ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 июня 2013 года Дело N ВАС-7335/13

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Прониной М.В., Харчиковой Н.П. рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Приморского края от 10.10.2012 по делу N А51-13185/2012, постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.04.2013 по тому же делу по иску администрации г.Владивостока (далее - администрация) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 13 950 821 рубля 40 копеек расходов, возникших в связи с предоставлением на основании решений Ленинского районного суда г.Владивостока, а также мировых соглашений жилых помещений участковым уполномоченным милиции.

Суд установил: решением Арбитражного суда Приморского края от 10.10.2012 исковое требование удовлетворено.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 01.04.2013 названные судебные акты оставил без изменения.

В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин России просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Из представленных материалов следует, что на основании вступивших в законную силу решений Ленинского районного суда г. Владивостока от 03.06.2010, от 27.08.2010, от 14.10.2010, от 05.11.2009, от 29.07.2009, от 31.03.2010 и мирового соглашения, утвержденного определением Ленинского районного суда г. Владивостока от 06.06.2011, администрация г. