• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 декабря 2010 года Дело N А72-4533/2010

г. Самара Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2010 г. В полном объеме постановление изготовлено 24 декабря 2010 г. Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Пышкиной Н.Ю., судей Садило Г.М., Радушевой О.Н.,

при ведении протокола судебного заседания Гилязетдиновой Л.А., от лиц, участвующие в деле, представители не явились, извещены,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу УМУП «Городской теплосервис», г. Ульяновск, на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08 октября 2010 года по делу N А72-4533/2010 по иску УМУП «Городской теплосервис», г. Ульяновск, к ТСЖ «Авангард», г. Ульяновск, о взыскании 1.121.150 руб. 74 коп. и по встречному иску ТСЖ «Авангард», г. Ульяновск, к УМУП «Городской теплосервис», г. Ульяновск, о признании пунктов 2.1 и 2.2 договора теплоснабжения N1450 от 11.04.2006 недействительными в части, относящейся к «горячему водоснабжению», тариф на оплату которого установлен в рублях за 1 Гкал, и в части, относящейся к «химической очистке воды»,

УСТАНОВИЛ:

С учетом уточнений исковых требований, принятых судом первой инстанции, Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Городской теплосервис» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к товариществу собственников жилья «АВАНГАРД» о взыскании суммы основного долга за декабрь 2007 года, январь, февраль, сентябрь, декабрь 2008 года, январь, февраль, апрель-август 2009 года, январь, февраль, апрель-июнь 2010 года в размере 1 160 011 руб. 74 коп., а также процентов за пользование чужими денежными средствами - 141 324 руб. 26 коп.

Определением суда от 02.08.2010 года в порядке ст. 132 АПК РФ принято к производству встречное исковое заявление ТСЖ «АВАНГАРД» о признании пунктов 2.1 и 2.2 договора теплоснабжения N1450 от 11.04.2006 года недействительными в части, относящейся к «горячему водоснабжению», тариф на оплату которого установлен в рублях за 1 Гкал, и в части, относящейся к «химической очистке воды».

Определением суда от 26.08.2010 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство экономики Ульяновской области, Комитет по регулированию цен и тарифов Ульяновской области.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 08 октября 2010 года исковые требования УМУП «Городской теплосервис» удовлетворены частично. С ТСЖ «АВАНГАРД» в пользу УМУП «Городской теплосервис» взыскана сумма основного долга за поставленную тепловую энергию за период декабрь 2007 года, январь - февраль 2008, сентябрь 2008, декабрь 2008 года, январь - февраль 2009 года, апрель-август 2009 года, январь - февраль 2010, апрель-июнь 2010 года в размере 883066 руб. 11 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 121209 руб. 50 коп., а всего 1.004.275 руб. 66 коп. В остальной части иска отказано. Встречные исковые требования удовлетворены частично. Пункт 2.1 договора теплоснабжения N1450 от 11.04.2006 признан недействительным в части установления тарифа на горячее водоснабжение в рублях за 1 Гкал.

Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, УМУП «Городской теплосервис», г. Ульяновск, обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда первой инстанции от 08.10.2010, принять новый судебный акт об удовлетворении первоначальных исковых требований в полном объеме, взыскать сумму основного долга за декабрь 2007 года, январь, февраль, сентябрь, декабрь 2008 года, январь, февраль, апрель-август 2009 года, январь, февраль, апрель-июнь 2010 года в размере 1 160 011 руб. 74 коп., и проценты за пользование чужими денежными средствами - 141 324 руб. 26 коп.

Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2010 произведена замена председательствующего судьи Серебряковой Е.А. на Пышкину Н.Ю.

В судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, что дает право суду рассмотреть дело в отсутствии их представителей согласно ч. 3 ст. 156 АПК РФ.

Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение суда от 08.10.2010 года законным и обоснованным по следующим основаниям. В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле не заявят возражений.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» N 36 от 28.05.2009 года при наличии в пояснениях к жалобе либо в возражениях на нее доводов, касающихся обжалования судебного акта в иной части, чем та, которая указана в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебного акта в пределах, определяемых апелляционной жалобой и доводами, содержащимися в пояснениях и возражениях на жалобу.

УМУП «Городской теплосервис», г. Ульяновск, обжалует решение суда первой инстанции от 08.10.2010 в части отказа в удовлетворении первоначальных исковых требований о взыскании задолженности в сумме 1 160 011 руб. 74 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами - 141 324 руб. 26 коп. Суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части.

Как следует из материалов дела, 11.04.2006 года между Ульяновским муниципальным унитарным предприятием «Городской теплосервис» («Теплоснабжающая организация») и Товариществом собственников жилья «АВАНГАРД» («Абонент») заключен договор теплоснабжения N 1450.

В соответствии с пунктом 1 указанного договора «Теплоснабжающая организация» обязуется подавать «Абоненту» через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель для отопления, вентиляции, горячего водоснабжения до границ эксплутационной ответственности и балансовой принадлежности тепловых сетей, а «Абонент» обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режиме потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с пунктом 1.2.1. указанного договора к отношениям, не урегулированным настоящим договором, применяется Методика определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения (утверждена приказом Госстроя России от 06.05.2000 года N 105).

Согласно п. 2.1 договора оплата тепловой энергии и теплоносителя производится за фактически принятое «Абонентом» количество тепловой энергии в соответствии с данными учета, по тарифам, утвержденным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.5. указанного договора расчетный период, т.е. период времени, за который должны быть учтены и оплачены тепловая энергия и теплоноситель, настоящим договором установлен в один месяц.

В соответствии с пунктом 2.6. указанного договора оплата принятой тепловой энергии может производиться на основании счетов на оплату (счетов-фактур), выписываемых «Теплоснабжающей организацией». Оплата производится в течение 5-ти календарных дней с момента получения «Абонентом» счета на оплату.

Согласно п. 3.1 - 3.2 договора договор заключен на срок с 01.04.2006 года по 31.03.2007 года. Договор считается ежегодно продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон письменно не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.

В соответствии с разд. 4 договора учет тепловой энергии, фактически принятой «Абонентом», осуществляется в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя (Минюст N 954 от 25.09.1995 года) Приказ Минэнерго России от 12.09.1995 NВК-4036 по приборам учета (п. 4.1).

В период с 26 по 28 числа месяца поставки «Абонент» обязан предоставить в «Теплоснабжающую организацию» оригинал и копию журналов учета тепловой энергии, записи показаний приборов, регистрирующих параметры теплоносителя, а также надлежаще оформленный (подписанный и скрепленный печатью) акт о количестве фактически принятой «Абонентом» тепловой энергии в месяце поставки по установленной «Теплоснабжающей организацией» форме (п. 4.2).

В соответствии с пунктом 4.3. указанного договора при несвоевременном сообщении «Абонентом» о нарушении режима и условий работы узла учета и о выходе его из строя узел учета считается вышедшим из строя с момента его последней проверки «Теплоснабжающей организацией».

В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения «Абонентом» п. 4.2 договора, выхода из строя узла учета тепловой энергии, иных случаях расчеты с «Абонентом» ведутся на основании расчетных часовых тепловых нагрузок, указанных в настоящем договоре, данных теплового и водного балансов, а также показаний приборов учета «Теплоснабжающей организации», либо теплоисточника - расчетный метод учета (п. 4.4).

В случае отсутствия узлов учета тепловой энергии расчеты с «Абонентом» осуществляются в порядке, предусмотренном п. 4.4. настоящего договора (п. 4.5).

В приложении N 1 к договору стороны согласовали нагрузки по жилому дому ТСЖ «АВАНГАРД» - ул. Промышленная, 51 (т. 1 л.д. 21).

В приложении N 2 к договору стороны согласовали границы эксплутационной ответственности и балансовой принадлежности тепловых сетей - по цоколю с наружной стороны здания ул. Промышленная, 51 на вводе теплосети (т. 1 л.д. 22).

Сторонами не оспаривалось, что с 06.12.2006 года в жилом доме по адресу: г. Ульяновск, ул. Промышленная, 51, находящимся в управлении ТСЖ «АВАНГАРД», установлен общедомовой прибор коммерческого учета (т. 1 л.д. 119).

В спорный период времени (декабрь 2007 года, январь-февраль 2008 года, сентябрь 2008 года, декабрь 2008 года, январь-февраль 2009 года, апрель-август 2009 года, январь-февраль 2010 года, апрель - июнь 2010 года) учет тепловой энергии, фактически принятой «Абонентом», осуществлялся по приборам учета.

Во исполнение договора теплоснабжения N 1450 от 11.04.2006 года истец поставил, а ответчик получил в рассматриваемый период тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения на общую сумму 1 160 011 руб. 74 коп., в том числе в декабре 2007 года на сумму 177 134 руб. 96 коп, в январе 2008 года на сумму 214 948 руб. 14 коп., в феврале 2008 года на сумму 163 485 руб. 33 коп., в сентябре 2008 года на сумму 37 921 руб. 84 коп., в декабре 2008 года на сумму 147 892 руб. 75 коп., в январе 2009 года на сумму 229 145 руб. 21 коп., в феврале 2009 года на сумму 232 313 руб. 64 коп., в апреле 2009 года на сумму 153 947 руб. 79 коп., в мае 2009 года на сумму 60 661 руб. 82 коп., в июне 2009 года на сумму 19 680 руб. 08 коп., в июле 2009 года на сумму 35 968 руб. 96 коп., в августе 2009 года на сумму 34 712 руб. 90 коп., в январе 2010 года на сумму 245 114 руб. 32 коп., в феврале 2010 года на сумму 293 895 руб. 98 коп., в апреле 2010 года на сумму 134 718 руб. 43 коп., в мае 2010 года на сумму 44 651 руб. 20 коп., в июне 2010 года на сумму 20 642 руб. 26 коп., что подтверждается соответствующими счетами-фактурами на указанные суммы и Актами по потреблению тепловой энергии, горячей воды и теплоносителя в отчетный период (т. 1 л.д. 103 - 104).

Из материалов дела следует, что ответчик оплатил полученную в спорный период времени тепловую энергию частично, а именно, за декабрь 2007 года - 98 873 руб. 81 коп., за январь 2008 года - 85 000 руб., за февраль 2008 года - 50 000 руб., за декабрь 2008 года - 45 000 руб., за январь 2009 года - 194 000 руб., за февраль 2009 года - 50 000 руб., за апрель 2009 года - 38 000 руб., за май 2009 года - 30 000 руб., за январь 2010 года - 211 000 руб., за февраль 2010 года - 200 700 руб., за апрель 2010 года - 55 000 руб., за май 2010 года - 29 250 руб. 08 коп.

За остальные месяцы спорного периода оплата не произведена.

Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307 (далее - Правила N 307) условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями, с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 14.04.1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", в соответствии с которым установление платы на услуги по передаче тепловой энергии, тарифов на тепловую энергию отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления устанавливают надбавки к тарифам на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям (надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса), надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения, тарифы этих организаций на подключение и тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 года N 210-Ф3 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляет следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок: утверждает основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.

В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 14.07.2008 года N 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» Министерству регионального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой по тарифам и Федеральной антимонопольной службой было поручено в 10-месячный срок разработать и утвердить методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, предусмотренные Основами, утвержденными настоящим Постановлением.

В настоящее время в отсутствие методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, предусмотренных пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 года N 520, необходимо руководствоваться Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 года N 520 (далее - Основы ценообразования).

Особенности ценообразования в отношении товаров и услуг организаций коммунального комплекса, связанных с горячим водоснабжением, установлены пунктами 47 - 49 Основ ценообразования, из которых следует, что при схеме теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения (как в случае с УМУП «Городской теплосервис») должен быть установлен тариф на горячее водоснабжения в рублях за куб. м.

В соответствии с приложением N 2 к Правилам N 307, при расчете исполнителем коммунальных услуг размера платы за коммунальные услуги применяется тариф на горячую воду (руб./куб. м).

Согласно п. 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 306 (Правила N 306), при выборе единицы измерения нормативов потребления используются следующие показатели: в отношении горячего водоснабжения - куб. м. на одного человека.

Таким образом, в силу действующего законодательства УМУП «Городской теплосервис» было обязано обратиться в орган местного самоуправления для расчета и установления тарифа на горячее водоснабжение на 2007 год и на 2008 год. Однако УМУП «Городской теплосервис» в уполномоченный орган местного самоуправления (Городской комитет по регулированию цен и тарифов) для расчета и установления тарифа на горячее водоснабжение на 2007 и на 2008 год не обращалось.

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 10.09.2008 года действия УМУП «Городской теплосервис», выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования признаны нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ от 26.07.2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции». В мотивировочной части решения УФАС было указано, что «действия УМУП «Городской теплосервис» при расчете платы за горячее водоснабжение без учета нормативно-правовых актов, определяющих порядок расчета платы за коммунальные услуги …является нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка ценообразования…».

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.12.2008 года по делу N А-72-7132/08-9/328, вступившем в законную силу, заявление УМУП «Городской теплосервис» о признании незаконным вышеуказанного решения УФАС оставлено без удовлетворения.

Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что в отсутствии утвержденных органами по регулированию цен и тарифов тарифа на ГВС (в рублях за куб. м.) для УМУП «Городской теплосервис» на 2007 - 2008 год необходимо руководствоваться Временной методикой расчета стоимости энергоресурсов, используемых на горячее водоснабжение (ГВС), утвержденной Комитетом по регулированию цен и тарифов Ульяновской области Приказом N 97 от 31.10.2006 года.

Стоимость горячей воды (Тгв) представляет собой суммарный показатель стоимости воды (Ц) и стоимости ее подогрева (П), определяемая по формуле: Тгв = Ц + П руб./тн, где

Ц - стоимость 1 тн сетевой (подпиточной) воды, рассчитанная в зависимости от схемы ГВС;

П - стоимость подогрева 1 тн сетевой (подпиточной) воды, рассчитанная по формуле: П = Тэ * Qхов, где

Тэ - тариф на тепловую энергию (за 1 Гкал), утвержденный в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" органом исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования тарифов;

Qхов - количество тепла в Гкал на подогрев 1 тн сетевой (подпиточной) воды (Гкал/тн) - принимается по данным таблицы 2 к данному Приказу. При этом следует исходить из температуры ГВС равной 60 град. С (согласно п. 5 Приложения N 1 к Правилам N 307). Показатель Qхов составляет в данном случае 0,05.

Согласно информационному письму Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области N 66 от 06.12.2006 года цена 1 тн сетевой (подпиточной) воды для УМУП «Городской теплосервис» от теплоисточника ОАО «Волжская ТГК» составляет на 2007 год 13 руб. 98 коп.

Согласно информационному письму Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области N 03 от 21.11.2007 года цена 1 тн сетевой (подпиточной) воды для УМУП «Городской теплосервис» от теплоисточника ОАО «Волжская ТГК» составляет на 2008 год 16 руб. 12 коп.

Приказом Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области N 66 от 26.09.2006 года установлен на период действия с 01.01.2007 года по 31.12.2007 года включительно тариф на услуги по передаче тепловой энергии по сетям УМУП «Городской теплосервис» потребителям, в том числе населению, в размере 153 руб./Гкал без НДС.

Приказом Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области N 88 от 19.10.2006 года установлен на период действия с 01.01.2007 года по 31.12.2007 года включительно тариф на тепловую энергию, поставляемую ОАО «Волжская ТГК» потребителям, в том числе населению, в размере 439 руб. 90 коп./Гкал без НДС.

Конечный тариф для потребителей УМУП «Городской теплосерис» от ОАО «Волжская ТГК» в 2007 году составил 592 руб. 90 коп./Гкал без НДС.

Приказом Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области N 178 от 16.08.2007 года установлен на период действия с 01.01.2008 года по 31.12.2008 года включительно тариф на услуги по передаче тепловой энергии по сетям УМУП «Городской теплосервис» потребителям, в том числе населению, в размере 171,40 руб./Гкал без НДС.

Приказом Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области N 184 от 16.08.2007 года установлен с 01.01.2008 года тариф на тепловую энергию, поставляемую ОАО «Волжская ТГК» потребителям, в том числе населению, в размере 549,20 руб./Гкал без НДС.

Конечный тариф для потребителей УМУП «Городской теплосерис» от ОАО «ВоТГК» в 2008 году составил 720,60 руб./Гкал без НДС.

Стоимость ГВС в 2007 году определяется следующим образом:

13,98 + (592,90 х 0,05) х 1,18 = 43 руб. 62 коп.

Стоимость ГВС в 2008 году определяется следующим образом:

16,12 + (720,60 х 0,05) х 1,18 = 52 руб. 15 коп.

В контрасчете ответчика (т. 3 л.д. 51) в столбце 9 указан объем ГВС (с учетом корректировки), зафиксированный общедомовым прибором учета согласно Актов по потреблению тепловой энергии и теплоносителя. Указанные показания соответствуют фактическим материалам дела, истцом не оспаривались.

Судом первой инстанции правильно произведен расчет сумм, подлежащих оплате за ГВС, путем умножения выставленного объема на стоимость 1 куб. м. ГВС, исчисленную согласно Временной методике.

декабрь 2007 года: 774,70 куб. м. х 43,62 руб. х 1,18 = 39 875 руб. 04 коп.

январь 2008 года: 725,90 куб. м. х 52,15 руб. х 1,18 = 44 669 руб. 70 коп.

февраль 2008 года: 659,18 куб. м. х 52,15 руб. х 1,18 = 40 563 руб. 95 коп.

сентябрь 2008 года: 653,00 куб. м. х 52,15 руб. х 1,18 = 40 183 руб. 66 коп.

декабрь 2008 года: 767,11 куб. м. х 52,15 руб. х 1,18 = 47 205 руб. 64 коп.

Суммы, выставленные к оплате за отопление в указанный период времени (2007-2008 года) ответчик не оспаривал.

В декабре 2007 года ответчиком потреблено тепловой энергии на нужды отопления на 102 676 руб. 52 коп., в январе 2008 года на сумму 127 928 руб. 84 коп., в феврале 2008 года на сумму 95 617 руб. 13 коп., в декабре 2008 года на сумму 100 514 руб. 91 коп.

Всего (за отопление и ГВС) подлежала начислению сумма: за декабрь 2007 года - 142 551 руб. 56 коп., за январь 2008 года - 172 598 руб. 54 коп., за февраль 2008 года - 136 181 руб. 08 коп., за сентябрь 2008 года - 40 183 руб. 66 коп., за декабрь 2008 года - 147 720 руб. 55 коп.

На 2009 год и на 2010 год для УМУП «Городской теплосервис» установлен тариф на ГВС в рублях за куб. м.

Постановлением Комитета по регулированию цен и тарифов города Ульяновска от 25.11.2008 года N 237/03-01 (в редакции Постановления Комитета по регулированию цен и тарифов города Ульяновска от 26.01.2009 года N 2/03-01) на 2009 год для УМУП «Городской теплосервис» от теплоисточника ОАО «ВоТГК» установлен тариф на горячую воду в размере 66 руб. 28 коп.

Постановлением Комитета по регулированию цен и тарифов города Ульяновска от 26.11.2009 года N 241/03-01 на 2009 год для УМУП «Городской теплосервис» от теплоисточника ОАО «ВоТГК» установлен тариф на горячую воду в размере 68 руб. 75 коп.

Из материалов дела следует, что ответчику предоставлены услуги «горячее водоснабжение» (согласно счетов-фактур) в январе 2009 года на сумму 37 526 руб. 64 коп., в феврале 2009 года на сумму 42 937 руб. 51 коп., в апреле 2009 года на сумму 55 064 руб. 81 коп., в мае 2009 года на сумму 43 680 руб. 51 коп., в июне 2009 года на сумму 19 680 руб. 08 коп., в июле 2009 года на сумму 35 968 руб. 96 коп., в августе 2009 года на сумму 34 712 руб. 90 коп., в январе 2010 года на сумму 35 451 руб. 63 коп., в феврале 2010 года на сумму 37 844 руб. 81 коп., в апреле 2010 года на сумму 48 804 руб. 80 коп., в мае 2010 года на сумму 44 651 руб. 20 коп., в июне 2010 года на сумму 20 642 руб. 26 коп.

Ответчиком расчет истца за услугу «горячее водоснабжение» за 2009 - 2010 год не оспаривался.

Система централизованного горячего водоснабжения жилого дома по адресу: ул. Промышленная, 51 подключена к сетям УМУП «Городской теплосервис» по схеме теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения (по СанПиН 4723-88 «Санитарные правила устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения»), установлен прибор учета и имеется 4-х трубная система теплоснабжения и горячего водоснабжения. Таким образом, система горячего водоснабжения представляет собою отдельную систему, независимую от системы теплоснабжения. Счетчик учета горячей воды, установленный на дом, позволяет определить не только количество потребленной жильцами горячей воды, но и ее температуру - входящую и выходящую. Соответственно, разность температур входящей и выходящей из дома горячей воды вычислитель прибора учета горячей воды пересчитывает в количество тепла, которое было потреблено домом вместе с горячей водой.

Потребление тепла системой горячего водоснабжения дома состоит из двух составляющих:

- вместе с потребленной горячей водой в пространство излучается также и тепло, содержащееся в горячей воде,

- тепловые потери трубопроводов горячей воды (в том числе и в полотенцесушителях) путем теплоизлучения горячей трубы в пространство, имеющее более низкую температуру.

Соответственно, возникает необходимость классификации данного потребления тепла системой горячего водоснабжения дома; к какому виду норматива потребления энергоресурса оно относится: к тарифу на горячее водоотведение или к тарифу на теплоснабжение.

Как следует из п. 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 года N 520 тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. м. холодной воды и расходы на ее подогрев. В свою очередь, расходы на подогрев воды определяются как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. м. холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами.

Стоимость тепловой энергии на подогрев воды является одной из составляющих устанавливаемого тарифа на горячую воду (руб./куб. м.), т.е. количество Гкал, необходимое для подогрева 1 куб. м. воды, учитывается при расчете тарифа на горячее водоснабжение.

Согласно п. 7 Правил N 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления используются следующие показатели:

- в отношении горячего водоснабжения - куб. м. на одного человека;

- в отношении отопления - Гкал на 1 кв. м. общей площади жилых помещений.

Тепло, потребленное системой горячего водоснабжения дома, теплоснабжающая организация определяет по показаниям прибора учета горячей воды и указывает в счете-фактуре в Гкал. Так как, норматив потребления на горячее водоснабжение должен быть установлен в куб.м., то рассматриваемый платеж не может быть отнесен к горячему водоснабжению.

В соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" для УМУП «Городской теплосервис» установлены конечные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям муниципального образования "Город Ульяновск".

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 года N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Федеральным законом от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 года N 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» установлены тарифы на горячую воду в целях оказания услуг по горячему водоснабжению потребителей при централизованной системе горячего водоснабжения.

В соответствии с п. 25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 306 от 23.05.2006 года (далее - Правила N 306), при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома). Согласно п. 26 вышеуказанных Правил коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителя. Таким образом, в норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расходы холодной и горячей воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома (п. 27 Правил). Следовательно, при определении количества тепловой энергии, необходимой для подогрева воды, в расчете на 1 человека в год используется коэффициент, учитывающий тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат.

В соответствии с пунктами 47-49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса установлен исчерпывающий перечень затрат, которые могут быть включены в тариф на горячую воду. Тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат в расчет не включаются.

Тарифы организаций коммунального комплекса на холодную воду, горячую воду и водоотведение согласно ч.2 ст.5 Федерального закона от 30.12.2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" устанавливают органы местного самоуправления (в случаях, указанных в ч.5 ст.4 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ).

Поскольку тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения не были учтены Городским комитетом по регулированию цен и тарифов в тариф на горячую воду для УМУП «Городской теплосервис», предприятие обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об оспаривании постановления Комитета, которым были утверждены тарифы.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.11.2009 года постановление Городского комитета по регулированию цен и тарифов от 25.11.2008 года N237/03-01 было признано не противоречащим действующему законодательству.

Аналогичным образом произведен расчет тарифов на горячую воду для УМУП «Городской теплосервис» на 2010 год. То есть без учета каких-либо иных дополнительных потерь.

Судом первой инстанции сделан правильный вывод, что предъявление ответчику дополнительной оплаты является незаконным, необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

В представленном ответчиком контррасчете платы за отопление за 2009 - 2010 годы (т. 3 л.д. 52) в столбце 9 указано фактическое количество тепловой энергии, израсходованной на нужды отопления (в Гкал) согласно отчетов о суточных параметрах теплоносителя за каждый месяц спорного периода (Qо).

Истец данные цифры не оспаривал.

Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что сумму, подлежащую оплате за потребленную на нужды отопления тепловую энергию, следует исчислять путем умножения указанных величин (в Гкал) на тариф на тепловую энергию в спорный период времени.

Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 23.10.2008 года N 06-189 на 2009 год для УМУП «Городской теплосервис» от теплоисточника «Волжская ТГК» был установлен конечный тариф на тепловую энергию в размере 867 руб. 08 коп./Гкал без НДС.

Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 15.01.2009 года N 06-1 в вышеуказанный Приказ были внесены изменения, с 01.02.2009 года тариф на тепловую энергию составил 854 руб. 57 коп./Гкал без НДС.

Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 23.11.2009 года N 06-226 на 2010 год для УМУП «Городской теплосервис» от теплоисточника «Волжская ТГК» был установлен конечный тариф на тепловую энергию в размере 984 руб. 16 коп./Гкал без НДС.

Размер задолженности ТСЖ «Авангард» перед УМУП «Городской теплосервис», с учетом произведенных оплат, составил:

за декабрь 2007 года - 43 677 руб. 75 коп.

за январь 2008 года - 87 598 руб. 54 коп.

за февраль 2008 года - 86 181 руб. 08 коп.

за сентябрь 2008 года - 40 183 руб. 66 коп.

за декабрь 2008 года - 102 720 руб. 55 коп.

за январь 2009 года - 4 261 руб. 53 коп.

за февраль 2009 года - 140 109 руб. 46 коп.

за апрель 2009 года - 96 296 руб. 81 коп.

за май 2009 года - 29 616 руб. 26 коп.

за июнь 2009 года - 19 680 руб. 08 коп.

за июль 2009 года - 35 968 руб. 96 коп.

за август 2009 года - 34 712 руб. 90 коп.

за январь 2010 года - 22 458 руб. 47 коп.

за февраль 2010 года - 44 472 руб. 32 коп.

за апрель 2010 года - 59 084 руб. 36 коп.

за май 2010 года - 15 401 руб. 12 коп.

за июнь 2010 года - 20 642 руб. 26 коп.

Всего в размере 883 066 руб. 11 коп.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Ответчик обязательства по оплате полученной тепловой энергии надлежащим образом не исполнил, доказательств оплаты задолженности не представил.

Согласно п. 2.9 договора в случае нарушения сроков оплаты, предусмотренных п.п. 2.5, 2.6, 2.8 настоящего договора по вине «Абонента» «Теплоснабжающая организация» имеет право на предъявление процентов за пользование чужими денежными средствами согласно ст. 395 ГК РФ в размере одной трехсот шестидесятой действующей на каждый день просрочки ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы просроченного платежа. Проценты начисляются начиная с 8-го дня после выставления финансовых платежных документов в банк, либо получения счета на оплату (п. 2.6) или даты отправки корреспонденции (п. 2.8).

Задолженность в сумме 883 066 руб. 11 коп. подтверждена материалами дела, не опровергается ответчиком. Поскольку доказательств погашения долга ответчиком не представлено, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 309, 310, 395, Гражданского кодекса Российской Федерации, правомерно взыскал сумму долга в размере 883 066 руб. 11 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 30.09.2010, исходя из ставки рефинансирования 7, 75 % годовых в размере 121209 руб. 55 коп.

Ответчиком заявлено требование о снижении размера процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 333 ГК РФ.

В соответствии с положениями статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

Признание несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства является правом суда, принимающего решение. При этом в каждом конкретном случае суд оценивает возможность снижения неустойки с учетом конкретных обстоятельств дела.

Согласно пункту 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 при оценке последствий нарушения обязательства могут приниматься во внимание обстоятельства, имеющие как прямое, так и косвенное отношение к последствиям нарушения обязательства.

Критериями для установления несоразмерности могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки, значительное превышение размера неустойки над суммой возможных убытков, вызванных нарушением обязательства, длительность неисполнения обязательства и другие.

Несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства устанавливается при исследовании судом фактических обстоятельств дела и имеющихся в нем доказательств.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно исходил из отсутствия оснований для снижения неустойки.

Кроме этого, для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражный суд должен располагать данными, позволяющими установить явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства сумме основного долга.

Поскольку требование о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации заявлено ответчиком, он должен был представить доказательства в соответствии со статьей 65 АПК РФ, подтверждающие явную несоразмерность неустойки последствиям нарушенного обязательства.

В материалы дела таких доказательств не представлено, а одного лишь указания в апелляционной жалобе на несоразмерность недостаточно для изменения решения, принятого в соответствии с нормами процессуального и материального права.

Доводы заявителя апелляционной жалобы о неправильном применении норм материального права при расчете стоимости горячего водоснабжения всесторонне изучены судебной коллегией и признаны несостоятельными по вышеизложенным обстоятельствам.

Судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку доказательствам, правильно применил нормы материального права, не допустив нарушений процессуального закона.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя и подлежат взысканию в доход федерального бюджета Российской Федерации, в связи с предоставлением отсрочки при подаче жалобы в сумме 2000 рублей.

Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08 октября 2010 года по делу N А72-4533/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с УМУП «Городской теплосервис» в доход федерального бюджета расходы по уплате государственного бюджета за подачу апелляционной жалобы в сумме 2000 (две тысячи) руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

     Председательствующий
Н.Ю.Пышкина
Судьи
Г.М.Садило
О.Н.Радушева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А72-4533/2010
Принявший орган: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 24 декабря 2010

Поиск в тексте