ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 8 декабря 2010 года Дело N ВАС-16537/10

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А., судей Марамышкиной И.М., Прониной М.В. рассмотрела в судебном заседании заявление муниципального унитарного предприятия "Трамвайно-троллейбусное предприятие" (а/я 60, Москва, 105082) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 28.01.2010 по делу N А40-115459/09-56-664, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 19.08.2010 по тому же делу по иску муниципального унитарного предприятия "Трамвайно-троллейбусное предприятие" (далее - предприятие, истец) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 13 813 651 рубля 20 копеек расходов, возникших в результате обеспечения в 2008 году равной доступности услуг общественного транспорта в г.Орле для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области.

Суд установил: решением суда первой инстанции от 28.01.2010, подтвержденным судами апелляционной и кассационной инстанций, исковое требование удовлетворено частично: с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу предприятия взыскано 187 800 рублей расходов. В остальной части иска отказано.

В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора предприятие просит их отменить в части размера взыскиваемой суммы, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела.

Рассмотрев заявление и изучив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статье 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Как следует из представленных материалов, истец является коммерческим предприятием, специализирующимся на организации перевозки населения городским электрическим транспортом.

В 2008 году предприятие на территории г.Орла оказывало льготные услуги городских и пригородных пассажирских перевозок граждан, включенным в федеральный регистр льготников.

Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодека Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.

Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

В соответствии со статьями 3, 44, 63 названного Закона меры социальной защиты инвалидов и социальной поддержки ветеранов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.

В целях реализации мер по обеспечению равной доступности приобретения социальных проездных билетов гражданами, включенными в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, финансируемой за счет средств федерального бюджета, коллегия Орловской области приняла постановление от 30.03.2007 N 65 "О едином социальной проездном билете в Орловской области".

Стоимость единого социального проездного билета с января по июнь 2008 года составила 160 рублей, с июля по декабрь 2008 года - 200 рублей.

Стоимость разовой поездки в городском пассажирском транспорте г.Орла установлена постановлением правительства Орловской области от 29.06.2006 N 1170 и составляет 6 рублей, с июня 2008 года - 8 рублей.

Порядок финансирования в 2008 году разницы между затратами транспортных организаций на обеспечение равной доступности услуг для отдельных категорий граждан на территории Орловской области и стоимостью единого социального билета утвержден постановлением коллегии Орловской области от 28.01.2008 N 18 (далее - Порядок финансирования).

Согласно пункту 3.2 Порядка финансирования оставшиеся денежные средства из запланированных Законом Орловской области "Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" в виде запланированных средств на осуществление расходов по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, выплачиваются транспортным организациям, пропорционально полученным средствам, рассчитанным на основании Порядка финансирования.

Предъявленные предприятием расходы в соответствии со статьями 16, 1069, 19071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются его реальным ущербом, размер которого должен быть документально обоснован.

Судом установлено, что предприятие с учетом возмещенных из бюджета средств понесло расходы от городских пассажирских перевозок федеральным льготникам в размере 187 800 рублей, которые правомерно взысканы с Российской Федерации. В остальной части иска отказано в связи с недоказанностью размера понесенных предприятием расходов.

Довод заявителя о нарушении единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права со ссылкой на определение о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2010 N 9621/10 не может быть принят во внимание. Названное дело передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи с неправильным применением судами норм материального права. По настоящему делу вопрос о возмещении расходов предприятия, связанных с оказанием льготных услуг гражданам по проезду в городском общественном транспорте касается не норм материального права, а предоставления доказательств в обоснование наличия и размера понесенных расходов, поэтому оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

в передаче дела N А40-115459/09-56-664 Арбитражного суда города Москвы в Президиум( )Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 28.01.2010, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 19.08.2010 отказать.

Председательствующий судья

______________

О.А.Козлова

Судья

______________

И.М.Марамышкина

Судья

______________

М.В.Пронина