ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 апреля 2012 года Дело N ВАС-4308/12

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи В.В. Попова, судей Е.Е. Борисовой и Ю.В. Гросула рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Персей" (далее - ООО "Персей", Общество, г. Новосибирск) от 21.03.2012 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Новосибирской области от 27.07.2011 по делу NА45-6998/2011, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.01.2011 по тому же делу по иску ООО "Персей" о признании незаконными постановлений мэрии г. Новосибирска от 07.02.2011 N 1033 и N1041 об отказе ООО "Персей" в размещении объекта и обязании мэрии г. Новосибирска (далее - мэрия) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Персей" путем:

- обеспечения выбора земельного участка площадью около 0, 1 га в районе Советского шоссе г. Новосибирска для строительства складов и оформления акта о выборе указанного земельного участка;

- обеспечения выбора земельного участка площадью около 0,3 га в районе по ул. Бронный переулок, 18 в Кировском районе г. Новосибирска для строительства складов и оформления акта о выборе указанного земельного участка, просило признать незаконным отказ мэрии в предоставлении Обществу информации о причинах отказа в размещении объектов.

Суд установил:

решением суда первой инстанции от 27.07.2011, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 07.10.2011 и постановлением суда кассационной инстанции от 23.01.2012, в иске отказано.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре оспариваемых судебных актов в порядке надзора Общество указывает на нарушение единообразия в толковании и применении судомы норм права, существенное нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в результате неправильного применения арбитражными судами норм материального права.

Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора при наличии оснований, установленных статьей 304 АПК РФ.

Как следует из обжалуемых судебных актов, Общество обратилось в мэрию с заявлением от 18.11.2010 с просьбой принять решение о выборе для земельных участков и предварительном согласовании места размещения объекта: площадью около 1 га в районе Советского шоссе на территории согласно приложенной схемы для строительства складов, площадью около 0,3 га по ул. Бронный переулок, д. 18 на территории согласно приложенной схемы для строительства склада.

Мэрия 16.12.2010 рассмотрев на комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска отказала в выборе земельных участков (протокол заседания комиссии N 302 пунктов 8, 9). Решение комиссии зафиксировано в постановлениях мэрии об отказе в размещении объекта от 07.02.2011 N1033 и N1041.

ООО "Персей" обратилось с жалобой на отсутствие причин отказа Обществу в выборе земельных участков и с просьбой сообщить указанные причины. Письмом от 22.03.2011 Мэрия г. Новосибирска сообщила, что законодательно не установлена обязанность органа местного самоуправления при утверждении решения об отказе в размещении объекта приводить его обоснование.

Полагая, что постановления об отказе в предоставлении земельных участков и об отказе сообщения причин отказа не соответствуют требованиям законодательства, Общество обратилось в суд с требованием о признании их незаконными.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В силу статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, согласно статье 31 ЗК РФ обращается в орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Выбор земельного участка осуществляется на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования (часть 2 статьи 31 ЗК РФ).

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Завершается первый этап процедуры предоставления земельных участков, предусмотренной пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ, принятием уполномоченным органом исполнительной власти или местного самоуправления решения об утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта либо решения об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).

Учитывая указанные нормы, суды разъяснили, что в процессе выбора земельного участка орган местного самоуправления на основе анализа документов государственного кадастра недвижимости, землеустроительной документации, информации о разрешенном использовании земельных участков, рассматривает вопрос о принципиальной возможности строительства на испрашиваемом заявителем земельном участке, и лишь при положительном решении данного вопроса проводит мероприятия по выбору этого участка: определяет, соответствуют ли экологические, градостроительные и иных условия использования соответствующей территории назначению и строительным характеристикам объекта, возведение которого планируется заявителем на испрашиваемом им земельном участке. В случае же отрицательного ответа на вопрос о возможности строительства на данном участке совершение органом местного самоуправления последующих действий является нецелесообразным.

Выбор земельного участка возможен только при отсутствии к тому препятствий.

Судами было установлено, что запрашиваемые Обществом земельные участки необходимы для строительства объектов инженерной инфраструктуры городского значения, что свидетельствует о наличии препятствий для выбора земельных участков и их представления для размещения объектов.

При этом суды разъяснили, что испрашиваемые земельные участки предназначены для муниципальных нужд, а постановлением мэрии города Новосибирска от 14.03.2011 N 2098 "О резервировании земель по пер. 18-му Бронному в Кировском районе для муниципальных нужд города Новосибирска" данная территория зарезервирована до 01.02.2018 для муниципальных нужд города Новосибирска земли площадью 4804 кв. м в границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства местного значения - объекта водоснабжения местного значения по указанному выше адресу.

Ввиду изложенного суды пришли к выводу об отсутствии возможности предоставления спорных земельных участков, указав, что запрашиваемые обществом земельные участки необходимы для строительства объектов инженерной инфраструктуры городского значения, что свидетельствует о наличии препятствий для выбора земельных участков и их предоставления для размещения объектов.

Судом установлено, что доводы, приведенные в заявлении о пересмотре дела в порядке надзора, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, и в силу статьи 304 АПК РФ не являются основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу.

Руководствуясь статьями 299, 301, 304 АПК РФ, Суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

в передаче дела N А45-6998/2011 Арбитражного суда Новосибирской области в Президиум( )Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 27.07.2011, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.01.2011 отказать.

Председательствующий судья

В.В.Попов

Судья

Е.Е.Борисова

Судья

Ю.В.Гросул