АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 21 января 2011 года Дело N А51-19104/2010

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Е.М.Попова, при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Березюк, рассмотрев в судебном заседании 20 января 2011 года дело

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Артемовская управляющая компания»

к Отделу государственного пожарного надзора г.Артема

о признании недействительным предписания от 01.12.2010 N844/1/509, представления от 03.12.2010, постановления от 03.12.2010

при участии:

от заявителя - Цуркан О.В.

от административного органа - Терещенко М.В. установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Артемовская управляющая компания» (далее по тексту - заявитель, управляющая компания, общество) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Отделу государственного пожарного надзора г. Артема Главного управления МЧС России по Приморскому краю (далее по тексту - административный орган), уточненным в ходе судебного заседания 20 января 2011 года, о признании недействительным предписания от 01.12.2010 N844/1/509 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, постановления от 03.12.2010 N906 о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности, представления от 03.12.2010 на основании ст.ст.23.34, 29.13 КоАП РФ,

В обоснование требований заявитель указал, что им были приняты все возможные меры для выполнения предписания административного органа от 22.12.2009 N949/539/539 по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Собственники помещений отказываются финансировать выполнение противопожарных мероприятий, в связи с чем в действиях управляющей компании отсутствует состав административного правонарушения и на ней возлагаются не предусмотренные действующим законодательство обязанности.

Административный орган, возражая против заявленных требований, ссылается на законодательство в области пожарной безопасности и Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N491.

Из материалов дела и пояснений сторон следует, что 01 декабря 2010 года государственным инспектором по пожарному надзору на основании распоряжения начальника ОГПН г. Артема от 24.11.2010 проведена проверка жилого дома по адресу: г.Артем, ул. Кирова,152, находящегося в управлении у ООО «Артемовская управляющая компания», в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности выраженных:

- в отсутствие приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах дверей в лестничных клетках;

- на 1,2,5,6,7,8,9 этажах произведены изменения объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей, а именно: в коридорах установлены дополнительные перегородки с дверями;

- в лестничных клетках отсутствуют световые проемы площадью не менее 1.2 кв.м. в наружных стенах на каждом этаже;

- отверстия в местах пересечения противопожарных стен коммуникациями не заделаны строительным раствором или другим не горючим материалом.

Кроме того выявлены факты невыполнения пунктов 1,2,6,7 предписания ОГПН г. Артема от 22.12.2009 N949/539/539, что было отражено в акте проверки от 01.12.2010 N844.

01 декабря 2010 года в отношении генерального директора ООО «Артемовская управляющая компания» Ситдикова Г.С. был оставлен протокол N906 об административном правонарушении требований пожарной безопасности, рассмотрев который государственный инспектор города Артема по пожарному надзору вынес постановление от 03.12.2010 N906 о назначении генеральному директору ООО «Артемовская управляющая компания» Ситдикову Г.С. административного штрафа, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 1 000 руб., а также на основании ст.ст. 23.32 и 29.13 КоАП РФ в его было направлено представление от 03.12.2010.

По результатам проверки в адрес ООО «Артемовская управляющая компания» государственным инспектором г. Артема по пожарному надзору было вынесено предписание от 01.12.2010 N844/1/509 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, зафиксированных в акте поверки от 01.12.2010 N844.

Полагая, что предписание государственного инспектора пожарного надзора не соответствует действующему законодательству и возлагает обязанности, не отнесенные к полномочиям организаций, обслуживающих жилые дома, управляющая компания обратилась в суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.

К нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии со ст. 20 Федерального Закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2003 N113 утверждены Правила пожарной безопасности (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Так, в соответствии с п. 40 указанных Правил в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации; загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки на балконах и лоджиях, переходы в смежные секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы.

Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.

Согласно п.37 Правил отверстия в местах пересечения электрических проводов и кабелей с противопожарными преградами в зданиях и сооружениях должны быть заделаны огнестойким материалом до включения электросети под напряжение.

Лестничные клетки должны иметь световые проемы площадью не менее 1,2 кв.м. в наружных стенах на каждом этаже.

Пунктом 2 указанных Правил установлено, что организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заявитель не оспаривает по существу наличие указанных нарушений в жилом доме по ул. Кирова, 152 в г. Артеме, однако считает, что он не является субъектом ответственности за данные нарушения.

Вместе с тем, суд не может согласиться с данным доводом заявителя.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Из положений п. 10 данных Правил следует, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.

Согласно подпункту «е» п. 11 Правил содержание общего имущества включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.

Как установлено судом, обществом был заключен с Управлением муниципальным имуществом Администрации Артемовского городского округа договор от 05.10.2010 N87/10 управления многоквартирным домом по адресу ул. Кирова, 152. В соответствии с договором управляющая компания обязуется осуществлять комплекс работ и услуг по управлению многоквартирным домом в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Из анализа положений Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 следует, что техническое обслуживание здания включает в себя комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. При этом, организации по обслуживанию жилищного фонда, обязаны обеспечивать в том числе и пожарную безопасность.

На основании ст. 38 Федерального Закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Аналогичное положение закреплено и в п. 10 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03).

ООО «Артемовская управляющая компания», приняв на себя обязательства по организации обслуживания общего имущества в многоквартирном доме N152 по ул. Кирова в г. Артеме, отвечает за безопасную эксплуатацию многоквартирного дома и обязана обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания в них граждан, включая и соблюдение правил пожарной безопасности.

Доводы заявителя о том, что им принимались меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности и что собственники зданий отказываются финансировать затраты на устранение нарушений пожарной безопасности судом принимаются во внимание, в тоже время они не влияют на существо настоящего спора поскольку не изменят обязанности управляющей компании по соблюдению требований пожарной безопасности. Выразив в договоре от 05.10.2010 N87/10 волеизъявление управлять многоквартирным домом по ул. Кирова,152 в г. Артеме, управляющая компания тем самым приняла на себя дополнительные обязанности в т.ч. по соблюдению правил пожарной безопаснои.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N69-ФЗ «О пожарной безопасности» должностные лица органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении государственного пожарного надзора имеют право давать руководителям предприятий обязательные для исполнения предписания, в частности, по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

Согласно ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N69-ФЗ «О пожарной безопасности» организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что предписание от 01.12.2010 N844/1/509 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности было направлено в адрес ООО «Артемовская управляющая компания» в соответствии с действующим законодательством, основания для удовлетворения требований о признании недействительным данного предписания у суда отсутствуют.

В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований, судебные расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со ст.110 АПК РФ относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявления ООО «Артемовская управляющая компания» о признании недействительным предписания Отдела государственного пожарного надзора г. Артема Главного управления МЧС России по Приморскому краю от 01.12.2010 N844/1/509 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

     Судья
Попов Е.М.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка