ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2010 года Дело N А55-19685/2010

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 28 декабря 2010 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Захаровой Е.И., при ведении протокола судебного заседания Балясовой Е.А., с участием:

от ЗАО «ПЭС/СКК» - представителя Прониной О.А., доверенность от 11 июня 2010 года,

от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области - представителя Краснова В.Б., доверенность от 16 декабря 2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании 22 декабря 2010 года апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 ноября 2010 года по делу NА55-19685/2010, судья Холодкова Ю.Е., принятое по заявлению ЗАО «ПЭС/СКК», г.Самара, к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области, г.Самара

о признании незаконным и отмене постановления от 18 августа 2010 года N 36-10/362 о назначении административного наказания по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «ПЭС/СКК» (далее - ЗАО «ПЭС/СКК», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области (далее - ТУ ФСФБН в Самарской области, административный орган) от 18 августа 2010 года N 36-10/362 о назначении административного наказания по ч.6 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

Решением суда от 13 ноября 2010 года заявление ЗАО «ПЭС/СКК» удовлетворено, оспариваемое постановление N 36-10/362 от 18 августа 2010 года о назначении ЗАО «ПЭС/СКК» административного наказания по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей признано незаконным и отменено в связи с отсутствием в действиях общества вменяемого состава административного правонарушения.

В апелляционной жалобе ТУ ФСФБН в Самарской области просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований ЗАО «ПЭС/СКК» отказать, ссылаясь на наличие в действиях вменяемого состава административного правонарушения и доказанность вины общества в совершении правонарушения.

В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.

В судебном заседании представитель административного органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.

Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, административным органом при проверке соблюдения заявителем валютного законодательства установлено, что обществом нарушены требования п.2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01 июня 2004 года N258-П «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее - Положение N 258-П).

По результатам проверки 08 июля 2010 года административным органом в отношении ЗАО «ПЭС/СКК» составлен протокол об административном правонарушении N 36-10/362, на основании которого 18 августа 2010 года вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 36-10/362 о назначении ЗАО «ПЭС/СКК» административного наказания, предусмотренного ч.6 ст.15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 руб. (л.д.4-10).

Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлено, что несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей (в редакции Федерального закона от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ).

Между ЗАО «ПЭС/СКК» (займодавец) и компанией Delphi France Holding SAS (заемщик) 18 августа 2009 года заключен договор займа N25/2009, по условиям которого займодавец предоставляет заемщику заем на сумму 1 704 000,00 евро, а заемщик обязуется вернуть указанную сумму в срок, определенный п.2.2 договора (п.1.2); займодавец обязан перечислить указанную сумму займа на расчетный счет заемщика в срок не позднее 5 дней после подписания договора (п.2.1); возврат указанной в договоре суммы займа и выплата начисленных процентов по займу осуществляется в течение 30 календарных дней с даты ее получения заемщиком на свой расчетный счет (п.2.2); договор вступает в силу с даты поступления суммы займа на банковский счет заемщика (п.5.1); договор прекращается, когда заемщик полностью выплачивает займодавцу сумму, указанную в п.1.1, а также проценты, начисленные в соответствии с п.2.3. Данная сумма считается выплаченной в день зачисления денежных средств на расчетный счет займодавца (п.5.2). Любые изменения и дополнения к договору действительны при условии, если они совершены в письменной форме и подписаны сторонами или их надлежащим образом уполномоченными на то представителями (пункт 7.1).

На основании данного договора 19 августа 2009 года ЗАО «ПЭС/СКК» в уполномоченном банке ЗАО «ЮниКредит Банк» оформило паспорт сделки N09086000/0001/0000/ 5/0. По паспорту сделки дата завершения исполнения обязательств по кредитному договору - 27 сентября 2009 года, общая сумма договора - 1 704 000,00 евро.

Сторонами 22 января 2010 года в г.Самаре составлено дополнительное соглашение N 5, согласно которому п.2.2 договора займа от 18 августа 2009 года N25/2009 изложен в следующей редакции: 1) возврат суммы займа осуществляется заемщиком 24 февраля 2010 года; 2) 22 января 2010 года заемщик перечисляет займодавцу проценты за период пользования займом с 23 декабря 2009 года по 21 января 2010 года.

От Delphi France Holding SAS на транзитный валютный счет ЗАО «ПЭС/СКК», открытый в ЗАО «ЮниКредит Банк», 26 января 2010 года зачислены проценты за период пользования займом с 23 декабря 2009 года по 21 января 2010 года в общей сумме 9544,45 евро, в том числе 5 653,02 евро по договору займа от 18 августа 2009 года N25/2009. Данные обстоятельства подтверждаются уведомлением от 26 января 2010 года NF 10012508882, СВИФТ-сообщением от 26 января 2010 года, авизо от 26 января 2010 года, выпиской из лицевого счета за 26 января 2010 года, расчетом суммы процентов б/д, справкой о валютных операциях от 28 января 2010 года, ведомостью банковского контроля от 20 апреля 2010 года.

ЗАО «ПЭС/СКК» представило переоформленный паспорт сделки N09086000/0001/0000/5/0 в ЗАО «ЮниКредит Банк» 27 января 2010 года.

В соответствии с ч.4 ст.5 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173 - ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их предоставления.

В силу п.1 ст.20 Федерального закона N 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 15 июня 2004 года N 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее - Инструкция N 117-И) утвержден порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядок учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок. Разделом 2 Инструкции N 117-И установлен порядок оформления паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

В целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям резидент по каждому контракту оформляет один паспорт сделки в одном банке ПС в порядке, указанном в приложении 4 к Инструкции N 117-И, и в соответствии с требованиями соответствующего раздела, в котором находится п. 3.3 Инструкции N 117-И.

Для оформления паспорта сделки резидент представляет в банк ПС одновременно следующие документы: два экземпляра паспорта сделки, контракт (договор), разрешение органа валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту, иные документы (п. 3.5 Инструкции N 117-И).

В соответствии с п.3.15 Инструкции N 117-И в случае внесения в контракт изменений или дополнений, затрагивающих сведения, указанные в оформленном резидентом ПС, либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС резидент представляет в банк ПС одновременно два экземпляра ПС, переоформленного с учетом изменений, внесенных в контракт, либо изменений иной информации, указанной в оформленном ПС; документы, подтверждающие вносимые изменения и дополнения в контракт; иные документы, необходимые для переоформления ПС по контракту.

Резидент представляет документы, указанные в п.3.15 Инструкции N 117-И, после внесения соответствующих изменений в контракт либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС, но не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту, либо не позднее очередного срока представления в банк ПС документов и информации в соответствии с требованиями настоящей Инструкции и нормативного акта Банка России, регулирующего порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций (п.3.15').

Согласно п.7.1, 7.2 договора любые изменения и дополнения к нему действительны при условии, если они совершены в письменной форме и подписаны сторонами или их надлежащим образом уполномоченными на то представителями. Все уведомления и сообщения должны направляться в письменной форме.

Из представленного заявителем письма инопартнера следует, что дополнительное соглашение N 5 от 22 января 2010 года подписано им 27 января 2010 года (л.д.15).

Таким образом, 26 января 2010 года заявитель не имел дополнительного соглашения N5, подписанного обеими сторонами договора, в связи с чем не мог его представить в уполномоченный банк. В то же время положения п.3.15 Инструкции предполагают представление документов, подтверждающих вносимые изменения и дополнения в контракт.

По мнению административного органа, в соответствии с п.1.3 Инструкции N117-И очередной срок представления в уполномоченный банк ЗАО «ЮниКредит Банк» справки о валютных операциях - 04 февраля 2010 года. Исходя из п. 3.15" Инструкции N 117-И от 15 июня 2004 года, административный орган считает, что ЗАО «ПЭС/СКК» обязано было представить в уполномоченный банк переоформленный паспорт сделки не позднее дня осуществления следующей валютной операции по договору, поскольку валютная операция наступила раньше, чем очередной срок представления в банк ПС документов и информации. Поскольку 26 января 2010 года на счет заявителя поступили денежные средства в сумме 9544,45 евро, по мнению административного органа, ЗАО «ПЭС/СКК» обязано было переоформить паспорт сделки до указанной даты.

Судом первой инстанции также установлено, что валютная операция, совершенная 26 января 2010 года, не имела отношения к заключенному дополнительному соглашению N 5 от 22 января 2010 года, поэтому переоформление паспорта сделки в связи с заключением дополнительного соглашения N5, не может ставиться в зависимость от факта осуществления данной валютной операции. При этом зачисление денежных средств 26 января 2010 года на счет заявителя осуществлено в рамках исполнения договора за период с 23 декабря 2009 года по 21 января 2010 года, то есть до момента заключения дополнительного соглашения N 5.

Как указано выше, дополнительным соглашением от 22 января 2010 года N 5 предусмотрено: 1) возврат суммы займа осуществляется заемщиком 24 февраля 2010 года; 2) 22 января 2010 года заемщик перечисляет займодавцу проценты за период пользования займом с 23 декабря 2009 года по 21 января 2010 года. Кроме срока возврата суммы займа, дополнительным соглашением определена дата перечисления процентов за период с 23 декабря 2009 года по 21 января 2010 года, который относится к дополнительному соглашению N 4, тогда как дата дополнительного соглашения N 5 - 22 января 2010 года. Кроме того сумма (5653,92 евро), зачисленная на счет заявителя 26 января 2010 года была рассчитана именно за период с 23 декабря 2009 года по 21 января 2010 года.

Таким образом, зачисление денежных средств 26 января 2010 года произведено за период, предшествующий заключению дополнительного соглашения N 5.

В связи с изложенным вышеуказанные выводы суда первой инстанции являются обоснованными.

Административным органом не учтено, что проект документа, являющегося основанием для проведения валютных операций, также должен быть согласован двумя сторонами по сделке. В противном случае он не может являться основанием для проведения валютной операции.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях заявителя состава вмененного ему правонарушения.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.

Вопреки требованиям ч.1 ст.65, ч.4 ст.210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административный орган не доказал обстоятельства, на которые ссылается в апелляционной жалобе как на основание своих требований.

При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд выводы суда первой инстанции признает законными и обоснованными.

На основании изложенного решение суда от 13 ноября 2010 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с ч.4 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 ноября 2010 года по делу NА55-19685/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

     Председательствующий
Е.Г.Филиппова
Судьи
А.А.Юдкин
Е.И.Захарова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка