ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 апреля 2012 года Дело N ВАС-4322/12

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи О.М.Козырь, судей Г.Д.Пауля, Г.Г.Поповой рассмотрела в судебном заседании заявление Агентства по имуществу Калининградской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Калининградской области от 20.05.2011 по делу N А21-1660/2011, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.12.2011 по тому же делу по иску Агентства по имуществу Калининградской области (далее - агентство) к обществу с ограниченной ответственностью "Золотые ключи" (далее - общество), уточненному в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об образовании путем раздела земельного участка площадью 354 900 кв.м с кадастровым номером 39:05:051101:0194, расположенного по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район, севернее пос. Сокольники, земельных участков площадью 15 130 кв.м, 319 928 кв.м и 19 842 кв.м в границах согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненной федеральным государственным унитарным предприятием "Балт АГП".

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: открытое акционерное общество "Банк "Санкт-Петербург", государственное учреждение Калининградской области "Управление дорожного хозяйства Калининградской области", федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Калининградской области.

Суд установил:

Решением Арбитражного суда Калининградской области от 20.05.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 12.12.2011 оставил судебные акты судов нижестоящих инстанций без изменения.

Не согласившись с судебными актами, принятыми по делу, агентство обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре указанных актов в порядке надзора. Агентство указывает на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, на неправильное применение арбитражными судами норм материального права.

Судами установлено, что в связи со строительством автомобильной дороги от подъезда к городу Светлогорску до подъезда к городу Зеленоградску - IV очереди строительства кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны - правительство Калининградской области приняло постановление от 24.12.2009 N 808 "Об изъятии земельных участков для государственных нужд Калининградской области".

Согласно данному постановлению подлежит изъятию путем выкупа принадлежащий обществу на праве собственности земельный участок площадью 354 900 кв.м с кадастровым номером 39:05:051101:0194, расположенный по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район, севернее пос. Сокольники.

На основании данного постановления в Единый государственный реестр права на недвижимое имущество и сделок с ним 13.04.2010 внесена запись об изъятии этого участка для государственных нужд.

Постановление N 808 не оспорено и не отменено.

Ссылаясь на то, что согласно утвержденному проекту строительства названной автомобильной дороги потребуется использовать не весь указанный земельный участок, а только его части (площадью 0,516 га - временно на период строительства, площадью 1,3975 га - непосредственно под автомобильную дорогу), агентство обратилось к обществу с просьбой дать согласие на раздел земельного участка с кадастровым номером 39:05:051101:0194, формирование новых участков, постановку на кадастровый учет, перерегистрацию права собственности на них с целью последующего предоставления одного из участков в аренду на период строительства дороги, а второго участка, по которому будет проходить дорога, - с целью выкупа для государственных нужд.

Не получив согласия общества на раздел земельного участка, агентство обратилось с настоящим иском в арбитражный суд, ссылаясь на следующие обстоятельства: поскольку для государственных нужд необходима только часть спорного участка, выкупать весь участок нецелесообразно; в связи с тем, что общество отказалось дать согласие на раздел этого участка, в силу пункта 6 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков может быть осуществлено в обязательном порядке на основании решения суда независимо от согласия собственников участков, из которых при разделе образуются земельные участки.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.

В силу пункта 6 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Постановлением правительства Калининградской области от 24.12.2009 N 808 принято решение об изъятии путем выкупа всего принадлежащего обществу земельного участка с кадастровым номером 39:05:051101:0194 в целях строительства автомобильной дороги. Решение об изъятии зарегистрировано в качестве обременения земельного участка.

Агентство не представило доказательств того, что для строительства автомобильной дороги необходимо изъятие только части земельного участка общества и какой именно его части, не обосновало ни площадь участка, необходимого для строительства дороги, ни площадь участка, необходимого для обслуживания дороги.

В соответствии с частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, являются:

1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;

2) нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;

3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.

Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Доводы агентства, изложенные в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств и не являются основанием для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра принятых по нему судебных актов в порядке надзора.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

ОПРЕДЕЛИЛ

в передаче дела N А21-1660/2011 Арбитражного суда Калининградской области в Президиум( )Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 20.05.2011, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.12.2011 по тому же делу отказать.

Председательствующий судья

______________

О.М.Козырь

Судья

______________

Г.Д.Пауль

Судья

______________

Г.Г.Попова