АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 21 января 2011 года Дело N А51-16018/2010

Резолютивная часть решения объявлена 19.01.2011. Полный текст решения изготовлен 21.01.2011. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Овчинникова В.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем Давыдюк О.М. рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО «Российские железные дороги» к ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» о взыскании 483774 рублей 98 копеек при участии от истца: представитель Козерод И.В., доверенность от 19.01.2011 N674 со специальными полномочиями, постоянная (служебное удостоверение N001514); от ответчика: представитель Ерёмин И.В., доверенность от 04.02.2010 N7/103 со специальными полномочиями, постоянная (паспорт 0503 N587034).

В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ изготовление решения в полном объеме откладывалось до 21.01.2011.

установил: Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала Дальневосточной железной дороги (далее - ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к открытому акционерному обществу «Дальневосточная генерирующая компания» (далее - ОАО «ДГК») о взыскании 527754 рублей 53 копеек платы за пользование вагонами.

В судебном заседании представитель истца заявил ходатайство об уменьшении размера исковых требований до 483774 рублей 98 копеек. Суд удовлетворяет ходатайство истца в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Истец уточненные требования поддержал в полном объеме. В обоснование исковых требований истец указал, что на промежуточной станции Мучная произошло бросание вагонов с углем в виду их неприема грузополучателем из-за занятости фронтов выгрузки. В связи с простоем вагонов на промежуточной станции в период с 07.10.2009 по 13.10.2009 по причине зависящей от ОАО «ДГК», последнему была начислена плата за пользование вагонами в соответствии с Тарифным руководством N2. Перечень памяток приемосдатчика подтверждает нарушение технологических сроков оборота вагонов.

Представитель ответчика исковые требования оспорил в полном объеме указав на следующее. Задержка вагонов на ж/д станции Мучная произошла не по причине неприема грузополучателем СП ВТЭЦ-2 (ОАО «ДГК») вагонов. ОАО «РЖД» для взыскания платы за пользование вагонами в пути следования, в том числе на промежуточных станциях должно доказать невозможность приема вагонов железнодорожной станцией назначения -Гайдамак в спорный период с 07.10.09 по 13.10.09. Таких доказательств в материалах дела не имеется. Памятки приемосдатчика подтверждают нарушения сроков оборота вагонов грузополучателем, однако одного этого факта еще недостаточно, чтобы возлагать вину в неприеме вагонов на ОАО «ДГК». Для изданий приказов на бросание поезда на промежуточных станциях необходимо составление актов общей формы на станции неприема, в отсутствии которых доводы перевозчика о занятости фронтов выгрузки несостоятельны. акты общей формы не подтверждают факта задержки выгрузки грузов, прибывающих в адрес ОАО «ДГК». Перевозчиком нарушен порядок оформления задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях, предусмотренный п. 4.7 Правил. Доказательства неприема вагонов грузополучателем - ОАО «ДГК», оформленных в установленном законом порядке до издания приказов о бросании вагонов, в материалах дела также отсутствуют. От приема вагонов на свои выставочные пути ОАО «ДГК» не отказывался.

Исследовав материалы дела и доказательства, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 05.07.2007 между ОАО «Российские железные дороги» (перевозчик) и ОАО «ДГК» заключен договор N380 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» филиал «Приморская генерация» станция Гайдамак с 22.04.2007 по 21.04.2012.

Согласно пункту 8 договора количество вагонов одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования устанавливается согласно Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования структурного подразделения ВТЭЦ-2 филиала «Приморская генерация» ОАО «ДГК» в зависимости от тяги локомотива, но не более 30 вагонов.

На железнодорожном пути необщего пользования устанавливается следующий технологический срок оборота вагонов - 3 часа. В зимний период года при подаче только топлива нефтяного технологический срок оборота вагонов - 24 часа (пункт 9 договора).

В соответствии с подпунктом б) пункта 19 договора владелец уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами перевозчика по условиям Тарифного руководства N2.

2 октября 2009 года со станции Шахтерская Заб ж.д. в адрес ОАО «ДГК» на станцию назначения Гайдамак ДВост д.ж. по отправке ЭВ071994 отправлены выгоны с углем бурым, срок доставки которых определен до 10 октября 2009 года.

Как следует из дорожных ведомостей вагоны прибыли на станцию назначения 13 октября 2009 года.

На промежуточной станции Мучная в период с 07.10.2009 по 13.10.2009 в ожидании приема станцией Гайдамак указанные вагоны были брошены по причине неприема грузополучателем.

Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях устанавливается Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 2.1 Правил на станции бросания перевозчиком составлен акт общей формы станции Мучная N1/610085 от 07.10.2009.

Согласно пункту 4.7 Правил задержка вагонов в пути следования, в том числе, на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, номера, вагонов, дата, время и причина задержки.

Истцом представлены распоряжения N171 от 07.10.2009, N172 от 13.10.2009 на бросание и подъем поезда на станции Мучная, в которых указаны необходимые сведения.

На основании указанных приказов, перевозчик известил станцию назначения о задержке груза, что подтверждается уведомлением о задержке (отправлении) вагонов с промежуточной станции N116 от 07.10.2009, N119 от 13.10.2009 содержащие перечень номеров вагонов с указанием времени бросания.

Факт простоя зафиксирован истцом в акте общей формы станции Гайдамак N5/352 от 13.10.2009 в соответствии с которой составлена накопительная ведомость N131008.

В связи с тем, что представитель ОАО «ДГК» от подписи актов общей формы и накопительной ведомости отказался, заказным письмом N203 от 07.06.2010 истец направил ответчику неподписанный акт общей формы и накопительную ведомость.

Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N45, акты общей формы составляются на станциях для удостоверения обстоятельств, в том числе задержки вагонов на промежуточных станциях.

Акт N1/610085 составлен на промежуточной станции в соответствии с установленными требованиями, доводов о недостоверности указанных в нем сведений не представлено. Следовательно, истец подтвердил обстоятельство бросания вагонов на станции Мучная с учетом представленных распоряжений на бросание и подъем, отметками в перевозочных документах.

Акт N5/352 оформляется в порядке пункта 3.2.2 Правил для взимания с грузополучателя платежей. Разногласий по порядку расчета и размеру начислений платы в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

Таким образом, имеющиеся недостатки в АОФ, составленных на станции Гайдамак, не опровергают факт бросания вагонов и проведение расчета платы в соответствии с установленными требованиями.

Руководствуясь Тарифным руководством N2, утвержденным постановлением ФЭК России за N35/12 от 19.06.2002, статьей 39 УЖТ РФ ОАО «РЖД» начислило ответчику плату за пользование вагонами, задержанными на промежуточной станции на сумму 483774 рубля 98 копеек и предъявило ответчику счет N23 от 22.01.2010, неоплата которого явилась основанием для обращения с настоящим иском.

Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В силу статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.

Согласно представленной в материалы дела дорожной ведомости срок доставки спорных вагонов истекает 10.10.2009, фактически вагоны прибыли на станцию назначения 13.10.2009, т.е. с просрочкой.

Подпунктом 2 пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N26 предусмотрено, что основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.

Проанализировав представленные истцом акты общей формы, суд установил, что акты составлены в соответствии с Правилами составления актов и являются надлежащими доказательствами факта простоя вагонов. В данных актах указаны номера вагонов, прибывшие в адрес ответчика, наименования груза, причина задержки, отражено время начала и окончания задержки. В дорожных ведомостях проставлена отметка о задержке вагонов на станции Мучная с 7 по 13 октября 2009 года. В актах имеется запись о том, что представитель грузополучателя от их подписания отказался. Факт отказа удостоверен подписями двух представителей ОАО «РЖД». Указанными документами подтверждается, что спорные вагоны задержаны на станции Мучная в связи с неприемом их станцией Гайдамак, вследствие занятости станционных путей вагонами, пришедшими в адрес ответчика.

Нарушение технологических сроков оборота вагонов подтверждается перечнем памяток, доказывающих несоблюдение технологических норм выгрузки ответчиком в спорный период и не опровергнуто ответчиком.

Довод ответчика о недоказанности факта затоваривания станции назначения противоречит материалами дела.

Согласно пункту 4.5 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.

Как следует из представленного в материалы дела перечня памяток приемосдатчика, грузовые операции в спорный период совершались с вагонами (не являющимися спорными), пришедшими в адрес ответчика, что свидетельствует о затоваривании станции назначения и задержке вагонов на промежуточных станциях по вине ответчика.

Довод об отсутствии уведомления о бросании поезда судом отклоняется, поскольку истец представил в материалы дела указанный документ с подписью работников дороги об отказе в получении. Также истцом приобщена телеграмма о бросании, направленная в адрес грузополучателя.

Исследовав и оценив представленные по делу доказательств в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об обоснованности и доказанности истцом вины ответчика в задержке вагонов на промежуточных станциях.

При таких обстоятельствах, истцом обоснованно начислена плата за пользование вагонами в размере 483774 рублей 98 копеек.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

Взыскать с открытого акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» 483 774 (четыреста восемьдесят три тысячи семьсот семьдесят четыре) рубля 98 копеек платы за пользование вагонами, а также 12675 (двенадцать тысяч шестьсот семьдесят пять) рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины.

Вернуть открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» из федерального бюджета 880 (восемьсот восемьдесят) рублей 09 копеек государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 08.06.2010 N 37858.

Исполнительный лист и справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

     Судья
Овчинников В.В.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка