроснабжения N 790 от 01 января 2010г , заключенного между ОАО «Оборонэнергосбыт» и ОАО « Электросервис».

Взыскать с Открытого акционерного общества « Оборонэнергосбыт» в доход федерального бюджета госпошлину по иску в сумме 2000руб.( две тысячи рублей).

Взыскать с Открытого акционерного общества « Электросервис» в доход федерального бюджета госпошлину по иску в сумме 2000руб. ( две тысячи рублей).

Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Пятый Арбитражный Апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения Арбитражного суда апелляционной инстанции.

     Судья
Нинюк Т.В.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-16485/2010
Принявший орган: Арбитражный суд Приморского края
Дата принятия: 20 января 2011

Поиск в тексте