АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 24 января 2011 года Дело N А51-14024/2010

Резолютивная часть решения объявлена 20 января 2011 года. Полный текст решения изготовлен 24 января 2011 года. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Саломая В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Елизовым А.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания»

к федеральному государственному учреждению «Владивостокская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации, Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 829 206 рублей 51 копейки при участии в заседании: от истца: представитель Астапенкова С.В. (доверенность N7/113 от 06.02.2010, удостоверение N641 от 04.07.2007 г. сроком действия 1 год);

от ответчика - ФГУ «Владивостокская квартирно-эксплуатационная часть района» МО РФ: представитель Шепель В.М. (доверенность N887 от 29.03.2010 г. сроком действия до 31.12.2010 г., паспорт серии 64 N 1714260);

от ответчика - УФК по Приморскому краю: ведущий специалист-эксперт Ярушкина Е.Е., (доверенность N 20-11-29/18 от 27.01.2010 г. сроком действия до 31.12.2010 г.). от ответчика Министерства обороны Российской Федерации: не явились, извещены

установил: открытое акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания» обратилось в арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением о взыскании с федерального государственного учреждения «Владивостокская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации 829 206 рублей 51 копейки основного долга по государственному контракту N 5/2/03221/80 от 11.01.2010 за период с марта по май 2010 года.

Определением Арбитражного суда Приморского края от 30.09.2010 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации в лице специализированного отделения по города Владивостоку Управления федерального казначейства по Приморскому краю.

Определением Арбитражного суда Приморского края от 14.10.2010 уточнено наименование ответчика - Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю.

Ответчик - Министерство обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, запрошенные судом документы не представил, исковые требования не оспорил, в связи с чем, в порядке ст.156 АПК РФ, дело рассматривается в отсутствие его представителя, по имеющимся материалам дела.

В судебном заседании истец уточнил, что просит взыскать задолженность с ФГУ «Владивостокская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации, так же в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации. Уточнение истца суд принял в порядке ст. 49 АПК РФ.

Истец заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив, что в период с марта по май 2010 года в соответствии с государственным контрактом N5/2/03221/80 от 11.01.2010 поставил ответчику - ФГУ «Владивостокская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации тепловую энергию в горячей воде согласно расчета теплопотребления, ответчик поставленную в спорный период тепловую энергию указанный не оплатил, в связи с чем, за ним образовалась задолженность в сумме 829 206 руб. 51 коп.

Ответчик - ФГУ «Владивостокская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации по исковым требованиям возражает, пояснив, что наличие задолженности бюджетного учреждения по государственному контракту N5/2/03221/80 от 11.01.2010 обусловлено недофинансированием из федерального бюджета, которое связано с тем, что Министерством обороны Российской Федерации, как главным распорядителем бюджетных средств, не были доведены до учреждения лимиты бюджетных обязательств в достаточном объеме для исполнения принятых обязательств по государственным контрактам.

Ответчик - Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю просил в удовлетворении исковых требований отказать, считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку Министерство финансов Российской Федерации не является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, а так же не является стороной государственного контракта N5/2/03221/80 от 11.01.2010. Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Между ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» (Поставщик - Энергоснабжающая организация) и ФГУ «Владивостокская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации (Заказчик-Абонент) заключен государственный контракт N5/2/03221/80 от 11.01.2010 (с протоколом разногласий от 21.02.2010, протоколом согласования разногласий от 26.03.2010, протоколом урегулирования согласования разногласий от 29.04.2010), по условиям которого Поставщик - Энергоснабжающая организация подает Заказчику - Абоненту через присоединенную сеть, а Заказчик - Абонент на условиях государственного контракта принимает и оплачивает тепловую энергию и горячую воду.

В соответствии с п.4.1.9. контракта N5/2/03221/80 от 11.01.2010 Заказчик-Абонент обязуется ежемесячно не позднее последнего рабочего дня месяца представлять Поставщику - Энергоснабжающей организации, за подписью руководителя и заверенные печатью копии журналов учета тепловой энергии, горячей воды и теплоносителя, а так же записи показаний приборов, регистрирующие показания теплоносителя за спорный период.

Согласно п. 3.1.2, 7.1. контракта N5/2/03221/80 от 11.01.2010 Поставщику - Энергоснабжающая организация обязуется ежемесячно направлять Заказчику-Абоненту счета и счета-фактуры (нарочно или почтой) до восьмого числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом

В соответствии с п.4.1.5., 7.3. контракта N5/2/03221/80 от 11.01.2010 Заказчик-Абонент обязуется оплачивать выставленные счета - фактуры в течение пяти дней после их выставления.

На основании представленных Заказчиком-Абонентом отчетов о теплопотреблении в теплофикационной воде за март - май 2010 года, Поставщик - Энергоснабжающая организация выставила Заказчику-Абоненту на оплату счета-фактуры N5/2/1/0001351 от 31.03.2010, N5/2/1/001959 от 30.04.2010, N5/2/1/002657 от 31.05.2010, которые ФГУ «Владивостокская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации не оплачены до настоящего времени. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящими требованиями в арбитражный суд. Исследовав материалы дела, заслушав доводыы сторон, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Фактически по государственному контракту N5/2/03221/80 от 11.01.2010 между истцом и ответчиком - ФГУ «Владивостокская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации сложились обязательственные отношения по энергоснабжению, регулируемые параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (ч.1 ст.548 ГК РФ).

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается (ст. 310 ГК РФ). Статья 539 ГК РФ устанавливает безусловную обязанность абонента оплачивать принятую энергию.

Факт потребления тепловой энергии, ее объем подтвержден материалами дела (отчетами о теплопотреблении, подписанными представителем ФГУ «Владивостокская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации), ответчиком не оспорен.

Стоимость тепловой энергии, потребленной учреждением в спорный период, рассчитана истцом исходя из тарифов, установленных Постановлением Департамента по тарифам Приморского края N17/1 от 30.04.2010.

Задолженность учреждения по оплате полученной в спорный период тепловой энергии в размере 829 206 руб. 51 коп. подтверждена подписанным сторонами актом сверки взаиморасчетов N5/2/03221/80 от 02.08.2010 за период с 01.01.2010 по 01.08.2010.

В соответствии с ч. 2 ст. 120 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент образования задолженности по государственному контракту) учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

В соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

Главный распорядитель средств федерального бюджета - орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.

Как следует из представленного в материалы дела устава ФГУ «Владивостокская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации является некоммерческой бюджетной организацией, полномочия учредителя и общее руководство которой осуществляет Министерство обороны Российской Федерации, а так же определяет порядок финансирования и утверждает бюджетную смету (п.1.3., 1.6. устава). Источником финансирования учреждения являются, в том числе, бюджетные ассигнования (п.3.1. устава).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что в данном случае Министерство обороны Российской Федерации является главным распорядителем бюджетных средств по отношению к учреждению.

Как следует из пункта 4 Пленума ВАС РФ от 22.06.06 N21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» при удовлетворении судом иска кредитора о взыскании задолженности учреждения, предъявленного одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, в резолютивной части решения следует указать на взыскание суммы задолженности с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств учреждения - с собственника его имущества (субсидиарного должника).

Таким образом, в случае, если абонентом по договору энергоснабжения выступает учреждение, то при недостаточности у него денежных средств, ответственность за неисполнение обязательств по указанному договору может быть возложена на собственника имущества этого учреждения в субсидиарном порядке, в данном случае Российскую Федерацию.

В связи с изложенным, задолженность подлежит взысканию с ФГУ «Владивостокская квартирно-эксплуатационная часть района» и в субсидиарном порядке с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации по правилам ст. 120, 399 ГК РФ.

Поскольку истец уточнил заявленные исковые требования и просил взыскать сумму долга с ФГУ «Владивостокская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации, так же в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, суд отказывает в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю.

В порядке ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 110 АПК РФ государственная пошлина подлежит возврату истцу из федерального бюджета Российской Федерации.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

Взыскать с Федерального государственного учреждения «Владивостокская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Открытого акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» 829 206 (восемьсот двадцать девять тысяч двести шесть) рублей 51 копейку основного долга, при недостаточности денежных средств у основного должника взыскание произвести с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

В исковых требованиях к Министерству финансов Российской Федерации отказать.

Возвратить Открытому акционерному обществу «Дальневосточная генерирующая компания» из федерального бюджета 19 584 (девятнадцать тысяч пятьсот восемьдесят четыре) рубля 13 копеек государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 826 от 23.08.2010.

Исполнительный лист и справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

     Судья
Саломай В.В.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка