• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 декабря 2010 года Дело N А55-7879/2010

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 25 декабря 2010 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Захаровой Е.И., при ведении протокола судебного заседания Балясовой Е.А., с участием:

от государственного учреждения - Самарское региональное отделение фонда социального страхования РФ в лице филиала N 12 - представителя Борченко Н.В., доверенность от 28 декабря 2009 года N 216/10,

от индивидуального предпринимателя Флештер И.В. - представителя Чевозерова А.Д., доверенность от 20 мая 2010 года,

от третьих лиц: Флештера Василия - паспорт с. 36 09 N 161517,

рассмотрев в открытом судебном заседании 20 декабря 2010 года апелляционную жалобу Флештера Василия

на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 октября 2010 года по делу NА55-7879/2010, судья Харламов А.Ю., принятое по исковому заявлению государственного учреждения - Самарское региональное отделение фонда социального страхования РФ в лице филиала N 12, Самарская область, г.Тольятти, к индивидуальному предпринимателю Флештер Инне Валерьевне, Самарская область, г.Тольятти, третьи лица: Флештер Василий, Самарская область, г.Тольятти, государственное учреждение - Самарское региональное отделение фонда социального страхования РФ, г.Самара,

о взыскании денежных средств в размере 41 778,12 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Самарское региональное отделение фонда социального страхования РФ в лице филиала N 12 (далее - Самарское региональное отделение ФСС РФ в лице филиала N12, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к индивидуальному предпринимателю Флештер Инне Валерьевне (далее - предприниматель), с учетом уточнения, о взыскании денежных средств в размере 41 778,12 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Флештер Василий.

Решением суда от 07 октября 2010 года требования Самарского регионального отделения ФСС РФ удовлетворены, с индивидуального предпринимателя Флештер Инны Валериевны, ИНН 632309389342, в пользу государственного учреждения - Самарское региональное отделение фонда социального страхования РФ в лице филиала N 12 взысканы денежные средства, не принятые к зачету в счет средств, полученных от Фонда социального страхования, в сумме 41 778,12 руб.

В апелляционной жалобе Флештер Василий просит решение суда отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на нарушение норм процессуального права, поскольку он не был привлечен к участию в деле в качестве соответчика, тогда как вопрос о действительности трудового договора должен быть рассмотрен с его участием в качестве соответчика. В связи с тем, что Флештер Василий является физическим лицом и не ведет предпринимательскую деятельность, по его мнению, данный спор подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

В судебном заседании Флештер Василий поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.

Представитель предпринимателя поддержал доводы апелляционной жалобы Флештера Василия.

Представитель Самарского регионального отделения ФСС РФ возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Флештер И.В. была зарегистрирована 12 декабря 2007 года в качестве страхователя, добровольно вступившего в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Индивидуальным предпринимателем Флештер И.В. 23 июля 2008 года был подписан трудовой договор с гражданином Молдавии Флештером Василием (т.1, л.д.25, 26), что также подтверждается заявлением от 23 июля 2008 года «О регистрации в качестве страхователя физического лица» (т.1, л.д.51).

Согласно пунктам 2-6 указанного трудового договора работник принимается на работу в качестве продавца непродовольственных товаров для осуществления следующих трудовых функций: обслуживание покупателей, закуп и продажа товаров, расчет с покупателями за товары и тому подобное. Данное обстоятельство также подтверждается пунктом 1 трудовой книжки серия ТК-II N 1241895 (т.1, л.д.60 оборотная сторона). Место работы - торговая точка по адресу: Самарская область, г.Тольятти, ул.Революционная, д.1, место 17.9.3 «Одежда». Договор является заключен на постоянной основе. Вид договора - на неопределенный срок. Срок действия договора - начало с 23 июля 2008 года, окончание - не определено (т.1, л.д.25).

При этом согласно приказу государственного учреждения - Самарское региональное отделение фонда социального страхования РФ в лице филиала N12 в связи с неуплатой страховых взносов индивидуальный предприниматель Флештер И.В. была снята с учета в первом квартале 2009 года.

На данные обстоятельства прямо указано в решении от 04 декабря 2009 года N 150 «О непринятии расходов, произведенных страхователем - работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от отделения (филиала отделения) фонда, на цели обязательного социального страхования» (л.д.10-12) и в ходе судебного разбирательства не опровергалось заинтересованным лицом.

По истечении 7 рабочих дней после приема на работу иностранный гражданин Молдавии Флештер Василий при отсутствии за последние 12 месяцев какого-либо заработка, что подтверждается расчетом пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, подписанным заинтересованным лицом (т.1, л.д.62 оборотная сторона), подал индивидуальному предпринимателю Флештер И.В. заявление от 01 августа 2008 года о предоставлении частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 01 августа 2008 года по 04 декабря 2009 года (т.1, л.д.61 оборотная сторона).

Факт рождения ребенка - Флештер Дианы Васильевны, 14 июня 2008 года рождения, являющегося общим ребенком, как предпринимателя Флештер И.В., так и иностранного гражданина Молдавии Флештера Василия, состоящих в законном браке (свидетельство серия I-ЕР N 786208 (т.1, л.д.142), подтверждается свидетельством от 05 июня 2008 года серия II-ЕР N 509960 «О рождении» (т.1, л.д. 62) и справкой от 05 июня 2008 года N 958 «О рождении», выданной отделом ЗАГС Центрального района городского округа Тольятти Управления ЗАГС Самарской области (т.1, л.д.59).

В связи с указанным обстоятельством индивидуальный предприниматель Флештер И.В. 23 июля 2008 года обратилась в филиал N 12 государственного учреждения - Самарское региональное отделение фонда социального страхования РФ с заявлением о ее регистрации в качестве страхователя (т.1, л.д.51).

Первого августа 2008 года индивидуальный предприниматель Флештер И.В. подписала приказ N 2 «О предоставлении отпуска работнику», согласно которому иностранному гражданину Молдавии Флештеру Василию был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 01 августа 2008 года по 04 декабря 2009 года (т.1, л.д.61).

Из материалов дела следует, что 14 октября 2008 года индивидуальный предприниматель Флештер И.В. обратилась в филиал N 12 государственного учреждения - Самарское региональное отделение фонда социального страхования РФ с заявлением, в котором просила перечислить задолженность по расходам на цели обязательного социального страхования, согласно расчетной ведомости, форма - 4 ФСС РФ за 9 месяцев 2008 года в сумме 14 280 руб. на свой расчетный счет (т.1, л.д.57).

В связи с обращением индивидуального предпринимателя Флештер И.В., применяющей специальный налоговый режим, в филиал N 12 государственного учреждения - Самарского регионального отделения ФСС РФ за возмещением расходов заявителем была проведена камеральная проверка представленных страхователем документов, результаты которой были оформлены актом от 22 октября 2008 года N 2173 «Камеральной проверки при обращении страхователя за выделением денежных средств на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию» (т.1, л.д.57 оборотная сторона, л.д.58).

Из акта от 22 октября 2008 года N 2173 (т.1, л.д.57 оборотная сторона, л.д. 58) следует, что в ходе камеральной проверки установлено, что расходы страхователем - индивидуальным предпринимателем Флештер И.В. были понесены в результате выплаты работнику - иностранному гражданину Молдавии Флештер Василию пособия на рождение ребенка в сумме 8 680 руб., а также пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет за август 2008 года и сентябрь 2008 года в сумме 5 600 руб.

На основании данного акта камеральной проверки заявителем было принято решение от 22 октября 2008 года N 2173 о выделении средств на возмещение страхователю расходов в сумме 14 280 руб.

Индивидуальный предприниматель Флештер И.В. 16 февраля 2009 года обратилась в филиал N 12 государственного учреждения - Самарское региональное отделение фонда социального страхования РФ с заявлением исходящий номер 1, в котором просила заявителя перечислить задолженность по расходам на цели обязательного социального страхования, согласно промежуточной расчетной ведомости (форма - 4 ФСС РФ) за январь 2009 года в сумме 12 453,52 руб. на свой расчетный счет (т.1, л.д.63).

Из акта от 24 февраля 2009 года N 333 «Камеральной проверки при обращении страхователя за выделением денежных средств на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию» (т.1, л.д.64 оборотная сторона, л.д. 65) следует, что в ходе камеральной проверки установлено, что расходы страхователем были понесены в результате выплаты своему работнику за октябрь 2008 года, за декабрь 2008 года и январь 2009 года пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет в сумме 12 453,52 руб.

На основании акта от 24 февраля 2009 года N 333 «Камеральной проверки при обращении страхователя за выделением денежных средств на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию» (т.1 л.д.64 оборотная сторона, л.д. 65) заявителем было принято решение от 24 февраля 2009 года N333 о выделении средств на возмещение страхователю расходов в сумме 12 453,52 руб.

Индивидуальный предприниматель Флештер И.В. 08 апреля 2009 года обратилась в филиал N 12 Самарского регионального отделения ФСС РФ с заявлением за исх.N 2, в котором просила перечислить задолженность по расходам на цели обязательного социального страхования согласно расчетной ведомости (форма - 4 ФСС РФ) за 1 квартал 2009 года в сумме 6 017,84 руб. на свой расчетный счет (т.1, л.д.66).

Согласно акту от 15 апреля 2009 года N718 «Камеральной проверки при обращении страхователя за выделением денежных средств на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию» (т.1, л.д.66 оборотная сторона, л.д.67) в ходе камеральной проверки установлено, что расходы страхователем были понесены в результате выплаты своему работнику за февраль 2009 года и марта 2009 года пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет в сумме 6 017,84 руб.

На основании акта от 15 апреля 2009 года N 718 «Камеральной проверки при обращении страхователя за выделением денежных средств на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию» (т.1, л.д.66 оборотная сторона, л.д.67) заявителем было принято решение от 15 апреля 2009 года N718 о выделении средств на возмещение страхователю расходов в сумме 6 017,84 руб.

Индивидуальный предприниматель Флештер И.В. 01 июля 2009 года обратилась в филиал N 12 Самарского регионального отделения ФСС РФ с заявлением за исх.N 3, в котором просила перечислить задолженность по расходам на цели обязательного социального страхования согласно расчетной ведомости (форма - 4 ФСС РФ) за 2 квартал 2009 года в сумме 9 026,76 руб. на свой расчетный счет (т.1, л.д.67 оборотная сторона).

Из акта от 23 июля 2009 года N 1438 «Камеральной проверки при обращении страхователя за выделением денежных средств на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию» (т.1, л.д.69) следует, что в ходе камеральной проверки установлено, что расходы страхователем были понесены в результате выплаты своему работнику за апрель 2009 года и июнь 2009 года пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет в сумме 9 026,76 руб.

На основании акта от 23 июля 2009 года N 1438 «Камеральной проверки при обращении страхователя за выделением денежных средств на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию» (т.1, л.д.69) заявителем было принято решение от 23 июля 2009 года N 1438 о выделении средств на возмещение страхователю расходов в сумме 9 026,76 руб.

Материалами дела подтверждается, что всего филиалом N 12 Самарского регионального отделения ФСС РФ было выделено индивидуальному предпринимателю Флештер И.В. денежных средств на возмещение страхователю расходов по обязательному социальному страхованию в общей сумме 41 778,12 руб.

В ходе судебного разбирательства представитель заявителя пояснил, что при очередном обращении индивидуального предпринимателя Флештер И.В. в филиал N 12 Самарского регионального отделения ФСС РФ с заявлением от 13 октября 2009 года за исх. N 5, в котором заинтересованное лицо просило заявителя перечислить задолженность по расходам на цели обязательного социального страхования, согласно расчетной ведомости (форма - 4 ФСС РФ) за 9) месяцев 2009 года в сумме 9 026,76 руб. на расчетный счет, данный страхователь был заявителем включен в план документальных выездных проверок.

В силу ст.11 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» в целях исполнения возложенных на него обязанностей Фонд социального страхования (страховщик) вправе проверять документы, связанные с выплатой страхового обеспечения, не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

На основании решения руководителя филиала N 12 Самарского регионального отделения ФСС РФ Родионова В.К. от 27 октября 2009 года N 310н/с (т.1, л.д.50) было назначено проведение в отношении индивидуального предпринимателя Флештер И.В. документальной выездной проверки по вопросам правомерности (документального обоснования) заявленных расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств полученных от отделения (филиала) фонда за период с 12 декабря 2007 года по 30 сентября 2009 года. Проведение данной проверки было поручено главному специалисту-ревизору филиала N 12 Самарского регионального отделения ФСС РФ.

С решением руководителя филиала N 12 Самарского регионального отделения ФСС РФ Родионова В.К. от 27 октября 2009 года N 310н/с индивидуальный предприниматель Флештер И.В. была надлежащим образом ознакомлена 29 октября 2000 года, о чем свидетельствует ее личная подпись в графе «с решением о проведении проверки ознакомлен» данного ненормативного правового акта (т.1, л.д.50).

В целях проведения документальной выездной проверки заявитель направил в адрес предпринимателя требование от 27 октября 2009 года N 310 н/с «О представлении документов», в котором проверяемому лицу - страхователю было предложено представить для проверки разрешение на привлечение иностранных работников и разрешение на работу иностранного гражданина (т.1, л.д.72 оборотная сторона).

При проведении филиалом N12 Самарского регионального отделения ФСС РФ документальной выездной проверки страхователя - индивидуального предпринимателя Флештер И.В., результаты которой были оформлены актом от 30 октября 2009 года N 312с/с «Документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию» (т.1, л.д.6-9), предпринимателем не были представлены запрошенные заявителем необходимые для указанной проверки документы: разрешение на привлечение иностранных работников и разрешение на работу иностранного гражданина.

В ходе судебного разбирательства представитель предпринимателя также подтвердил, что при подписании между индивидуальным предпринимателем Флештер И.В. и иностранным гражданином Молдавии Флештером Василием трудового договора от 23 июля 2008 года (т.1, л.д. 25, 26) у заинтересованного лица отсутствовало оформленное и полученное в установленном законом порядке разрешение на привлечение иностранных работников, а у гражданина Молдавии Флештера Василия отсутствовало - разрешение на работу иностранного гражданина на территории Российской Федерации.

Из материалов данного дела следует, что результаты проведенной филиалом N 12 Самарского регионального отделения ФСС РФ в отношении индивидуального предпринимателя Флештер И.В. документальной выездной проверки были оформлены актом от 30 октября 2009 года N 312с/с «Документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию» (т.1, л.д.6-9), копия которого была получена проверяемым лицом - индивидуальным предпринимателем Флештер И.В. - 02 ноября 2009 года, о чем свидетельствует наличие ее подписи в графе «экземпляр акта с 2 приложениями на 8 листах получил» (т.1, л.д.9).

Судом установлено, что 04 декабря 2009 года на основании акта от 30 октября 2009 года N 312с/с «Документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию» (т.1, л.д.6-9) и с учетом письменных возражений от 09 ноября 2009 года исходящий номер 7 (т.1, л.д.15, 16), индивидуального предпринимателя Флештер И.В., в присутствии проверяемого лица, состоялось рассмотрение материалов документальной выездной проверки страхователя, что подтверждается протоколом N 23 «О рассмотрении материалов документальной выездной проверки страхователя».

По результатам рассмотрения филиалом N 12 Самарского регионального отделения ФСС РФ в отношении индивидуального предпринимателя Флештер И.В. было принято решение от 04 декабря 2009 года N 150 «О непринятии расходов, произведенных страхователем - работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от отделения (филиала отделения) фонда, на цели обязательного социального страхования» (л.д.10-12). В резолютивной части данного решения указано: 1. Не принимать в счет средств, полученных от отделения (филиала отделения) Фонда расходы, произведенные страхователем - работодателем, применяющим специальный налоговый режим, с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию, либо не подтвержденные документами в установленном порядке, а именно: не принимать к зачету сумму расходов на обязательное социальное страхование 50 804,88 руб., как неправомерно предъявленных фонду социального страхования, в том числе на выплату пособий по обязательному социальному страхованию в сумме 50 804,88 руб. 2. Направить индивидуальному предпринимателю Флештер И.В. требование о возврате средств, полученных от отделения (филиала отделения) фонда социального страхования - страхователем - работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в срок до года. 3. Предложить индивидуальному предпринимателю Флештер И.В. перечислить сумму расходов, не принятых в счет средств, полученных от отделения (филиала отделения) фонда (41 778,12 руб.), на банковский счет отделения (филиала отделения) фонда. 4. Предложить произвести корректировку суммы расходов на цели государственного социального страхования, произведенных страхователем, применяющим специальный режим налогообложения, путем отражения в расчетный ведомости по средствам Фонда за 2009 год (форма 4-ФСС РФ, раздел 2) расходов, уменьшающих на сумму не принятых к зачету расходов (50 804 руб. 88 коп.), произведенных с нарушением требований законодательных и иных нормативным правовых актов по обязательному социальному страхованию (т.1 л.д.11, 12).

Данное решение было получено индивидуальным предпринимателем Флештер И.В. 04 декабря 2009 года, о чем свидетельствует наличие ее подписи в графе «копию решения получил» (т.1, л.д.12).

Материалами дела подтверждается, что филиалом N12 Самарского регионального отделения ФСС РФ был соблюден порядок принятия решения от 04 декабря 2009 года N 150 «О непринятии расходов, произведенных страхователем - работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от отделения (филиала отделения) фонда, на цели обязательного социального страхования» в соответствии с Методическими указаниями «О порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам», являющимися приложением к постановлению Фонда социального страхования Российской Федерации от 07 апреля 2008 года N 81 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 13 мая 2008 года N 11667).

С учетом изложенного суд первой инстанции сделал вывод о соблюдении заявителем прав предпринимателя - страхователя в ходе рассмотрения материалов проверки.

Согласно п.34 Методических указаний «О порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам», являющихся приложением к постановлению ФСС РФ от 07 апреля 2008 года N 81 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 13 мая 2008 года N 11667), (далее - Методические указания) решения отделений (филиалов отделений) фонда, принятые по результатам проверок, являются обязательными для исполнения страхователями и служат основанием для внесения ими соответствующих изменений в бухгалтерский учет и отчетность.

Решение от 04 декабря 2009 года N 150 «О непринятии расходов, произведенных страхователем - работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от отделения (филиала отделения) фонда, на цели обязательного социального страхования» (л.д. 10-12) не было обжаловано индивидуальным предпринимателем Флештер И.В. в установленном порядке и в срок, предусмотренный действующим законодательством Российской Федерации. Предприниматель не воспользовался правом, предусмотренным пунктом 35 Методических указаний, согласно которому при несогласии страхователя с решением отделения (филиала отделения) Фонда спор подлежит разрешению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Филиалом N 12 Самарского регионального отделения ФСС РФ 04 декабря 2009 года на основании решения от 04 декабря 2009 года N 150 «О непринятии расходов, произведенных страхователем - работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от отделения (филиала отделения) фонда, на цели обязательного социального страхования» в адрес индивидуального предпринимателя Флештер И.В. было выставлено требование N 150 с/с «О возврате средств, полученных от отделения (филиала отделения) фонда на цели обязательного социального страхования страхователем - работодателем, применяющим специальный налоговый режим», которым заинтересованному лицо было предложено в срок до 18 декабря 2009 года перечислить сумму расходов, не принятых в счет средств, полученных от отделения (филиала отделения) Фонда на цели обязательного социального страхования - 41 778,12 руб., на банковский счет отделения (филиала отделения) фонда.

