• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 апреля 2012 года Дело N ВАС-4134/12

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Куликовой В.Б., судей Борисовой Е.Е., Медведевой А.М. рассмотрела в судебном заседании заявление Муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия), г. Ленск о пересмотре в порядке надзора решения от 26.08.2011 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-1359/11, постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03.02.2012 по тому же делу по иску Государственного унитарного предприятия "Дирекция единого заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленского улуса", г. Якутск (далее - ГУП "ДЕЗ по ЖКХ Ленского улуса"; предприятие) к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия), г. Якутск и к Муниципальному образованию "Ленский район" Республики Саха (Якутия) о признании права хозяйственного ведения на 14 указанных истцом объектов недвижимого имущества.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия).

Суд установил:

решением первой инстанции Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26.08.2011 иск удовлетворен частично в отношении 10 указанных судом объектов недвижимости, в остальной части иска отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2011 решение суда от 26.08.2011 в части удовлетворения иска было отменено и в этой части иска отказано.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 03.02.2012 отменил постановление апелляционного суда от 18.11.2011 и оставил в силе решение суда от 26.08.2011.

Обжалуя судебные акты, принятые судами первой и кассационной инстанций, Муниципальное образование "Ленский район" Республики Саха (Якутия) (далее - муниципальное образование) полагает, что названными судами нарушены нормы материального и процессуального права. Заявитель указывает на то, что спорные объекты предприятию при его создании на праве хозяйственного ведения не передавались, и такое право за ним в установленном порядке не регистрировалось. Заявитель приводит и иные доводы и просит в порядке надзора отменить оспариваемые судебные акты как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Изучив принятые по делу судебные акты и доводы заявителя, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к заключению о том, что дело не подлежит передаче на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьёй 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что на основании постановления органа местной власти - Администрации Ленского улуса от 12.11.1998 N 11-23 на базе Управления жилищно-коммунального хозяйства было образовано и зарегистрировано муниципальное унитарное предприятию "Дирекция единого заказчика", и при создании этого предприятия ему учредитель передан спорные объекты на праве хозяйственного ведения, что следовало из пункта 5.1 Устава предприятия. Право хозяйственного ведения предприятия на переданное ему имущество возникло в силу закона - пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и являлось юридически действительным при отсутствии государственной регистрации, так как на территории Ленского района органы государственной регистрации были образованы только 09.09.1999.

В последующем на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) от 21.09.2001 N 841 была зарегистрирована новая редакция Устава предприятия, в результате чего оно было переименовано в государственное унитарное предприятие "Дирекция единого заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленского улуса". В пункте 3.1 новой редакции Устава предприятия указывалось на то, что имущество предприятия находится в государственной собственности Республики Саха (Якутия), и подтверждалось то, что имущество предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения.

В дальнейшем, в связи с образованием в Республике Саха (Якутия) органов муниципального образования "Ленский район", Правительством Республики Саха (Якутия) было издано постановление от 24.04.2003 N 253 "О безвозмездной передаче объектов государственной собственности Республики Саха (Якутия) в муниципальную собственность муниципальному образованию "Ленский район" (далее - постановление N 253).

Во исполнение постановления N 253 между Министерством имущественных отношений Республики Саха (Якутия) и муниципальным образованием "Ленский район" был подписан договор от 08.06.2003 N 102 "О безвозмездной передаче объектов государственной собственности Республики Саха (Якутия) в муниципальную собственность муниципальному образованию "Ленский район".

По условиям данного договора Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) по передаточному акту от 24.04.2004 N 14/14 осуществило передачу муниципальному образованию "Ленский район" в муниципальную собственность государственных унитарных предприятий, в том числе и ГУП "ДЕЗ ЖКХ по Ленскому улусу", как имущественных комплексов, включающих все виды имущества, предназначенного для их деятельности, в том числе здания, сооружения, оборудование и иное имущество согласно статье 132 ГК РФ.

При разграничении полномочий между субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием имущество из владения предприятия не изымалось.

В соответствии с пунктом 1 статьи 300 ГК РФ и пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" при переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Заявленный иск о признании за предприятием права хозяйственного ведения на спорные объекты удовлетворён судом первой инстанции в отношении объектов, переданных предприятию при его создании, на которые зарегистрировано право муниципальной собственности и которыми предприятие фактически владеет. В части иска, касающегося тех объектов, в отношении которых истцом не доказано их наличие по указанным адресам, судом первой инстанции отказано.

Выводы суда первой и кассационной инстанций о принадлежности предприятию определённых объектов недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения основаны на установленных по делу обстоятельствах и нормах законодательства.

Доводам муниципального образования названными судами дана правовая оценка.

Ссылка заявителя на вступивший в законную силу судебный акт по другому делу N А58-4987/10 о взыскании долга по договорам аренды несостоятельна, так как в предмет по этому делу не входило требование о признании за предприятием права хозяйственного ведения на спорные объекты.

Анализ доводов, содержащихся в заявлении о пересмотре в порядке надзора оспариваемых судебных актов, показал, что в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные статьёй 304 АПК РФ, для передачи дела на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛ:

в передаче дела N А58-1359/11 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в Президиум( )Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения суда от 26.08.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03.02.2012 отказать.

Председательствующий судья

______________

В.Б.Куликова

Судья

______________

Е.Е. Борисова

Судья

______________

А.М. Медведева

Номер документа: А58-1359/11
ВАС-4134/12
Принявший орган: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
Дата принятия: 17 апреля 2012

Поиск в тексте