ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2010 года Дело N А55-16265/2010

г. Самара Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2010 года. Постановление в полном объеме изготовлено 28 декабря 2010 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,

судей Холодной С.Т., Кузнецова В.В., при ведении протокола помощником судьи Барановой Е.В., с участием:

от заявителя - Тахмазов С.Г., решение от 14 ноября 2008 г. N 1;

от Министерства имущественных отношений Самарской области - Нескоромнов Н.Н., доверенность от 17 февраля 2010 г. N 22, Иванова М.В., доверенность от 31 декабря 2009 г. N 292, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 октября 2010 г.

по делу N А55-16265/2010 (судья Щетинина М.Н.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СВЕГА», г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании недействительным решения, обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «СВЕГА» (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) о признании недействительным решения от 04 июня 2010 г. N 12-1/4507/08 об отказе в предоставлении ООО «СВЕГА» в аренду земельного участка по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Осипенко, у дома N 24, площадью 95, 00 кв.м. для размещения временного торгового павильона без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией и обязании совершить предусмотренные земельным законодательством действия по предоставлению данного земельного участка в аренду.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 13 октября 2010 г. заявленные требования удовлетворены.

При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что Министерство не доказало наличие на спорном земельном участке газона и нахождение данного земельного участка на газоне; СНиП 2.07.01-89* устанавливают требования к размещению объектов капитального строительства, к которым не относится временный объект - торговый павильон.

Не согласившись с выводами суда, Министерство подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

В апелляционной жалобе указывает, что на основании заявления ООО «СВЕГА» и в соответствии с п. 2.4 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 (далее - Порядок), с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, Министерством был направлен запрос в Департамент управления имуществом городского округа Самара о проведении обследования фактического использования данного земельного участка. Из представленного в Министерство акта обследования следует, что заявленный земельный участок является частью газона, с расположенной на нем древесно-кустарниковой растительностью.

Учитывая, что установка на земельном участке временного торгового павильона неизбежно приведет к уничтожению зеленых насаждений, расположенных на участке, Министерство отказало заявителю в предоставлении рассматриваемого земельного участка.

В соответствии с п. 2.12 Порядка после получения кадастрового паспорта, а также отчета о рыночной стоимости рассматриваемого земельного участка Министерство должно принять решение о проведении торгов в форме аукциона на заключение договора аренды земельного участка и передать соответствующие документы в Главное управление организации торгов Самарской области для проведения аукциона, по итогам которого на основании протокола о результатах проведения аукциона, руководствуясь статьей 2.13 Порядка, Министерство заключает договор аренды земельного участка.

Обжалуемое решение суда нарушает права иных заявителей, обратившихся в Министерство с заявлением о предоставлении спорного земельного участка.

В судебном заседании представители Министерства доводы апелляционной жалобы поддержали.

Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.

В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по делу объявлялся перерыв с 20 декабря 2010 г. до 15 час. 45 мин. 22 декабря 2010 г.

Арбитражным апелляционным судом на основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ отказано в удовлетворении ходатайства Министерства о приобщении к материалам дела в качестве дополнительных доказательств копий заявлений Мухитдинова Р.М., Кондренко А.В. о предоставлении земельного участка от 13 октября 2009 г., приложенных к апелляционной жалобе, поскольку Министерством не представлено доказательств невозможности предоставления указанных документов в суд первой инстанции по уважительным причинам, не зависящим от него.

Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

10 декабря 2008 г. ООО «СВЕГА» обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением N 12-1/4507/08 о предоставлении в аренду земельного участка под временный торговый павильон без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией, площадью 95, 00 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Осипенко, у дома N 24.

Письмом от 04 июня 2010 г. N 12-1/4507/08 Министерство отказало Обществу в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка (л.д. 10-11).

Основанием для принятия такого решения послужило наличие у Министерства информации об испрашиваемом земельном участке, свидетельствующей о том, что испрашиваемый земельный участок является частью газона с многолетними древесными насаждениями.

Также Министерство указало, что размещение временного торгового павильона на газоне противоречит требованиям п. 2.11 СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», а также Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных постановлением главы городского округа Самара от 10 июня 2008 г. N 404.

Полагая отказ в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13 июня 2006 г. N 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» с 1 июля 2006 г. полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.

Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, определен ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).

Согласно п. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3 ст. 34 ЗК РФ).

Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74, с учетом требований ст. 34 ЗК РФ, был утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок). Исходя из указанного Порядка, граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка.

На основании п. 2.3. Порядка Министерство проводит проверку представленных документов на соответствие установленным требованиям.

В соответствии с п. 2.4. Порядка (в редакции, действующей на момент обращения Общества с заявлением в Министерство) в течение трех рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка Министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об изготовлении проекта границ земельного участка и его утверждении с учетом зонирования территорий и целевого назначения земель.

При наличии утвержденного проекта границ земельного участка либо кадастровой карты (плана) земельного участка, оформленной в установленном порядке и удостоверенной управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области, обращение об изготовлении проекта границ земельного участка и его утверждении в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара не направляется.

Копия плана-схемы земельного участка либо копия землеустроительного дела на земельный участок направляется в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара одновременно с обращением об изготовлении проекта границ земельного участка.

На момент принятия оспариваемого отказа Министерства от 04 июня 2010 г. действовала иная редакция указанного пункта Порядка.

Так, в соответствии с п. 2.4. Порядка в двухнедельный срок начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.

Указанные запросы Министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка.

После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, Министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка.

При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.

Во исполнение приведенных выше норм законодательства Министерство направило заявление Общества, именно о предоставлении в аренду земельного участка под временный объект, в адрес главы городского округа Самара для утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка.

В соответствии с п. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В адрес Министерства администрацией городского округа Самара на обращение Министерства по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка площадью 95, 00 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Осипенко, у дома N 24, для использования под установку временного торгового павильона, направлено заключение администрации городского округа Самара от 08 апреля 2009 г. N 02/02-867 (л.д. 14) о возможности утверждения схемы расположения вышеуказанного земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте).

Распоряжением органа местного самоуправления от 23 июля 2009 г. N 1223/02-р утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка (л.д. 8, 9).

Указанное обстоятельство Министерством не оспаривается.

Испрашиваемый земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 63:01:0611001:247 (л.д. 6-7).

Судом первой инстанции отклонены доводы Министерства, изложенные в оспариваемом отказе в предоставлении в аренду земельного участка, о том, что испрашиваемый земельный участок является частью газона с многолетними древесными насаждениями в связи со следующим.

В материалы дела Министерством представлены акт обследования земельного участка Департамента управления имуществом городского округа Самара от 27 августа 2009 г. N 3098, из которого следует, что «земельный участок, ориентировочной площадью 95 кв.м. согласно представленной (министерством имущественных отношений Самарской области исх. 12-1/4507/08 от 03 августа 2009 г.) план-схеме земельного участка представляет собой газон, свободный от строений, на котором имеется древесно-кустарниковая растительность» (л.д. 50), а также фототаблица (л.д. 51).

Между тем указанный акт обследования земельного участка не содержит указания на приложение к акту фототаблицы, на фототаблице (л.д. 51) также нет отметки, к чему прилагается указанная фототаблица, нет адресного ориентира земельного участка.

Таким образом, суд считает, что данные документы (л.д. 50, 51) не могут являться надлежащими доказательствами того, что испрашиваемый земельный участок является частью газона с многолетними древесными насаждениями.

Министерство в обоснование своего довода не представило никаких доказательств, свидетельствующих о том, что испрашиваемый земельный участок является частью газона с многолетними древесными насаждениями. Материалы дела не содержат планово-картографического материала, иных документов, позволяющих достоверно установить на местности границы газона и, как следствие, установить факт расположения испрашиваемого земельного участка в границах газона.

Судом первой инстанции неоднократно предлагалось Министерству подтвердить указанный довод доказательствами, что следует из протоколов судебных заседаний, определений суда об отложении судебных заседаний (л.д. 35, 36, 45, 46, 53).

Между тем такие доказательства при рассмотрении дела в суде первой инстанции в материалы дела не представлены.

Не представлены такие доказательства и при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.

Как указывает Министерство в апелляционной жалобе, с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, Министерством был направлен запрос в Департамент управления имуществом городского округа Самара о проведении обследования фактического использования данного земельного участка.

Между тем, как следует из Порядка предоставления земельных участков, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74, такой сбор информации осуществляется до направления в администрацию городского округа Самара обращения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

В рассматриваемом случае, как следует из акта обследования земельного участка от 27 августа 2009 г. (л.д. 50), Министерство обратилось в Департамент управления имуществом городского округа Самара 03 августа 2009 г., т.е. после утверждения администрацией городского округа Самары 23 июля 2009 г. схемы расположения земельного участка.

Кроме того, довод Министерства о несоответствии размещения объекта п. 2.11 СНиП 2.07.01-89* также правомерно признан судом несостоятельным, поскольку СНиП 2.07.01-89* устанавливают требования к размещению объектов капитального строительства, к которым не относится временный объект - торговый павильон, для установки которого испрашивается спорный земельный участок.

Довод Министерства, изложенный в апелляционной жалобе, о том, что испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен только путем проведения торгов, арбитражным апелляционным судом отклоняется по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2.10. Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, земельный участок для целей, не связанных со строительством, может быть предоставлен гражданину или юридическому лицу в собственность или в аренду без проведения торгов в случае, если в отношении этого земельного участка подано только одно заявление. В таком случае по истечении срока приема заявлений, указанного в п. 2.9 настоящего Порядка, Министерство направляет в адрес лица, подавшего заявление о предоставлении земельного участка, утвержденную схему расположения земельного участка для обеспечения за его счет выполнения в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Как было указано выше, арбитражным апелляционным судом на основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ отказано в удовлетворении ходатайства Министерства о приобщении к материалам дела в качестве дополнительных доказательств копий заявлений Мухитдинова Р.М., Кондренко А.В. о предоставлении земельного участка от 13 октября 2009 г., приложенных к апелляционной жалобе, поскольку Министерством не представлено доказательств невозможности предоставления указанных документов в суд первой инстанции по уважительным причинам, не зависящим от него.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Поскольку при рассмотрении дела в суде первой инстанции Министерством не было представлено доказательств того, что в отношении испрашиваемого земельного участка было подано более одного заявления о предоставлении в аренду земельного участка, то суд первой инстанции обоснованно обязал Министерство принять решение о предоставлении Обществу в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Осипенко, у дома 24, площадью 95, 00 кв.м. (кадастровый номер 63:01:0611001:247), под установку временного павильона без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией, и направить проект договора аренды.

При этом арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что довод Министерства о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка только путем проведения торгов не являлся основанием отказа в предоставлении в аренду ООО «СВЕГА» испрашиваемого земельного участка, изложенного в письме от 04 июня 2010 г. N 12-1/4507/08.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в рассматриваемом случае имеются нарушения как закона, так и экономических интересов заявителя, вследствие чего судом правомерно принято решение об удовлетворении заявленных требований ООО «СВЕГА».