ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 апреля 2012 года Дело N ВАС-4250/12

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи В.В.Попова, судей Е.Е.Борисовой, Ю.В.Гросула рассмотрела в судебном заседании заявления территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области (г.Тула) от 06.03.2012 N ВК 71-18/471, государственного учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тульской области" (г.Тула) от 19.03.2012, открытого акционерного общества "Конструкторское бюро приборостроения" (г.Тула) от 15.03.2012 N 34-юр о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Тульской области от 13.07.2011 по делу N А68-1473/11 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26.12.2011 по тому же делу, принятых по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области (г.Тула, далее - территориальное управление) с иском к администрации города Тулы (г.Тула, далее - администрация), обществу с ограниченной ответственностью "Альфа-Виктория" (г.Тула, далее - общество), Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области (г.Тула, далее - министерство) о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 71:30040109:36, общей площадью 421 кв. метров, расположенного по адресу: город Тула, Красноармейский проспект, дом 17 а, заключенного 08.12.2009 между обществом и департаментом; признании зарегистрированного права собственности общества на нежилое здание (кафе), общей площадью 561,8 кв. метров, расположенное по адресу: г.Тула, Красноармейский проспект, д.17а, отсутствующим и об обязании общества освободить указанный земельный участок путем сноса здания (кафе).

Другие лица, участвующие в деле: третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - государственное учреждение "Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тульской области" (г.Тула, далее - учреждение), государственное унитарное предприятие "Конструкторское бюро приборостроения" (г.Тула, далее - предприятие).

Суд установил:

решением Арбитражного суда Тульской области от 13.07.2011 в иске отказано.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2011 решение от 13.07.2011 отменено, иск удовлетворен в части признания недействительным договора купли-продажи земельного участка от 08.12.2009 и применения последствий его недействительности в виде обязания министерства возвратить обществу 260 736 рублей 25 копеек, а также в части обязания общества освободить спорный земельный участок путем сноса здания кафе и передачи его министерству по акту.

В удовлетворении остальной части иска отказано. Произведена замена ответчика - Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - департамент) на его правопреемника - министерство.

Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26.12.2011 постановление от 25.10.2011 отменено, решение от 13.07.2011 оставлено в силе.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре судебных актов в порядке надзора, территориальное управление указывает на нарушение единообразия в толковании и применении судами норм права. Заявитель ссылается на нарушение порядка прекращения права постоянного (бессрочного) пользования предприятия на земельный участок с кадастровым номером 71:30:04 00 49:01, и считает необоснованными выводы судов о том, что спорное здание (кафе), право на которое оспаривается территориальным управлением, не является самовольной постройкой. Заявитель также полагает несостоятельными выводы суда кассационной инстанции о том, что территориальное управление, не являясь стороной по договору купли-продажи земельного участка от 08.12.2009, не может оспаривать спорную сделку, а также то, что двусторонней реституцией права истца не могут быть восстановлены.

Учреждение обратилось с заявлением о пересмотре судебных актов в порядке надзора, указывая на нарушение единообразия в толковании и применении судами норм права, неправильную оценку представленного в дело кадастрового паспорта от 08.10.2009, подтверждающего нахождение под зданием кафе защитного сооружения. Заявитель ссылается на отсутствие доказательств надлежащего согласования проектной документации при строительстве здания кафе.

Конструкторское бюро также обратилось с заявлением о пересмотре судебных актов в порядке надзора, указывая на нарушение единообразия в толковании и применении судами норм права, полагает, что предприятие не отказывалось в добровольном порядке от прав постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, поскольку указанный отказ был подписан неуполномоченным лицом.

Судами установлено, что на основании постановления главы администрации от 08.10.1992 N 639 государственному предприятию "Центральное конструкторское исследовательское бюро спортивно-охотничьего оружия" (далее - ГП ЦКИБ СОО) в постоянное (бессрочное) пользование был предоставлен земельный участок общей площадью 1,5 га, для закрепления фактически занимаемой территории лабораторного корпуса (без согласования границ).

Впоследствии ГП ЦКИБ СОО реорганизовано в форме присоединения к предприятию.

Постановлением главы администрации от 29.02.2000 N 200 утвержден проект границ земельного участка общей площадью 15 031 кв. метров, расположенного по адресу: город Тула, Красноармейский проспект, дом 17, используемого предприятием. Указанный земельный участок был закреплен за предприятием на праве постоянного (бессрочного) пользования.

31.07.2000 за предприятием было зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования вышеназванным земельным участком с кадастровым номером 71:30:040049:01 (свидетельство 71 НА N 102846). Указанный земельный участок был предназначен для эксплуатации 9-этажного административного здания филиала предприятия - Центрального конструкторского исследовательского бюро спортивно-охотничьего оружия (далее - филиал предприятия, филиал).

Согласно выписке из кадастрового плана земельного участка от 23.09.2003 N 302/03-6247 земельный участок с кадастровым номером 71:30:040049:01 в результате межевания, осуществленного на основании постановления главы администрации от 29.02.2000 N 200, поставлен на кадастровый учет под номером 71:30:010109:0012 и отнесен к категории земель поселений.

Письмом от 21.01.2004 N 1-14/а-204 заместителю губернатора - председателю Комитета по управлению государственным имуществом Тульской области (далее - комитет) заместителем начальника предприятия - директором филиала сообщено об отсутствии возражений против заключения договора аренды земельного участка с обществом для временного размещения магазина.

Письмом от 18.06.2004 N 1-14/а-1868 заместителем начальника предприятия - директором филиала также сообщено, что предприятие согласно отказаться в пользу общества от права постоянного (бессрочного) пользования частью земельного участка в размере 421 кв. метров в соответствии с согласованным проектом границ под устройство магазина.

Впоследствии проектная документация по предоставлению обществу земельного участка, была согласована с органами МЧС России Тульской области и Главархитектурой управы города Тулы.

Постановлением главы города Тулы от 11.10.2004 N 1671 были изменены границы земельного участка общей площадью 15 031 кв. метров с кадастровым номером 71:30:010109:0012, путем выдела из него части земельного участка площадью 421 кв. метров, а также утвержден проект границ сформированных земельных участков площадью 14 610 кв. метров и площадью 421 кв. метров.

Согласно пункту 3.1 постановления предприятию предписано осуществить межевание сформированного (измененного) земельного участка площадью 14 610 кв. метров, постановку его на государственный кадастровый учет, а также государственную регистрацию измененного права постоянного (бессрочного) пользования. Пунктом 3.2 постановления главы города Тулы от 11.10.2004 N 1671 обществу предписано провести межевание земельного участка площадью 421 кв. метров, поставить его на государственный кадастровый учет, заключить с комитетом договор аренды указанного земельного участка и осуществить государственную регистрацию договора.

На основании пунктов 2, 3.1, 3.2 постановления с обществом заключен договор аренды от 01.04.2005 N 05С0581 земельного участка площадью 421 кв. метров сроком на 5 лет.

Право постоянного (бессрочного) пользования предприятия на земельный участок с кадастровым номером 71:30:040109:0037 площадью 14 610 кв.м. 20.05.2005 зарегистрировано в ЕГРП.

08.10.2007 произведена регистрация права федеральной собственности на земельный участок общей площадью 14 610 кв. метров.

В период действия договора аренды от 01.04.2005 N 05С0581 главой администрации было издано постановление от 19.06.2008 N 2252, которым обществу на арендованном земельном участке было предварительно согласовано место размещения здания кафе.

Постановлением главы администрации города Тулы от 06.08.2008 N 2947 обществу в аренду на три года предоставлен земельный участок площадью 421 кв.м. с кадастровым номером 71:30:040109:0036 для строительства здания кафе.

Пунктом 2 постановления N 2947 предусмотрено, что для приобретения обществом права на строительство последнему необходимо заключить с комитетом договор аренды земельного участка, получить градостроительный план, обеспечить разработку проектной документации и получить разрешение на строительство.

Выполнение обществом указанных условий подтверждается договором аренды от 08.10.2008 N 08С2032, градостроительным планом земельного участка, утвержденным постановлением главы администрации города Тулы от 19.06.2008 N 2252 и разрешением на строительство от 20.11.2008 N 71-402/08.

01.10.2009 администрацией выдано разрешение N 71-074-09 на ввод в эксплуатацию двухэтажного здания кафе, на основании которого 09.10.2009 за обществом зарегистрировано право собственности (свидетельство от 09.10.2009 серии 71-АВ N 356192).

На основании изложенного общество 28.10.2009 обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - департамент) с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка площадью 421 кв.м.

Департаментом принято решение от 01.12.2009 N 1054 о предоставлении обществу в собственность земельного участка площадью 421 кв. метров с кадастровым номером 71:30:040109:36, а 08.12.2009 между департаментом (продавцом) и обществом (покупателем) заключен договор купли-продажи указанного земельного участка.

Земельный участок передан покупателю по акту приема-передачи от 08.12.2009, в счет оплаты по договору покупателю перечислено 260 736 рублей 25 копеек. Право собственности общества на земельный участок с кадастровым номером 71:30:040109:36 зарегистрировано в ЕГРП (свидетельство от 01.03.2010 серии 71-АГ N 077927).

