• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 апреля 2012 года Дело N ВАС-2449/12

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи В.М.Тумаркина, судей Е.Н.Зарубиной, М.Г.Зориной рассмотрела в судебном заседании заявление Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (просп. Мира, ВВЦ, стр. 194, Москва, 129223) от 20.02.2012 о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 05.03.2011, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 18.11.2011 по делу Арбитражного суда города Москвы N А40-99335/10-140-481 по заявлению открытого акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" (Софийская наб., д. 26/1, Москва, 117997) к Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о признании частично недействительным решения от 11.09.2009 N 52-24-14/2633р.

Суд установил: Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - инспекция) провела выездную налоговую проверку открытого акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" (далее - общество "Роснефть") за период с 01.01.2006 по 31.12.2007 и приняла решение от 11.09.2009 N 52_24_14/2633р о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение инспекции).

Пунктом 1.3 решения инспекции обществу "Роснефть" вменено к уплате 188 081 567 рублей налога на прибыль в связи с необоснованным включением во внереализационные расходы 2006 года 783 673 195 рублей отчислений на социально-экономическое развитие территории Ненецкого автономного округа, социальные гарантии и обязательства (далее - отчисления на социально-экономическое развитие округа) за период 2001 - 2005 годы, квалифицированных обществом "Роснефть" в качестве убытков прошлых лет, выявленных в текущем налоговом периоде.

На сумму доначисленного налога на прибыль инспекцией начислены суммы пеней и штраф, предусмотренный пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением ФНС России от 12.04.2010 N 9-1-08/0308@ апелляционная жалоба общества "Роснефть" в указанной части оставлена без удовлетворения.

Общество "Роснефть" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании решения инспекции частично недействительным.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.03.2011 (с учетом определения от 25.03.2011 об исправлении опечатки) решение инспекции в части доначисления налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, начисления соответствующих сумм пеней и привлечения к налоговой ответственности за неполную уплату названных налогов по эпизодам, отраженным в пунктах 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 2.6, 2.7 мотивировочной части решения инспекции, признано недействительным. В остальной части в удовлетворении требований отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 решение суда первой инстанции изменено. Решение инспекции в части доначисления налога на имущество, соответствующих сумм пеней и штрафа по эпизоду, отраженному в пункте 3.1 мотивировочной части решения инспекции, признано недействительным. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 18.11.2011 постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.

Как установлено судами, в апреле 2001 года Министерством природных ресурсов Российской Федерации и администрацией Ненецкого автономного округа (далее - администрация округа) выданы открытому акционерному обществу "Северная нефть" (далее - общество "Северная нефть") лицензии N НРМ 10998 HP, N НРМ 10999 HP, N НРМ 11000 НР об условиях пользования недрами Нядейюского, Хасырейского, Черпаюского месторождений вала Гамбурцева, расположенных на территории Ненецкого автономного округа Российской Федерации.

Неотъемлемой частью названных лицензий являются лицензионные соглашения, подписанные Минприроды России, администрацией округа и обществом "Северная нефть", в которых наряду с условиями о платежах и налогах, предусмотренными Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-I "О недрах" (далее - Закон о недрах), определены условия исполнения пользователем недр денежных обязательств в виде отчислений на социально-экономическое развитие округа, размеры денежных обязательств, порядок и формы их исполнения (пункты 4.1 - 4.4).

В результате реорганизации общество "Северная нефть" было присоединено 01.10.2006 к обществу "Роснефть".

В соответствии со статьей 17.1 Закона о недрах при переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.

Право пользования участками недр по лицензиям, выданным обществу "Северная нефть", перешло обществу "Роснефть" как правопреемнику с последующим переоформлением и выдачей лицензий N НРМ 00642 НР, N НРМ 00643 НР, N НРМ 00646 НР новому недропользователю на тех же условиях.

Поскольку общество "Северная нефть" уклонилось от уплаты отчислений на социально-экономическое развитие округа, администрация округа в 2004 году обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с общества "Северная нефть" основного долга по отчислениям на социально-экономическое развитие округа и договорной неустойки в виде пеней за просрочку исполнения денежных обязательств. Общество "Северная нефть" заявила встречный иск о признании недействительными пунктов 4.1 - 4.4 названных лицензионных соглашений.

В период с 20.08.2004 по 18.11.2005 Арбитражный суд города Москвы, Девятый арбитражный апелляционной суд, Федеральный арбитражный суд Московского округа принимали судебные акты как об удовлетворении иска администрации округа и отказе во встречном требовании, так и об отказе администрации округа в иске и удовлетворении требования общества "Северная нефть".

Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.09.2006 N 856/06 оставлено без изменения решение Арбитражного суда города Москвы от 20.08.2004 о частичном удовлетворении исковых требований администрации округа и отказе обществу "Северная нефть" в удовлетворении встречного требования.

В результате указанных событий общество "Роснефть" на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 265 Кодекса при исчислении налога на прибыль за 2006 год включило во внереализационные расходы сумму основного долга, подлежащего уплате администрации округа, в качестве убытков прошлых налоговых периодов, выявленных в текущем налоговом периоде.

По мнению судов, отчисления на социально-экономическое развитие округа по своей правовой природе относятся (наряду с налогами и сборами) к иным обязательным платежам, поименованным в подпункте 1 пункта 7 статьи 272 Кодекса. Датой осуществления таких расходов признается дата их начисления.

До моментов реорганизации 01.10.2006 и вынесения Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановления от 05.09.2006 N 856/06 у общества "Роснефть" обязанности по уплате отчислений на социально-экономическое развитие округа не имелось, поскольку не был решен вопрос о действительности условий лицензионных соглашений, предусматривающих их уплату. Поэтому основания для отнесения соответствующих расходов к налоговым периодам, предшествовавшим 2006 году, отсутствовали.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, инспекция просит указанные судебные акты в части признания недействительным пункта 1.3 решения инспекции отменить как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права. В обоснование инспекция ссылается на положения части первой и части второй Кодекса, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.09.2006 N 856/06 и от 09.09.2008 N 4894/08.

Рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, коллегия судей полагает, что дело N А40-99335/10-140-481 Арбитражного суда города Москвы подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по следующим основаниям.

Статьей 11 Закона о недрах предусмотрена возможность заключения между уполномоченными органами государственной власти и пользователем недр договора, устанавливающего условия пользования участком недр в определенных границах, а также обязательства сторон по выполнению этого договора. Заключение указанных договоров может быть связано с необходимостью обеспечения социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на данной территории, и всех граждан Российской Федерации (статья 15 Закона о недрах).

Расходы, которые несет налогоплательщик (недропользователь) во исполнение обязательств, вытекающих из договоров пользования участком недр, заключаемых с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и (или) родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов, относятся к расходам на освоение природных ресурсов и включаются в состав прочих расходов в порядке, определенном абзацем пятым пункта 1 и пунктом 2 статьи 261 Кодекса, если их возможно квалифицировать в качестве расходов на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам недропользователем в процессе строительства и эксплуатации объектов, на переселение и выплату компенсаций за снос жилья в процессе разработки месторождений.

Названные расходы признаются для целей налогообложения с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в которых завершены работы (этапы работ), и включаются в состав расходов равномерно в течение пяти лет, но не более срока эксплуатации (пункт 2 статьи 261 Кодекса).

Если целевое назначение отчислений на социально-экономическое развитие по договору (лицензионному соглашению) не связано с компенсацией ущерба, наносимого природным ресурсам, то такие расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок (пункт 1 статьи 272 Кодекса).

В данном случае, лицензионными соглашениями предусмотрена выплата отчислений на социально-экономическое развитие округа с 2001 года по 2019 год.

Суммы денежных средств, установленные в лицензионных соглашениях, подлежали включению в состав расходов в отчетные (налоговые) периоды, в которых возникла обязанность по их уплате, либо в течение пяти лет, но не более срока эксплуатации месторождения.

Квалификация судами отчислений на социально-экономическое развитие округа в качестве иных обязательных платежей, предусмотренных подпунктом 1 пункта 7 статьи 272 Кодекса, является ошибочной.

Система платежей за пользование недрами установлена разделом V Закона о недрах (разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, сбор за участие в конкурсе (аукционе), регулярные платежи за пользование недрами).

Платежи, аналогичные отчислениям на социально-экономическое развитие округа, в указанном разделе Закона о недрах отсутствуют.

Также ошибочна квалификация отчислений на социально-экономическое развитие округа, подлежащих уплате администрации округа, в качестве убытков прошлых налоговых периодов, выявленных в текущем отчетном (налоговом) периоде (подпункт 1 пункта 2 статьи 265 Кодекса).

Убытком является отрицательная разница между доходами и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном главой 25 Кодекса (пункт 8 статьи 274 Кодекса). Перенос названных убытков на будущее осуществляется в порядке, установленном статьей 283 Кодекса: налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за периодом, в котором получен убыток.

В материалах дела отсутствуют данные о том, что общество "Северная нефть" до реорганизации путем слияния с обществом "Роснефть" понесла убытки, признаваемые для целей налогообложения, в сумме 783 673 195 рублей.

Реорганизация, осуществленная путем присоединения одного юридического лица к другому юридическому лицу, не освобождает правопреемника от исполнения обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица (пункты 1, 2, 5 статьи 50 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 54 Кодекса налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибок.

В данном случае искажение налоговой базы в периоды, относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, предшествовавшим 2006 году, допущено обществом "Северная нефть". В бухгалтерском учете общества "Северная нефть" должна была числиться задолженность перед администрацией округа, образовавшаяся в результате нарушения условий лицензионных соглашений.

Обществу "Роснефть" после выяснения этих обстоятельств (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.09.2006 N 856/06) следовало произвести перерасчет налоговых обязательств в периодах совершения обществом "Северная нефть" ошибок.

Сумма присужденной неустойки отнесена обществом "Роснефть" к внереализационным расходам 2006 года, что признано инспекцией правомерным (подпункт 13 пункта 1 статьи 265 и подпункт 8 пункта 7 статьи 272 Кодекса).

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

1) передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А40-99335/10-140-481 Арбитражного суда города Москвы для пересмотра в порядке надзора решения от 05.03.2011, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 18.11.2011;

2) направить копии определения, заявления и прилагаемых к нему документов лицам, участвующим в деле;

3) предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора до 1 июня 2012 года.

Председательствующий судья

______________

В.М.Тумаркин

Судья

______________

Е.Н. Зарубина

Судья

______________

М.Г. Зорина

Номер документа: А40-99335/10-140-481
ВАС-2449/12
Принявший орган: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
Дата принятия: 27 апреля 2012

Поиск в тексте