• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 18 октября 2010 года   
 

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Лебедева В.И.,

судей

Савельевой М.Г., Корнильевой С.А.,

при секретаре

Линчевской М.Г.

У С Т А Н О В И Л А:

В кассационном представлении прокурора Центрального района Санкт-Петербурга поставлен вопрос об отмене решения суда, как вынесенного с нарушением норм материального права.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, не находит оснований для отмены решения суда.

Судом установлено, что Степанова Х.Н. зарегистрирована и проживает в жилом помещении - комнате в коммунальной квартире, расположенной в специальном жилом доме для одиноких граждан пожилого возраста ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Центрального района Санкт-Петербурга» на основании ордера №, выданного распоряжением главы Администрации Центрального района Санкт-Петербурга 05.08.2002г. года (л.д. 19) по адресу: ...

Согласно счетам-квитанциям, в 2008 и 2009 г.г. истицей оплачивались расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома по адресу регистрации истицы (л.д. 7-18).

В обоснование заявленных требований прокурором Центрального района Санкт-Петербурга указано на те обстоятельства, что жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения являются жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, которые предназначаются для проживания граждан, отнесенных к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг. В нарушение ст. 14 Закона Санкт-Петербурга № 357-37 от 24.07.2000 года «О специальных жилых домах в Санкт-Петербурге», ответчиком за период 2008 и 2009 г.г. взималась плата за содержание общего имущества многоквартирного дома и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома по указанному адресу.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что обязанностью истицы, в силу положений ЖК РФ, как нанимателя жилого помещения, является осуществление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в состав которой согласно ст.154 ЖК РФ включена плата за содержание и ремонт мест общего пользования; п. 6.1. договора найма жилого помещения в специальных жилых домах, типовая форма которого утверждена Распоряжением КУГИ Санкт-Петербурга от 15.09.2000г. № 1631-р, предусмотрено, что в состав платы за пользование жилым помещением (в том числе местами общего пользования в коммунальной квартире), вносимой нанимателем, включаются платеж за содержание и ремонт мест общего пользования, платеж за коммунальные услуги, платеж за наем жилого помещения; порядок предоставления компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг регламентирован Законом Санкт-Петербурга № 387-58 от 20.07.2006г. Суд учёл, что Степановой Х.Н. предоставлена компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в течение 2008 и 2009 годов, кроме того, истица является получателем льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в течение 2008 и 2009 годов по категории «инвалид».

При указанных обстоятельствах суд признал, что правовые основания для удовлетворения требований прокурора об обязании ответчика произвести перерасчет оплаты жилья и коммунальных услуг за 2008 и 2009 годы отсутствуют.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Степанова Х.Н. зарегистрирована и проживает в жилом помещении в специальном жилом доме системы социального обслуживания населения, относящимся в силу положений ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, предоставляемым по договорам найма специализированных жилых помещений на основании решений собственников таких помещений в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 100 ЖК РФ, по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

На момент возникновения спорных правоотношений порядок создания и управления специальными жилыми домами для одиноких граждан пожилого возраста, являющихся жителями Санкт-Петербурга, а также предоставления им жилых помещений в указанных домах и использования этих жилых помещений был предусмотрен Законом Санкт-Петербурга от 24.07.2000г. N 357-37 (ред. от 16.01.2002, с изм. от 09.12.2003) «О специальных жилых домах в Санкт-Петербурге».

В силу ст.17 вышеназванного Закона, с одинокими гражданами пожилого возраста, которым в установленном порядке предоставляются жилые помещения в специальных домах, заключается договор социального найма жилого помещения в специальном доме по форме, утверждаемой Администрацией Санкт-Петербурга.

Согласно ст.26 указанного Закона, одинокие граждане пожилого возраста, проживающие в специальных домах, осуществляют оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с условиями договора социального найма жилого помещения с учетом льгот и компенсаций, предоставляемых им в соответствии с действующим законодательством.

Пунктом 6.1 договора найма жилого помещения в специальных жилых домах, типовая форма которого утверждена Распоряжением КУГИ Санкт-Петербурга от 15.09.2000г. № 1631-р, предусмотрено, что в состав платы за пользование жилым помещением (в том числе местами общего пользования в коммунальной квартире), вносимой нанимателем, включаются платеж за содержание и ремонт мест общего пользования; платеж за коммунальные услуги; платеж за наем жилого помещения.

Согласно пункту 4.1.6 договора социального найма жилого помещения в специальном жилом доме для одиноких граждан пожилого возраста (примерная форма), наймодатель обязуется обеспечивать ремонт мест общего пользования и конструктивных элементов жилого дома в пределах средств, получаемых от нанимателя в качестве платежа за содержание и ремонт мест общего пользования, и расходов, предусмотренных в бюджете Санкт-Петербурга на эти цели.

Таким образом, обязанностью Степановой Х.Н., как нанимателя жилого помещения, является осуществление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в состав которой, как предусмотрено статьей 154 ЖК РФ, включена плата за содержание и ремонт мест общего пользования.

В силу ст. 160 ЖК РФ, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В Санкт-Петербурге в соответствии со статьей 160 ЖК РФ 20.07.2006г. принят Закон №387-58 «О порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге», которым предусмотрено право на получение компенсации как гражданами, пользующимися государственным жилищным фондом, так и собственниками жилых помещений и членами жилищного и жилищно-строительного кооператива, исходя из материального положения указанных лиц и нуждаемости в получении такой компенсации.

Истице, как установлено судом, предоставлялась компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за 2008 и 2009 годы.

В обоснование заявленных требований прокурор Центрального района Санкт-Петербурга ссылался на нарушение положений ст.14 Закона Санкт-Петербурга от 24.07.2000г. № 357-37 «О специальных жилых домах в Санкт-Петербурге», которой определено, что средства на содержание и ремонт мест общего пользования специальных домов, включая встроенные помещения, а также средства на проведение капитального ремонта предусматриваются в бюджете Санкт-Петербурга отдельной строкой в ведомственной структуре расходов соответствующего отраслевого органа Администрации Санкт-Петербурга.

Между тем, правила данной нормы закона, с учетом положений ст.26 указанного закона, предусматривающих обязанность данной категории граждан осуществлять оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с условиями договора социального найма жилого помещения с учетом льгот и компенсаций, предоставляемых им в соответствии с действующим законодательством, не являются основанием для освобождения Степановой Х.Н. от уплаты указанных выше платежей, порядок предоставления компенсации расходов на оплату которых предусмотрен Законом Санкт-Петербурга от 20.07.2006года №387-58.

Оснований полагать, что наймодателем при начислении платы за содержание общего имущества многоквартирного дома и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома нарушаются права истицы, как нанимателя жилого помещения специализированного жилищного фонда, предусмотренные законом, по доводам, изложенным в исковом заявлении, не имеется.

Доводы кассационного представления о том, что Степанова Х.Н. получала компенсацию по иным основаниям и могла бы на нее рассчитывать также не будучи нанимателем специального жилого фонда, не подтверждают наличия предусмотренных законом оснований для освобождения истицы от оплаты вышеназванных платежей, не являются в силу положений ст.ст.362,363 ГПК РФ основанием для отмены постановленного судом решения.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Председательствующий:

Судьи:




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Принявший орган: Санкт-Петербургский городской суд
Дата принятия: 18 октября 2010

Поиск в тексте