ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 декабря 2010 года Дело N ВАС-13575/10

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи И.И.Полубениной, судей А.М.Медведевой, Г.Г.Поповой рассмотрела в судебном заседании заявление от 13.09.2010 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Смоленской области от 09.04.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28.07.2010 по делу Арбитражного суда Смоленской области N А62-8887/2010 по заявлению ООО "Магистраль" к Управлению Федерального агентства кадастра недвижимости по Смоленской области, администрации Смоленской области, ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" Смоленский филиал, Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 67:02:0010138:1, площадью 500132 кв. м., в размере 7369570053 руб. в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 14735,25 руб. за кв. м; о признании незаконными действий Управления, выразившихся во внесении в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о государственной кадастровой стоимости названного земельного участка; об обязании Управления внести в государственный кадастр недвижимости достоверные сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка (уточненные требования).

Суд установил:

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 09.04.2010 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недостоверным результат кадастровой оценки вышеуказанного земельного участка и незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Смоленской области, выразившиеся во внесении в Государственный кадастр объектов недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 7369570053 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 14735,25 руб. за кв. м, обязав Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем восстановления в Государственном кадастре объектов недвижимости ранее внесенных сведений о кадастровой стоимости названного земельного участка. В отношении администрации в удовлетворении требований отказал.

В апелляционной инстанции дело не пересматривалось.

Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28.07.2010 решение оставлено без изменения.

Обращаясь в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на нарушения норм материального права.

Анализ доводов заявителей показал, что в данном случае не имеется оснований, установленных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела на рассмотрение в порядке надзора в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Вместе с тем, следует учитывать, что согласно пункту 5.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2008 N 14 оспариваемые в порядке надзора судебные акты могут быть пересмотрены в соответствии с пунктом 1 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по вновь открывшимся обстоятельствам, если Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации определена практика применения норм действующего законодательства, в том числе и по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора.

Частично удовлетворяя заявленные требования, суды обязали Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем восстановления в Государственном кадастре объектов недвижимости ранее внесенных сведений о кадастровой стоимости названного земельного участка.

Между тем, указанный вывод не соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10, в соответствии с которой необходимо учитывать следующие обстоятельства.

При совершении управлением оспариваемых действий по внесению в земельный кадастр сведений об экономических характеристиках земельных участков, управлению следовало руководствоваться положениями Федерального закона "О государственном земельном кадастре", а также Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, в соответствии с которыми сведения подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.

Согласно пунктам 1 и 9 названных Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.

На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.

По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.

Судом установлено, что постановлением администрации Смоленской области от 21.10.2008 N 584 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Смоленской области.

Данным актом были утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам населенных пунктов муниципальных образований Смоленской области согласно приложению N 1 и по муниципальным районам (городским округам) Смоленской области согласно приложению N 2 в виде таблицы по видам разрешенного использования, исчисленных в рублях за 1 кв.метр.

Основанием для обращения общества в суд послужили действия уполномоченного органа, связанные с проведением государственной кадастровой оценки земельных участков и определением кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю на праве аренды.

Признавая незаконными действия органа кадастрового учета об утверждении кадастровой оценки, суды исходили из того, что государственная функция по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, в том числе внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков возложена на управление, которым неправильно расчитана кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего заявителю, что повлекло завышение кадастровой стоимости этого участка.

При таких обстоятельствах в соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2008 N 14 "О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2007 N 17 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам", заявитель имеет право в соответствии с пунктом 1 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратиться в суд с заявлением о пересмотре обжалуемого судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам. Срок, предусмотренный частью 1 статьи 312 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в данном случае начинает течь с момента получения заявителем копии определения об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора при наличии оснований, установленных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, являются:

1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;

2) нарушение права и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;

3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.

Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

ОПРЕДЕЛИЛ

в передаче дела N А62-8887/2010 Арбитражного суда Смоленской области в Президиум( )Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Смоленской области от 09.04.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28.07.2010 отказать.

Председательствующий судья

______________

И.И.Полубенина

Судья

______________

А.М.Медведева

Судья

______________

Г.Г.Попова