Требование от 04 декабря 2009 года N 150 с/с было выставлено заявителем в адрес предпринимателя в порядке, предусмотренном пунктом 31 Методических указаний. Требование было получено индивидуальным предпринимателем Флештер И.В. 04 декабря 2009 года, о чем свидетельствует наличие ее подписи в графе «отметка о вручении» данного ненормативного правового акта (т.1, л.д.14). Требование не было обжаловано индивидуальным предпринимателем Флештер И.В. в установленном порядке и в срок, предусмотренный действующим законодательством Российской Федерации, а также не было исполнено заинтересованным лицом в установленный срок - до 18 декабря 2009 года.

Неисполнение индивидуальным предпринимателем Флештер И.В. требования от 04 декабря 2009 года N 150 с/с послужило основанием для обращения Самарского регионального отделения ФСС РФ в лице филиала N 12 в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Из материалов настоящего дела следует, что часть заявленных предпринимателем к выплате сумм пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет были выплачены заявителем по результатам указанных выше камеральных проверок.

Согласно пункту 1 Методических указаний контроль за правильностью расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование, начисления и уплаты страховых взносов в добровольном порядке на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда посредством проведения документальных выездных проверок страхователей, истребования у страхователей документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности.

По результатам проведенной заявителем в отношении предпринимателя выездной документальной проверки, результаты которой были оформлены решением от 04 декабря 2009 года N 150 «О непринятии расходов, произведенных страхователем - работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от отделения (филиала отделения) фонда, на цели обязательного социального страхования», по указанным выше основаниям были не приняты в счет средств, полученных от отделения (филиала отделения) Фонда на цели обязательного социального страхования, денежные средства в сумме 41 778,12 руб.

Из подпунктов 4 и 5 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» следует, что в обязанности страховщиков входит обеспечение контроля за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, контроль за правильностью и своевременностью назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» предусмотрено, что страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

Суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылку представителя заинтересованного лица в обоснование своей позиции по делу на абзац 2 статьи 19 Федерального закона 09 мая 1995 года N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей», поскольку данная правовая норма предусматривает случай удержания излишне выплаченных сумм государственных пособий гражданам, имеющим детей, именно с получателей данных пособий, а согласно Федеральному закону от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» получателями средств (обеспечения по обязательному социальному страхованию) являются застрахованные лица и их родственники, в случаях предусмотренных Законом.

В рассматриваемом же случае заявитель не обратился в арбитражный суд с требованием об удержании сумм, полученных получателем - гражданином Молдавии Флештером Василием, в качестве пособия по уходе за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, и предмет заявленных по настоящему делу требований иной.

Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в предмет доказывания по настоящему делу входит не только установление наличия такого обстоятельства, как наступление страхового случая, факт выплаты и размер соответствующего пособия, но и правомерность принятия индивидуальным предпринимателем Флештер И.В. на работу иностранного гражданина в отсутствие нарушения действующего законодательства Российской Федерации, правомерность подписания между индивидуальным предпринимателем Флештер И.В. и гражданином Молдавии Флештер Василием трудового договора от 23 июля 2008 года, а также доказанность фактического исполнения иностранным гражданином в отсутствие разрешения на работу на территории Российской Федерации трудовых обязанностей за период - 7 дней до предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.

Материалами дела подтверждается, что на момент подписания индивидуальным предпринимателем Флештер И.В. указанного трудового договора с гражданином Молдавии Флештером Василием, у предпринимателя отсутствовало оформленное в установленном законодательством Российской Федерации порядке разрешение на прием на работу иностранного гражданина, а в свою очередь, у гражданина Молдавии Флештера Василия - отсутствовало оформленное в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке разрешение на работу на территории Российской Федерации.

