ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 февраля 2012 года Дело N ВАС-16181/11

Высший Арбитражный Суд в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Прониной М.В., Харчиковой Н.П.рассмотрел в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "ЮПМ-Кюммене" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.03.2011 по делу N А56-63425/2010, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.09.2011 по тому же делу.

Суд установил: общество с ограниченной ответственностью "ЮПМ-Кюммене" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") о взыскании 29 545 рублей 10 копеек, необоснованно списанных со счета общества в Технологическом центре по обработке перевозочных документов (далее - ТехПД), 1 903 рублей 14 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами и 5 000 рублей расходов на оплату услуг адвоката.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Песский ЛПХ".

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.03.2011 в иске отказано.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 29.09.2011 названные судебные акты оставил без изменения.

В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора общество просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Рассмотрев заявление и изучив материалы дела, суд пришел к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, между обществом (клиентом) и ОАО "РЖД" заключен договор от 25.02.2009 N 367, регулирующий взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и уплатой провозных платежей, сборов, а также иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей при перевозках грузов российскими железными дорогами.

Согласно пункту 2.1.5 данного договора клиент обязался возмещать расходы ОАО "РЖД", возникающие в связи с проведением проверок контролирующими либо иными органами государственного контроля (надзора) при перевозках грузов, уплату платежей по которым осуществляет клиент, на основании актов общей формы и сведений, внесенных в перевозочные документы.

В декабре 2009 года по транспортным накладным N 33133620, 33275364, 33275105 грузоотправителем - обществом с ограниченной ответственностью "Песский ЛПХ" (Россия) в адрес грузополучателя - фирмы "ЮПМ-Кюммене" (Финляндия) отправлены грузы - балансы всяких пород дерева.

На пограничной передаточной станции Бусловская Октябрьской железной дороги Выборгская таможня 15.12.2009, 16.12.2009, 18.12.2009 задержала груз по указанным отправкам для досмотра.

Вагоны с грузом были выпущены по назначению 16.12.2009, 18.12.2009, 19.12.2009 соответственно.

По факту задержания груза ОАО "РЖД" составило акты общей формы, о чем имеются отметки в дорожных ведомостях.

Согласно графе 20 дорожных ведомостей плательщиком за перевозку груза по спорным отправкам являлось общество.

Понесенные расходы ОАО "РЖД" возместило, списав с лицевого счета общества в ТехПД 29 545 рублей 10 копеек.

Полагая, что данные денежные средства списаны необоснованно, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении иска, суды трех инстанций исходили из того, что на основании статьи 22 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) расходы перевозчиков, в том числе расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных паспортов, хранением грузов и контейнеров, а также плата за пользование вагонами и контейнерами и другие возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора) расходы возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлено, что, если международным договором Российской Федерации в области железнодорожного транспорта установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, применяются правила международного договора.

Согласно статье 3 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" межправительственное соглашение относится к международным договорам.

Прямое железнодорожное сообщение между Российской Федерацией и Финляндской Республикой регулируется Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о российско-финляндском прямом международном сообщении, заключенным в городе Хельсинки 16.04.1996 (далее - Соглашение).

В соответствии со статьей 2 Соглашения железнодорожными администрациями и железными дорогами России и Финляндии Конференцией по делам российско-финляндского прямого железнодорожного сообщения (25 - 26 апреля 2005 года в городе Хельсинки) разработаны и утверждены Условия перевозок пассажиров, багажа, товаробагажа и грузов в российско-финляндском прямом железнодорожном сообщении (далее - Условия перевозок).

Параграфом 1 статьи 3 Условий перевозок предусмотрено, что они применяются при перевозках грузов, предъявляемых к отправлению по накладной российско-финляндского прямого железнодорожного сообщения.

Согласно параграфу 3 названной статьи железной дороге возмещаются понесенные ею расходы, связанные с проведением административного контроля, а также расходы по исправлению погрузки, крепления груза, расходы по исправлению упаковки, необходимой для сохранности груза, и подобные расходы.

В соответствии с параграфом 1 статьи 18 Условий перевозок провозные платежи взимаются: с отправителя груза - за перевозку со станции отправления до государственной границы; с получателя груза - за перевозку от государственной границы до станции назначения; с экспедитора, фрахтового агента или иного плательщика - за перевозку по железной дороге отправления, по железной дороге назначения или за весь путь следования при наличии договора между плательщиком и соответствующей железной дорогой.

Таким образом, расходы, связанные с проведением административного контроля (параграф 3 статьи 12 Условий перевозок), не относятся к провозным платежам, перечисленным в параграфе 1 статьи 12 Условий перевозок, и могут быть взысканы с экспедитора лишь при наличии его обязанности оплачивать эти расходы в договоре между плательщиком и перевозчиком.

Поскольку расходы, возникшие в связи с административным контролем, не подлежат государственному регулированию, то ответчик произвел расчет платежей в соответствии с указанием первого заместителя руководителя филиала ОАО "РЖД" от 20.12.2007 N Н31-375/у. Данным указанием установлен единый перечень работ и услуг, оказываемых Октябрьской железной дорогой при организации перевозок грузов под таможенным контролем, а также их стоимость.

Между тем судами не учтено, что статьей 22 Устава прямо определен круг лиц, на которых возложена обязанность по возмещению расходов, связанных с проведением административного контроля, в число которых экспедитор не входит.

Лицом, ответственным за расчеты, связанные с возмещением расходов, возникших у ответчика, является грузоотправитель, а не грузополучатель, в интересах которого действует экспедитор. Взыскание штрафных санкций связано не с перевозками груза, а с правонарушением, которое допущено грузоотправителем, ответственность за которое предусмотрена статьей 22 Устава. ООО "ЮПМ-Кюмммене" не является ни грузоотправителем, ни лицом, совершившим административное правонарушение.

Из условий контракта транспортной экспедиции от 31.01.2008 N LOG-2008/001 следует, что ООО "ЮПМ-Кюммене" является экспедитором грузополучателя, а не грузоотправителя. По условиям контракта клиент (UPM-Kymmene OY) поручил экспедитору за вознаграждение от своего имени, но за счет и в интересах клиента выполнить работы по организации транспортно-экспедиционного обслуживания клиента, связанного с перевозкой грузов по линиям железных дорог Российской Федерации, государств СНГ и других государств, а также выполнять дополнительные транспортно-экспедиционные услуги, связанные с этими перевозками. Пунктом 2.1.4 контракта предусмотрена обязанность экспедитора обеспечить за счет клиента осуществление расчетов с железными догами.

Согласно пункту 2.2.4 контракта клиент обязуется при предоставлении подтверждающих документов возмещать экспедитору расходы по оплате дополнительных платежей и сборов, неучтенных при согласовании договорной цены, за задержку вагонов на пограничных станциях, перегруз, таможенные процедуры на пограничных станциях и др., необходимость оплаты которых возникла в пути следования груза.

Это означает, что клиент не давал поручение экспедитору производить за него платежи в счет возмещения расходов, связанных с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных паспортов, хранение грузов и контейнеров, а также плату за пользование вагонами и другие возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных органов, либо иных органов государственного контроля. Контракт предусматривает такое право, но не обязанность экспедитора и особый порядок возмещения затрат.

Сбор за хранение груза в зоне таможенного контроля, списанный на основании указания от 20.12.2007 N Н31-375/1, подписанного первым заместителем начальника Октябрьской железной дороги, произведен ненадлежащим лицом. Право устанавливать тарифы на услуги, оказываемые ОАО "РЖД", принадлежит не самому ОАО "РЖД", а Федеральной службе по тарифам, которая в установленном порядке утвердила Прейскурант N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", и вносит в него соответствующие изменения и дополнения. Названный Прейскурант не содержит тарифов за услуги по хранению товаров в зоне таможенного контроля. Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" также предусмотрено, что тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. В этой связи ОАО "РЖД" распоряжением от 31.01.2005 N 119р утвердило Единый перечень работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов. Указанным распоряжением начальника железных дорог поручено до утверждения ОАО "РЖД" единого прейскуранта на работы и услуги ОАО "РЖД", не относящиеся к сфере естественной монополии, при выполнении по просьбам грузоотправителей, грузополучателей работ и оказании услуг, предусмотренных единым перечнем, платы и сборы на которые не указаны в тарифных руководствах, обеспечить на основании заключенных договоров взимание плат по договорным тарифам, определенным с учетом методических рекомендаций.

Таким образом, взимание платы за подачу и уборку вагонов на склады временного хранения и в зоны таможенного контроля при погрузке (выгрузке) грузов в вагоны средствами грузоотправителя, за хранение грузов на складах временного хранения и в зонах таможенного контроля, расположенных в местах общего пользования железнодорожных станций и на железнодорожных путях общего пользования, возможно только при наличии следующих условий: на основании отдельно заключенного договора на оказание услуг; при наличии просьбы грузоотправителя.

Между истцом и ответчиком такого отдельно заключенного договора не имеется.

Фактически списанные суммы в счет возмещения расходов на хранение в зоне таможенного контроля применены по двухуровневой ставке (за первые 72 часа по 89 рублей 40 копеек, за последующие начиная с 73 часов по 268 рублей 20 копеек в час), что противоречит разделу 7 методических рекомендаций МПС России от 21.12.2001 N И-1947у "Определение ставок платы за хранение грузов на складах временного хранения, расположенных в местах общего пользования станций", в соответствии с которым базой для определения уровня договорных тарифов являются расходы железной дороги по осуществлению соответствующих операций, а максимально допустимый размер договорного тарифа не должен превышать 35 процентов по отношению к расходам.

В пункте 34 постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" указано, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4, 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относятся к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ОАО "РЖД", устанавливается Федеральной службой по тарифам. Согласно железнодорожным накладным все вагоны не принадлежат ОАО "РЖД", следовательно, взимание платы за пользование этими вагонами также возможно только на основании отдельно заключенного договора.

Следовательно, списание платы за пользование вагонами не основано ни на законе, ни на договоре.

Кроме того, в перечнях первичных документов к актам оказанных услуг ответчик списал с лицевого счета ООО "ЮПМ-Кюммене" провозные платежи за перевозку грузов, при этом в указанном перечне по одним и тем же железнодорожным накладным списание произведено дважды. Так, по железнодорожным накладным, указанным в иске, провозная палата за перевозку взыскана дважды с указанием кода платежа 041 и с указанием кода платежа 051.

Учитывая изложенное, настоящее дело выносится на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на сновании пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А56-63425/2010 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области для пересмотра в порядке надзора решения от 09.03.2011, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.09.2011 по тому же делу.

Направить копии определения, заявления и прилагаемых документов лицам, участвующим в деле.

Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о пересмотре судебных актов в порядке надзора до 10.04.2012 года.

Председательствующий судья

______________

О.А.Козлова

Судья

______________

М.В.Пронина

Судья

______________

Н.П.Харчикова