Проверкой исполнения требований земельного законодательства, проведенной прокуратурой Советского района города Тулы совместно с территориальным управлением, установлено нахождение в подвале здания филиала предприятия по адресу: город Тула, Красноармейский проспект, дом 17, защитного сооружения гражданской обороны - убежища (противорадиационное укрытие) с аварийным выходом под зданием кафе "Пив Банк" (акт проверки от 18.02.2011). При этом, распоряжение земельным участком с кадастровым номером 71:30:04 0049:01 площадью 15 031 кв.м. произведено без ведома собственника в лице территориального управления.

Ссылаясь на то, что постановление главы города Тулы от 11.10.2004 N 1671 является незаконным и ущемляет права и законные интересы Российской Федерации, поскольку территориальное управление не извещалось о предстоящем строительстве здания кафе на земельном участке, под поверхностью которого расположен объект федеральной собственности, в связи с чем земельным участком распорядилось неуполномоченное лицо, а также указывая на то, что ни предприятие, как правообладатель, ни территориальное управление не обращались за проведением землеустроительных работ и постановке на кадастровый учет вновь образованных земельных участков площадью 14 610 кв.м. и 421 кв. метров, территориальное управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении требований в части признания отсутствующим зарегистрированного права собственности общества на нежилое здание кафе, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия нарушений прав истца наличием права собственности общества на указанное здание (пункт 52 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22).

Отказывая в удовлетворении требований в остальной части, суд первой инстанции указал на отсутствие оснований для применения к постановлению главы города Тулы от 11.10.2004 N 1671 положений статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, по причине пропуска истцом срока, установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд пришел к выводу о соблюдении органом местного самоуправления порядка предоставления земельного участка обществу для строительства здания кафе.

С учетом изложенного суд первой инстанции, руководствуясь статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания договора купли-продажи земельного участка от 08.12.2009 недействительным.

Отменяя решение суда в указанной части, и, удовлетворяя требования о признании недействительным договора от 08.12.2009 купли-продажи земельного участка, суд апелляционной инстанции посчитал постановление от 11.10.2004 N 1671 противоречащим положениям статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации, по причине отсутствия оснований для его принятия и не соблюдения порядка прекращения права постоянного (бессрочного) пользования предприятия на земельный участок площадью 15 031 кв. метров.

При этом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что администрация не является представителем собственника спорного земельного участка и не обладает полномочиями по его распоряжению, в связи с чем все действия, произведенные с земельным участком площадью 15 031 кв. метров, являются неправомерными.

Суд кассационной инстанции оставил в силе решение суда первой инстанции, по причине невозможности восстановления прав территориального управления путем признания указанной сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, поскольку территориальное управление не является стороной договора купли-продажи земельного участка от 08.12.2009.

Доводы территориального управления о том, что земельный участок площадью 421 кв. метров относится исключительно к федеральной собственности, поскольку под его поверхностью расположен объект гражданской обороны - убежище (противорадиационное укрытие) ранее уже являлись предметом рассмотрения суда кассационной инстанции и отклонены со ссылкой на конкретные обстоятельства дела.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, земельный участок, под которым расположен указанный запасной выход, не был включен в состав земельного участка площадью 421 кв. метров, приобретенного обществом по договору купли-продажи от 08.12.2009. Судами также установлено, что общество не создает препятствий в пользовании истцом указанным запасным выходом, поскольку он не находится в самом здании кафе и доступ в убежище возможен через запасной выход со стороны улицы.

Доводы территориального управления о нарушении порядка прекращения права постоянного бессрочного пользования предприятия, ранее уже являлись предметом рассмотрения судов первой и кассационной инстанций, и отклонены по причине их необоснованности. Судами первой и кассационной инстанции оценены и признаны правомерными обстоятельства, связанные с отказом предприятия от права постоянного бессрочного пользования и предоставлением спорного земельного участка под здания кафе. Оснований для переоценки выводов судов в указанной части не имеется, а сама переоценка установленных фактических обстоятельств дела не входит в полномочия надзорной инстанции.

Судами первой и кассационной инстанции также признаны необоснованными доводы о наличии у спорного объекта признаков самовольной постройки, поскольку задние кафе было возведено на переданном в аренду земельном участке и с получением необходимой разрешительной документации.

Доводы конструкторского бюро о нарушении порядка отказа от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, ранее уже являлись предметом рассмотрения суда кассационной инстанции и отклонены по причине их необоснованности.

Ссылки учреждения на отсутствие надлежащего согласования проектной документации здания кафе, не могут признаваться обоснованными, поскольку судами первой и кассационной инстанции установлена выдача в установленном порядке разрешения на строительство и передача земли в аренду.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не установлено.

Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сделала вывод об отсутствии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

в передаче дела N А68-1473/11 Арбитражного суда Тульской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Тульской области от 13.07.2011 по делу N А68-1473/11 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26.12.2011 по тому же делу отказать.

Председательствующий судья В.В.Попов

Судья Е.Е.Борисова

Судья Ю.В.Гросул