В силу п.4 ст.13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Данная правовая норма носит императивный характер.

Согласно п.1 ст.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности, а трудовая деятельность иностранного гражданина - это работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

При привлечении иностранных граждан к трудовой деятельности на территории Российской Федерации работодатель должен потребовать у работника-иностранца разрешение на работу.

Согласно ст.1 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) отношения, связанные с установлением и уплатой платежей на обязательное социальное страхование, контроль за их уплатой, обжалование действий (бездействия) должностных лиц, привлечение к ответственности виновных лиц регулируются настоящим Федеральным законом, федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Исходя из ст.1 Федерального закона N 165-ФЗ обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

В силу ст.7 и 8 Федерального закона N 165-ФЗ пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет является страховым обеспечением, которое выплачивается застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая, в частности материнства.

Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (п.2 ст.6 Федерального закона N 165-ФЗ).

Согласно под.1 п.1 ст.9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора. Пунктом 6 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии со ст.256 Трудового кодекса Российской Федерации по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.

На основании ст.257 Трудового кодекса Российской Федерации право на отпуск по уходу за ребенком до достижения им (ими) возраста трех лет предоставляется также работникам, усыновившим ребенка (детей).

Согласно ст.256 Трудового кодекса Российской Федерации порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.

Так, абзацем вторым пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» определено, что право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается названным лицам со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет (п.1 ст.14 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).

Действительно, в соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, но с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом, в данном случае - Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В рассматриваемом случае в силу требований Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» индивидуальный предприниматель Флештер И.В., принимая на работу иностранного гражданина Молдавии Флештера Василия, обязана была предварительно оформить и получить в установленном законом порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работника, а гражданин Молдавии Флештер Василий обязан был предварительно оформить и получить разрешение на работу на территории Российской Федерации.

На момент подписания трудового договора от 23 июля 2008 года (т.1, л.д.25, 26) указанные разрешительные документы у индивидуального предпринимателя Флештер И.В. и иностранного гражданина Молдавии Флештера Василия отсутствовали.

В нарушение требований ч.1 ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предприниматель доказательств обратного суду не представил.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что индивидуальный предприниматель Флештер И.В. не вправе была принимать на работу по состоянию на 23 июля 2008 года иностранного гражданина Молдавии Флештера Василия в нарушение правовых норм императивного характера Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а, следовательно, подписание заинтересованным лицом с гражданином Молдавии Флештером Василием трудового договора 23 июля 2008 года было осуществлено в нарушение императивных правовых норм данного нормативного правового акта.

Страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации (подп.3 п.1 ст.11 Федерального закона N 165-ФЗ).

Из материалов дела следует, что после подписания между индивидуальным предпринимателем Флештер И.В. и иностранным гражданином Молдавии Флештером Василием трудового договора от 23 июля 2008 года (т.1, л.д.25, 26), последний, как утверждает предприниматель, «фактически проработал в качестве продавца непродовольственных товаров» всего 7 рабочих дней - с 23 июля 2008 года по 31 июля 2008 года (исключая - 28 июля 2008 года и 29 июля 2008 года), что составило всего - 56 часов. Данное обстоятельство также подтверждается представленным суду заинтересованным лицом табелем рабочего времени (т.2, л.д.1).

Материалы настоящего дела не содержат доказательств наличия между индивидуальным предпринимателем Флештер И.В. и иностранным гражданином Молдавии Флештером Василием реальных трудовых отношений и доказательств фактического исполнения иностранным гражданином Молдавии Флештером Василием трудовых обязанностей.

Представленные сторонами доказательства подтверждают довод заявителя о преднамеренном создании предпринимателем искусственной ситуации для возмещения расходов из средств Фонда социального страхования при исчислении пособий работнику, поскольку трудовой договор от 23 июля 2008 года (т.1, л.д.25, 26) был подписан всего за 7 дней до ухода Флештера Василия в отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, то есть непосредственно перед наступлением страхового случая.

