СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 09 ноября 2011 года   

Санкт-Петербург 09 ноября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего Смышляевой И.Ю.

судей Вашкиной Л.И. и Чуфистова И.В.

при секретаре Сперанской С.А.

рассмотрела в судебном заседании дело № 2-3297/11 по кассационной жалобе Свечниковой В.А. на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 07 сентября 2011 года по иску Свечниковой В.А. к Администрации района Санкт-Петербурга о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, постановке на учет.

Заслушав доклад судьи Смышляевой И.Ю., объяснения Свечниковой В.А., ее представителя - адвоката Смирновой Т.Ф., представителя Администрации района Санкт-Петербурга - Каптуровича П.А.,

судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

УСТАНОВИЛА:

Свечникова В.А. обратилась в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга с иском к администрации района Санкт-Петербурга (далее - Администрация района) о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, установлении факта раздельного ведения хозяйства со С.А.Л.

В обоснование заявленных требований истица указывала, что является ветераном-участником Великой Отечественной войны, инвалидом Х группы, награждена медалью «За оборону Ленинграда», зарегистрирована в квартире  ... , собственником которой является ее сын С.А.Л. , членом семьи которого она не является, в указанном жилом помещении не проживает. Отказ ответчика в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, истица полагает неправомерным.

Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 07 сентября 2011 года Свечниковой В.А. в удовлетворении исковых требований отказано.

Свечникова В.А. с решением суда не согласна и в кассационной жалобе просит решение отменить, вынести по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что Свечникова В.А. зарегистрирована в отдельной Х-х комнатной квартире  ... , собственником которой является ее сын С.А.Л.

Ранее Свечникова В.А. являлась собственником Х/Х доли указанной выше квартиры на основании договора передачи квартиры в собственность граждан,  ...  заключила с сыном С.А.Л. договор дарения указанной доли.

Согласно справке о регистрации совместно со Свечниковой В.А. в квартире  ...  зарегистрированы 4 человека: С.А.Л. (сын), Т.В.А. . (невестка), несовершеннолетние внуки С.А.А. , ХХХХ года рождения, С.Н.А. , ХХХХ года рождения.

В соответствии с характеристикой жилого помещения, квартира, в которой зарегистрирована истица, представляет собой жилое помещение, состоящее из трех комнат, общей площадью ххх кв.м.

...  Свечниковой В.А. отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма со ссылкой на то, что согласно Закону Санкт-Петербурга «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» от 19.07.2005 года № 407-65 для постановки на учет учетная норма площади жилого помещения на одного члена семьи составляет 9 кв.м. общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах, уровень обеспеченности общей площадью истицы превышает учетную норму, составляет на каждого члена ее семьи ххх кв.м общей площади жилого помещения, также ответчиком указано, что  ...  Свечникова В.А. на основании договора дарения произвела отчуждение Х/Х доли квартиры, находившейся в ее собственности, С.А.Л.

Разрешая заявленные Свечниковой В.А. требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания Свечниковой В.А. нуждающейся в жилом помещении, обязании Администрации района принять ее на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Судебная коллегия полагает указанный вывод суда правильным по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в частности, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

В соответствии со ст. 3 Закона Санкт-Петербурга «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» от 19.07.2005 года № 407-65 учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет: 9 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах; 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.

Согласно п. 2 ст. 1 указанного Закона на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно ст. 21 Закона Санкт-Петербурга от 05.05.2006 года № 221-32 «О жилищной политике Санкт-Петербурга» коммунальная квартира - квартира, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), принадлежащих двум и более пользователям и (или) собственникам, не являющимся членами одной семьи, на основании отдельных договоров, сделок, иных действий, предусмотренных законодательством.

Суд первой инстанции, рассматривая заявленные требования, руководствуясь вышеперечисленными нормами права, признал, что квартира, в которой зарегистрирована истица, не является коммунальной, поскольку находится в собственности одного лица - сына истицы, отдельный лицевой счет для оплаты коммунальных услуг не открыт, квартира является единым объектом, в связи с чем, на каждого проживающего в указанной квартире на момент рассмотрения спора приходится по ххх кв.м (ххх кв.м : х), что превышает учетную норму для граждан, проживающих в отдельной квартире.

Таким образом, при превышении размера учетной нормы площади, приходящейся на Свечникову В.А., установленной вышеуказанным Законом Санкт-Петербурга, основания для удовлетворения требований о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании ответчика поставить ее на учет нуждающихся у суда отсутствовали.

При этом судебная коллегия принимает во внимание, что судом в обоснование отказа в удовлетворении требований Свечниковой В.А. были приведены также положения ст. 53 ЖК РФ, согласно которым граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Установив, что Свечникова В.А.  ...  произвела отчуждение принадлежащей ей на праве собственности Х/Х доли квартиры  ...  и фактически оставила данное жилое помещение, суд пришел к обоснованному выводу о том, что указанными действиями истица ухудшила свои жилищные условия.

При этом суд первой инстанции правомерно указал на то, что Свечникова В.А. не лишена права вселиться в жилое помещение по месту регистрации с определением жилого помещения для проживания.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно установил по делу юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую оценку имеющимся в деле доказательствам и пришел к обоснованному выводу о том, что основания для признания Свечниковой В.А. нуждающейся в жилых помещениях по договорам социального найма и постановки на учет отсутствуют.

Доводы кассационной жалобы Свечниковой В.А. о том, что при разрешении спора суд первой инстанции применил норму, не подлежащую применению, что в просительной части иска она просила признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а суд отказал в признании ее нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма, тем самым вывод суда о том, что истица не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий является ошибочным, нарушающим ее право на получение жилья по федеральной программе «Жилье ветеранам», являются несостоятельными по следующим основаниям.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрена необходимость обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При этом названный Указа Президента РФ не регулирует порядок признания таких граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Соответственно, порядок признания таких граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий определяется нормами действующего законодательства о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма и их постановке на учет.

В соответствии с п/п 4 п. 1 ФЗ «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды ВОВ обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17- 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Основанием для обеспечения инвалидов Великой Отечественной войны жильем в соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 года является их нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Суд первой инстанции, установив, что в силу действующего жилищного законодательства Свечникова В.А. не может быть признана нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма и поставлена на учет нуждающихся, обоснованно не применил положения названного Указа Президента РФ.

Иные доводы кассационной жалобы также правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании примененных судом нормативно-правовых актов и неправильном определении обстоятельств, имеющих значения для дела, направлены на иную оценку доказательств по делу, что в силу закона основанием для отмены решения не является, других доказательств суду не представлено.

Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 07 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка