• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 октября 2012 года Дело N ВАС-11511/12

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Юхнея М.Ф., судей Гвоздилиной О.Ю., Кирюшиной В.Г., рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "ПРОДО Менеджмент" о пересмотре в порядке надзора определения Арбитражного суда города Москвы от 16.03.2012, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 27.07.2012 по делу N А40-28058/12-106-133,

УСТАНОВИЛА:

Общество с ограниченной ответственностью "ПРОДО Менеджмент" (Москва; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Префектуры Центрального административного округа города Москвы (далее - административная комиссия, государственный орган) от 03.02.2012 N 3 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 2.2 Закон города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП г.Москвы), в виде наложения штрафа в размере 30.000 рублей.

Определением Арбитражного суда города Москвы от 16.03.2012 производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью данного спора арбитражному суду.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2012 определение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 27.07.2012 определение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора общество просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.

Рассмотрев заявление общества и представленные документы, изучив материалы указанного дела, коллегия судей усматривает наличие оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, административной комиссией проведена проверка, в ходе которой установлено, что в период с декабря 2008 года по ноябрь 2011 общество не выполнило обязанность по созданию (выделению) квотируемых рабочих мест в количестве 2% от среднесписочной численности работников, в результате чего были нарушены положения статей 2-4 Закона города Москвы от 22.12.2004 N 90 "О квотировании рабочих мест" (далее - Закон г.Москвы "О квотировании рабочих мест"), пунктов 2.6, 2.7 Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 N 742-ПП "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве, Положения о Территориальной комиссии по квотировании рабочих мест в городе Москве, Положения о Городской комиссии по квотировании рабочих мест в городе Москве".

В связи с выявленными нарушениями государственным органом вынесено постановление от 03.02.2012 N 3 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 2.2 КоАП г.Москвы, в виде наложения штрафа в размере 30 000 рублей.

Арбитражный суд города Москвы, прекращая производство по делу, исходил из неподведомственности данного спора арбитражному суду, указав что общество привлечено к ответственности как субъект трудовых правоотношений, а не как хозяйствующий субъект, нарушивший законодательство Российской Федерации в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Суд первой инстанции также сделал вывод, что обязанность по трудоустройству социально незащищенной категории граждан не связана с осуществлением обществом предпринимательской либо иной экономической деятельности.

Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с выводами суда первой инстанции.

Между тем, по мнению коллегии судей, суды не учли следующее.

Согласно части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" подведомственность арбитражным судам дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности определена частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, согласно которой постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

При этом упомянутые постановления могут быть обжалованы в арбитражный суд в случае, если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем совершено административное правонарушение, связанное с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 2 Закона г.Москвы "О квотировании рабочих мест" организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, организуют в городе Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств.

В силу части 2 статьи 4 помянутого Закона указанные организации в соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и категорий молодежи, указанных в данном Законе.

Порядок установления этой квоты предусмотрен статьей 3 Закона г.Москвы "О квотировании рабочих мест".

Согласно статье 5 этого Закона и статьи 2.2 КоАП г. Москвы за невыполнение обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест наступает административная ответственность.

Как следует из постановления государственного органа о привлечении к административной ответственности, обществом нарушены положения Закона г.Москвы "О квотировании рабочих мест" в части невыполнения обязанности по организации квотируемых рабочих мест для инвалидов.

Следовательно, в данном случае, общество привлечено к административной ответственности за действия, не связанные с нарушением трудового законодательства.

Учитывая изложенное, и принимая во внимание субъектный состав участников и характер возникших правоотношений, данный спор подведомствен арбитражному суду.

При таких обстоятельствах коллегия судей полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат пересмотру в порядке надзора в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как противоречащие закону и нарушающие единообразие в толковании и применении судами норм права.

Руководствуясь частью 4 статьи 299, статьями 300 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А40-28058/12-106-133 Арбитражного суда города Москвы для пересмотра в порядке надзора определения Арбитражного суда города Москвы от 16.03.2012, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 27.07.2012 по данному делу.

2. Направить копии определения и заявления лицам, участвующим в деле.

3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзывы на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора до 26 ноября 2012 года.

Председательствующий судья

М.Ф. Юхней

Судья

О.Ю. Гвоздилина

Судья

В.Г. Кирюшина

Номер документа: ВАС-11511/12
А40-28058/12-106-133
Принявший орган: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
Дата принятия: 19 октября 2012

Поиск в тексте