• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 21 января 2011 года Дело N А51-14059/2010

Резолютивная часть объявлена в судебном заседании 17.01.2011. Решение в полном объеме изготовлено 21.01.2011.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Овчинникова В.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем Давыдюк О.М.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Исток-М» к Департаменту социальной защиты населения Приморского края, Приморскому краю в лице Департамента финансов Приморского края, Российской федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации

третье лицо- Департамент промышленности и транспорта ПК о взыскании 1 110 481 рублей 96 копеек при участии:

от истца - представитель Кукин В.Б. доверенность от 04.03.2009г. со специальными полномочиями, постоянная (служебное удостоверение N450); представитель Куликов С.Г. доверенность от 11.01.2009 со специальными полномочиями, постоянная (паспорт: серия 0503 762941);

от ответчиков - представитель Пригор Т.С. доверенность от 27.02.2008г. N10 со специальными полномочиями, постоянная (удостоверение N2986); от третьего лица- представитель Мариенко В.Д. доверенность от 03.12.2010 N23/2410 со специальными полномочиями, постоянная (служебное удостоверение N4527). В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ изготовление решения в полном объеме откладывалось до 21 января 2011 года.

установил: Общество с ограниченной ответственностью «Исток-М» обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Департаменту социальной защиты населения ПК о взыскании 1 110 481 рубля 96 копеек убытков в виде расходов на перевозку льготных категорий пассажиров в автобусах городского и пригородного сообщения за второе полугодие 2008 года.

Определением от 06.10.2010 в качестве соответчиков привлечены Приморский край в лице Департамента финансов ПК и РФ в лице Министерства финансов РФ.

В судебном заседании 13.01.2011, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 14 часов 30 минут 17.01.2011. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Информационным Письмом Президиума ВАС РФ N113 от 19.09.2006 «О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» путем размещения на официальном сайте арбитражного суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.

епартамент социальной защиты, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания представителя в суд не направил, представил ходатайство, в котором просит провести судебное заседание без участия представителя. Судом ходатайство рассмотрено и удовлетворено на основании статьи 156 АПК РФ.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме, указав на невыполнение ответчиками обязательств по возмещению выпадающих доходов, связанных с предоставлением скидок по оплате билетов при проезде в общественном транспорте.

Представители ответчиков возражают против удовлетворения исковых требований, указав, что иск заявлен к ненадлежащим ответчикам и истцом не доказан размер убытков. Расходные обязательства по обеспечению граждан мерами социальной поддержки выполнены в запланированных объемах. Факт понесенных расходов истцом не подтвержден, соответствующие документы об этом не представлены, истец также не допущен к межмуниципальным перевозкам. Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Постановлением Администрации Приморского края от 28.01.2005 N20-па «О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки населению Приморского края» (действующее в спорный период)дополнительно с 1 февраля 2005 года до принятия соответствующего закона Приморского края установлена льгота по проезду на транспорте общего пользования городских, пригородных и межмуниципальных маршрутов края (кроме железнодорожного транспорта) в размере не менее 50 процентов от действующего тарифа для граждан, включенных в федеральный и краевой регистры лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты (пункт 3 Постановления). 06.06.2008 истцом с Департаментом социальной защиты населения Приморского края заключен договор N 28, предметом которого согласно п.1.1 явилось оказание услуг перевозчиком по перевозке граждан, включенных в федеральный и краевой регистры Приморского края на муниципальных (городских, пригородных) маршрутах по территории Уссурийского городского округа со скидкой не менее 50% с возмещением заказчиком недополученной перевозчиком от оказания вышеуказанных услуг доходов в размере 50% удовлетворенного тарифа. Срок действия указанного договора стороны определили с 01.01.2008 по 31.12.2008.

Как следует из ответа Администрации Уссурийского городского округа от 29.09.2009, в декабре 2005 года истец на основании договора от 24.12.2005, заключенный с Администрацией Уссурийского городского округа, осуществлял городские и пригородные перевозки по маршрутам NN 101а, 102, 103, 104, 109, 110, 124, 127, 115-130, 136, 137, 127. Постановлением главы Уссурийского городского округа от 27.12.2007 N 2239 «Об утверждении городской и пригородной маршрутной сети обслуживаемой пассажирским автотранспортом общего пользования» утверждены городская, пригородная, маршрутные сети, а также сети садовых маршрутов, обслуживаемые пассажирским транспортом. Спорные маршруты предусмотрены в приложении N 2 к указанному постановлению.

Во исполнение договора истцом в 3 и 4 кварталах 2008 года предоставлена 50% скидка по оплате за проезд льготникам на сумму 2 449 679 рублей 14 копеек по проезду 398 660 льготников, включенных в федеральный регистр и 1 654 977 рублей 44 копейки по проезду 287902 льготников, включенных в краевой регистр.

В обоснование размера исковых требований истец за спорный период представил ведомости выдачи билетной продукции, ведомости снятия остатков билетной продукции, книгу учета билетной продукции за 3 и 4 кварталы 2008 года, справки о фактически выполненных рейсов автобусов, списки путевых листов с указанием даты, номера маршрута, водителя и кондуктора. Согласно приказа N 17 О/Э от 01.09.2006 истец утвердил форму учета бланков книге учета, где 2-я графа означает номинал билетов и «К»- обозначение льготных билетов с 50% скидкой. Приказом N 18 О/Э от 02.09.2006 утверждена форма книги по учету бланков (рулонных билетов).

Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

Оценив доказательства, представленные истцом, суд считает что общество доказало факт перевозки граждан на общественном транспорте в том числе льготников в количестве, указанном в актах за второе полугодие 2008 года.

В соответствии с Приложением 7 Закона Приморского края от 25.12.2007 N179-КЗ «О краевом бюджете на 2008 год» средства на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Приморского края для отдельных категорий граждан предусмотрены из федерального бюджета в сумме 44 295 700 рублей, в том числе за счет краевого бюджета - 16 394 360 рублей, муниципальным образованиям Приморского края в виде субвенций - 140 019 030 рублей.

Факт исполнения запланированных расходов подтверждается Законом Приморского края от 29.06.2009 года N442-КЗ «Об исполнении краевого бюджета за 2008 год».

В 2008 году истцу частично были возмещены расходы, в связи с чем задолженность составила 451 943 рубля 44 копейки за перевозку льготников, включенных в краевой регистр, 658 538 рублей 52 копейки за перевозку льготников, включенных в федеральный регистр.

Доказательств, опровергающих расчет истца в части объема оказанных услуг и суммах произведенных им расходов, ответчиками не представлено.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО «Исток-М» в суд с настоящим иском.

Суд, исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В силу пунктов 1, 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда на основании закона или иных правовых актов установлены льготы за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.

Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. При этом согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

В силу статьи 26.2 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Пунктом «ж» статьи 71 Конституции РФ вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ФЗ «О государственной социальной помощи» оказание мер социальной поддержки производится как за счет средств субъектов Российской Федерации на основании нормативных правовых актов и региональных программ субъектов Российской Федерации, так и за счет средств Российской Федерации. Обязанность по учету граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации путем составления краевого и федерального регистров.

В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан.

Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год», что не оспаривается Департаментом финансов Приморского края, бюджетам субъектов Российской Федерации предоставлены субвенции на осуществление расходов по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта для населения. Поскольку решение вопросов по предоставлению равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»), финансирование указанных льгот не может относиться к расходным обязательствам субъекта РФ.

Учитывая вышеизложенное на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ, исковые требования о взыскании расходов на перевозку граждан, включенных в федеральный регистр, подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации; требования о взыскании расходов на перевозку граждан, включенных в краевой регистр подлежат удовлетворению за счет казны Приморского края.

Надлежащим ответчиком по требованию к казне Приморского края является Департамент финансов ПК как орган исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление финансовыми ресурсами Приморского края, о чем указано в положении о Департаменте финансов ПК, утвержденного 31 января 2006 г.

Таким образом, требования о взыскании 658 538 рублей 52 копеек подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации; 451 943 рублей 44 копеек - с Приморского края в лице Департамента финансов ПК за счет казны Приморского края.

Является необоснованным довод ответчиков о том, что им выполнены свои обязательства за 2008 год в полном объеме, поскольку объем переданных из федерального и краевого бюджетов не покрыл расходы ООО «Исток-М» по предоставлению льгот.

Доводы представителей ответчиков о недоказанности произведенных истцом затрат на льготный проезд судом отклонены, так как количество перевезенных льготников, подтверждено совокупностью представленных доказательств. Кроме того, часть актов о перевозке граждан, составленных на основании сведений истца, подписаны Департаментом социальной защиты. Сторонами не заявлялось о фальсификации документов, доводы истца не опровергнуты. Ссылка об отсутствии допуска на осуществление перевозок не является основанием для отказа в иске в силу статей 15, 1064, 1071 ГК РФ. Назначение Департамента социальной защиты главным распорядителем в 2008 году не является основанием для привлечения указанного лица в качестве финансового органа в 2010 году по убыткам, возникших ранее.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.

Согласно части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N281-ФЗ) ответчики освобождены от уплаты госпошлины.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

р е ш и л:

Взыскать с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью «Исток-М» 658 538 рублей 52 копейки убытков, а также 14 221 (четырнадцать тысяч двести двадцать один) рубль судебных расходов по оплате государственной пошлины.

Взыскать с Приморского края в лице Департамента финансов Приморского края за счет казны Приморского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «Исток-М» 451 943 (четыреста пятьдесят одну тысячу девятьсот сорок три) рубля 44 копейки убытков, а также 9 883 (девять тысяч восемьсот восемьдесят три) рубля 81 копейку судебных расходов по оплате государственной пошлины. Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.

В иске к Департаменту социальной защиты Приморского края отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

     Судья
Овчинников В.В.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-14059/2010
Принявший орган: Арбитражный суд Приморского края
Дата принятия: 21 января 2011

Поиск в тексте