Представленные суду предпринимателем налоговые декларации по ЕНВД за 1 квартал 2008 года, за 2 квартал 2008 года, за 3 квартал 2008 года, за 4 квартал 2008 года (т.2, л.д.2-19) свидетельствуют о наличии у предпринимателя в рассматриваемый период незначительного дохода от предпринимательской деятельности - не более 5 000 руб. в месяц (код строки 110, 120, 130 раздела 2 указанных налоговых деклараций по ЕНВД).

Следовательно, при наличии в июле 2008 года у индивидуального предпринимателя Флештер И.В. дохода от предпринимательской деятельности всего в размере 4 865 руб. заинтересованное лицо не имело реальной возможности выплачивать иностранному гражданину Молдавии Флештеру Василию заработную плату в размере 7 000 руб.

Данное обстоятельство подтверждается строкой 110 раздела 2 налоговой декларации по ЕНВД за 3 квартал 2008 года (т.2, л.д.14). При этом в материалах дела также отсутствуют и надлежащие доказательства, как начисления, так и выплаты индивидуальным предпринимателем Флештер И.В. иностранному гражданину Молдавии Флештеру Василию заработной платы в каком-либо размере.

Отсутствие представленных заинтересованным лицом в материалы настоящего дела доказательств реальности выполнения иностранным гражданином Молдавии Флештером Василием за период - 7 дней до предоставления ему отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет трудовых обязанностей, свидетельствует о злоупотреблении предпринимателем правом, выразившемся не только в неправомерном принятии данного иностранного гражданина на работу в нарушение положений Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», но и в преднамеренном установлении последнему завышенного должностного оклада в размере 7 000 руб. (пункт 10 трудового договора от 23 июля 2008 года (т.1. л.д.26), при получении заинтересованным лицом незначительного дохода - не более 5 000 руб. в месяц в течение 2008 году, то есть о направленности его действий на неправомерное возмещение средств за счет фонда социального страхования.

С учетом изложенного суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что предпринимателем было произведено фиктивное трудоустройство иностранного гражданина Молдавии Флештера Василия с целью создания искусственной ситуации и получения оснований для возмещения средств социального страхования.

Заявитель доказал, что расходы на обязательное социальное страхование были произведены заинтересованным лицом с нарушением законодательства Российской Федерации, в связи с чем судом первой инстанции правомерно удовлетворены заявленные Самарским региональным отделением ФСС РФ в лице филиала N 12 требований.

При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд признает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.

Доводы апелляционной жалобы о подведомственности данного спора суду общей юрисдикции несостоятельны, поскольку органом ФСС РФ требования предъявлены именно к предпринимателю Флештер И.В. как страхователю, а не к Флештеру Василию, которому Фонд социального страхования непосредственно денежные средства не перечислял. Флештер Василий обоснованно привлечен судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. При этом его процессуальные права не нарушены.

Таким образом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

На основании изложенного решение суда от 07 октября 2010 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Расходы по госпошлине, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.21 НК РФ, относятся на подателя апелляционной жалобы. При принятии апелляционной жалобы к производству Флештеру Василию была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до вынесения судебного акта по результатам рассмотрения жалобы. Поскольку к указанному сроку Флештер Василий государственную пошлину в размере 100 руб. не уплатил, она подлежит с него взысканию в доход федерального бюджета на основании данного постановления.

Руководствуясь статьями 110, 112, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 октября 2010 года по делу NА55-7879/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Флештера Василия - без удовлетворения.

Взыскать с Флештера Василия в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 100 (Сто) рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

     Председательствующий
Е.Г.Филиппова
Судьи
А.А.Юдкин
Е.И.Захарова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-7879/2010
Принявший орган: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 23 декабря 2010

Поиск в тексте