СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 сентября 2011 года   

Санкт-Петербург 08 сентября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Сопраньковой Т.Г.

судей

Селезневой Е.Н.

Ильичевой Е.В.

при секретаре

Немченко А.С.

Заслушав доклад судьи Сопраньковой Т.Г.,

Выслушав объяснения заявителя Усенко И.В., представителя заинтересованного лица Управления ветеринарии Санкт-Петербурга - Никитина А.В.,

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

У С Т А Н О В И Л А:

Суд признал бездействие Администрации Выборгского района Санкт - Петербурга по отлову безнадзорных животных незаконным.

Обязал Администрацию Выборгского района Санкт - Петербурга организовать отлов безнадзорных животных на территории СНТ «<...>» по адресу:  ... , около участка №....

Заявитель Усенко Т.М. и представитель Администрации Выборгского района Санкт - Петербурга в заседание судебной коллегии не явились, что не является препятствием к проведению судебного разбирательства, о времени и месте которого указанные лица извещались судом первой иснтанции надлежащим образом (л.д. 70, 74, 76).

Выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов гражданского дела усматривается, что заявители Усенко И.В. и Усенко Т.М. проживают на территории садоводства «<...>».

Судом первой инстанции установлено, что заявители неоднократно обращались в Администрацию выборгского района Санкт - Петербурга с заявлениями об отлове безнадзорных животных по адресу:  ... , около участка №..., которые нападают на проходящих по общественной территории. Однако отлов животных так и не был произведен.

Статья 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" наряду с организационными, административными, инженерно-техническими, медико-санитарными, ветеринарными мерами к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям относит и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

Под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (санитарными правилами) в указанной статье понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Согласно пункту 1 статьи 29 Закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Пунктом 4.8 Санитарных правил СП 3.1.096-96. Ветеринарных правил ВП. 13.3.1103-96, утвержденных Госкомсанэпиднадзором РФ 31 мая 1996 года N 11, Минсельхозпродом РФ 18 июня 1996 N 23 установлено, что собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову.

На основании указанных нормативно-правовых норм, а также учитывая то обстоятельство, что безнадзорные животные могут являться переносчиками заболеваний, общих для человека и животных, в том числе способных повлечь летальный исход, мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных судом первой инстанции были отнесены к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защиты населения от болезней, общих для человека и животных.

Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия полагает правильным.

Вместе с тем, разрешая настоящий спор по существу, суд, руководствуясь положениями Постановления Правительства Санкт - Петербурга № 1078 от 26.08.2008 года «Об администрациях районов Санкт - Петербурга», которым к задачам администраций отнесено в том числе обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установив факты обращения заявителей в администрацию Выборгского района Санкт - Петербурга с просьбой произвести отлов безнадзорных животных на территории садового некоммерческого товарищества «<...>», признал бездействие администрации Выборгского района незаконным, в связи с чем, удовлетворил заявленные требования и обязал администрацию организовать отлов.

В Санкт - Петербурге отлов безнадзорных животных осуществляется на основании Инструкции по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Санкт - Петербурга, утвержденной Главным ветеринарным инспектором Санкт - Петербурга 15 января 1998 года (далее по тексту - Инструкция).

В соответствии с пунктом 2.3 Инструкции отлов производится на основании планов органов местного самоуправления и уполномоченных органов Администрации Санкт - Петербурга, также по предписанию органов Госветнадзора.

В силу ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6октября2003года N131-ФЗ, органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Следовательно, районная администрация к органам местного самоуправления отнесена быть не может, как не представляется возможным придти к выводу о том, что указанный орган является уполномоченным для проведения отлова беспризорных животных Администрацией Санкт-Петербурга, что уже само по себе исключает возможность возложения этой обязанности на Администрацию Выборгского района.

Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона РФ N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" земли общего пользования принадлежат садоводству на праве собственности как юридическому лицу.

Согласно пункту 2.2 названной Инструкции собственники и пользователи объектов нежилого фонда и земельных участков обеспечивают на указанных объектах и территориях отлов бесхозных животных, а также дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию этих территорий и санацию расположенных на этой территории водоемов.

Как следует из материалов дела, заявители просили произвести отлов безнадзорных животных на территории садового некоммерческого товарищества «<...>» по адресу:  ... , около участка №....

Таким образом, принимая во внимание вышеуказанное, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на Администрацию Выборгского района Санкт - Петербурга обязанность по организации отлова безнадзорных животных на территории СНТ «<...>», поскольку действующим законодательством указанная обязанность возложена на собственника земельного участка, в данном случае на СНТ «<...>».

Управление садоводческим некоммерческим объединением осуществляет общее собрание его членов, правление такого объединения, председатель его правления (п. 1 ст. 20 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих граждан").

При таких обстоятельствах заявители должны были обратиться с просьбой об отлове безнадзорных животных в указанные органы управления СНТ «<...>», а не в Администрацию Выборгского района Санкт - Петербурга.

В соответствии с п. 4 ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований к отмене оспариваемого судебного акта.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

В удовлетворении заявления Усенко И.В. и Усенко Т.М. об оспаривании бездействия Администрации Выборгского района Санкт - Петербурга по отлову безнадзорных животных отказать.

Председательствующий -

Судьи -

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка