• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2010 года Дело N А65-16407/2010

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 22 декабря 2010 года

Постановление в полном объеме изготовлено: 28 декабря 2010 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Драгоценновой И.С., судей Кувшинова В.Е., Захаровой Е.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Маненковым А.В.,

с участием: от общества с ограниченной ответственностью «Лизинговая инвестиционная компания «Лизинг-Инвест» - Мечетная Л.В., паспорт гражданина России серия 3300, N 356530 от 25 июля 2001 года,

от Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Казани - не явился, извещен,

от УФНС России по Республике Татарстан - не явился, извещен, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 2, дело по апелляционной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Казани

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 октября 2010 года по делу NА65-16407/2010 (судья Кочемасова Л.А.),

принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лизинговая инвестиционная компания «Лизинг-Инвест», Республика Татарстан, город Казань, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Казани, Республика Татарстан, город Казань, третье лицо: УФНС России по Республике Татарстан, Республика Татарстан, город Казань, о признании незаконными решений от 04 мая 2010 года N 156/36, 160/39, 159/38, 158/37, 161/40, 163/42, 157/34, 155/35, 162/41,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Лизинговая инвестиционная компания «Лизинг-Инвест» (далее - заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Казани (далее - ответчик, налоговый орган) о признании незаконным решения от 04.05.2010 N156/36.

Определением от 25 августа 2010 года суд объединил в одно производство для совместного рассмотрения настоящее дело NА65-16407/2010 по вышеуказанному заявлению, дела NА65-16408/2010, NА65-16409/2010, NА65-16410/2010, NА65-16411/2010, NА65-16412/2010, NА65-16413/2010, NА65-16415/2010, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Лизинговая инвестиционная компания «Лизинг-Инвест» о признании незаконными решений Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г.Казани N160/39 от 04.05.2010 г., N163/42 от 04.05.2010 г., N157/34 от 04.05.2010 г., N158/37 от 04.05.2010 г., N159/38 от 04.05.2010 г., N155/35 от 04.05.2010 г., N162/41 от 04.05.2010 г. в части наличия задолженности по земельному налогу и доначисления земельного налога.

Объединенному делу присвоен номер А65-16407/2010.

Определениями от 23 июля 2010 года по делам А65-16407/2010, А65-16408/2010, определениями от 23 июля 2010 года по делам А65-16412/2010, А65-16413/2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань Республики Татарстан (далее - третье лицо, Управление).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 октября 2010 года требования заявителя удовлетворены полностью.

Не согласившись с выводами суда, налоговый орган обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.

Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.

Представители Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Казани и УФНС России по Республике Татарстан в судебное заседание не явились.

Поскольку в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст. 156 АПК РФ, рассмотрел жалобу в их отсутствие.

Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.

Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим обстоятельствам.

Как следует из материалов дела, ответчиком были проведены камеральные налоговые проверки представленных заявителем уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2006 г., за 2007 г., за 2008 г., за 1 квартал 2008 г., за 2 квартал 2008г., за 3 квартал 2008 г., за 1 квартал 2009 г., за 2 квартал 2009 г., за 3 квартал 2009 г.

По результатам проверки составлены акты камеральных налоговых проверок N 89 от 26.03.2010, N 90 от 26.03.2010, N 91 от 26.03.2010, N 92 от 26.03.2010, N 93 от 26.03.2010, N 94 от 26.03.2010, N 95 от 26.03.2010, N 96 от 26.03.2010, N 97 от 26.03.2010.

Рассмотрев материалы проверки, налоговый орган принял решения N153/36 от 04.05.2010 об отказе в привлечении к налоговой ответственности и предложил перечислить сумму неуплаченного земельного налога в размере 461 998 руб., N160/39 от 04.05.2010 об отказе в привлечении к налоговой ответственности и предложил перечислить сумму неуплаченного земельного налога в размере 115 501 руб., N163/42 от 04.05.2010 об отказе в привлечении к налоговой ответственности и предложил перечислить сумму неуплаченного земельного налога в размере 115 499 руб., N157/34 от 04.05.2010 об отказе в привлечении к налоговой ответственности и предложил перечислить сумму неуплаченного земельного налога в размере 115 499 руб., N158/37 от 04.05.2010 об отказе в привлечении к налоговой ответственности и предложил перечислить сумму неуплаченного земельного налога в размере 115 499 руб., N159/38 от 04.05.2010 об отказе в привлечении к налоговой ответственности и предложил перечислить сумму неуплаченного земельного налога в размере 115 499 руб., N155/35 от 04.05.2010 об отказе в привлечении к налоговой ответственности и предложил перечислить сумму неуплаченного земельного налога в размере 461 998 руб., N162/41 от 04.05.2010 об отказе в привлечении к налоговой ответственности и предложил перечислить сумму неуплаченного земельного налога в размере 115 499 руб., N 161/40 от 04.05.2010 об отказе в привлечении к налоговой ответственности и предложил перечислить сумму неуплаченного земельного налога в размере 115 499 руб.

22 июня 2010 года Руководителем УФНС по Республике Татарстан Сафиуллиным М.А. вынесены решения N 380, N 384, N 387, N 381, N 379, N 386, N 382, N 383, N 385 об оставлении решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Казани от 04.05.2010 N 156/36, N160/39, N159/39, N163/42, N157/34, N155/35, N 162/41, 158/37, N 161/40 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения без изменения, а жалобы без удовлетворения.

Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, правомерно исходил из следующего.

Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги.

Согласно статье 52 Кодекса налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Налоговая база по земельному налогу согласно статье 390 НК РФ определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В силу пункта 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Как установлено судом, налоговый орган доначислил обществу к уплате земельный налог за 2006 г. - 461 998 руб., за 2007 г. - 461 998 руб., за 2008 г. - 115 501 руб., за 1квартал 2008 г. - 115 449 руб., за 2 квартал 2008 г. - 115 499 руб., за 3 квартал 2008 г. - 115 449 руб., за 1 квартал 2009 г. - 115 499 руб., за 2 кварта 2009 г. - 115 499 руб., за 3квартал 2009 г. - 115 499 руб., основанием для доначисления суммы земельного налога послужил вывод о занижении налоговой базы по земельному налогу вследствие невключения в нее кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:90513:8, находящегося по адресу: г. Казань, ул. Деловая, д.8.

В подтверждение обоснованности доначисления земельного налога налоговый орган указал, что заявителем объекты недвижимости приобретены в ноябре 2005 года. Государственная регистрация соответствующих прав на объекты недвижимого имущества является обязательной, но носит заявительный характер, в связи с чем, если земельные участки, права на которые длительное время не регистрируются в соответствии с законодательством должны подлежать налогообложению земельным налогом, поскольку такие факты, по мнению ответчика, в соответствии с действующим законодательством должны рассматриваться как уклонение от налогообложения.

В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» судам необходимо исходить из того, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 настоящего постановления, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.

Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Согласно имеющимся в материалах дела доказательствам общество с ограниченной ответственностью «Лизинговая инвестиционная компания «Лизинг-Инвест» (покупатель) по договору купли-продажи от 02.10.2009 N 8/021009 приобрело у Территориального управления Росимущества по Республике Татарстан (продавца) земельный участок, находящийся по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Кировский район, ул. Деловая, д.8, кадастровый номер 16:50:090513:8, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - горбольница. Переход к покупателю права собственности на объект недвижимости зарегистрирован в установленном порядке 27 октября 2009 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 16-АС N 390002 от 27.10.2009 (т.2 л.д. 21).

С момента государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости заявитель является пользователем земельного участка. Действующее налоговое законодательство не предусматривает обязанности уплачивать земельный налог пользователями земельных участков. Обязанность по уплате земельного налога возникает только после государственной регистрации прав на земельный участок.

Учитывая положения ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, обязанность по уплате земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных организации на праве постоянного (бессрочного) пользования, возникает и прекращается с даты государственной регистрации соответственно возникновения и прекращения права постоянного (бессрочного) пользования. При этом датой государственной регистрации прав признается день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав (ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).

Основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком (статья 15 Закона N 1738-1).

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.

Организация, права пользования земельными участками которой не зарегистрированы в установленном порядке, не может признаваться плательщиком земельного налога.

Таким образом, общество обязано уплачивать земельный налог только с момента государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что принятые налоговым органом решения N 156/36, 160/39, 159/38, 158/37, 161/40, 163/42, 157/34, 155/35, 162/41 являются необоснованными, поскольку в силу закона к обществу с ограниченной ответственностью «Лизинговая инвестиционная компания «Лизинг-Инвест» перешло право пользования земельным участком, и оно фактически пользовалось участком, но в отсутствие государственной регистрации права не могло быть плательщиком земельного налога.

При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.

Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.

Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 октября 2010 года по делу NА65-16407/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

     Председательствующий
И.С.Драгоценнова
Судьи
В.Е.Кувшинов
Е.И.Захарова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А65-16407/2010
Принявший орган: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 28 декабря 2010

Поиск в тексте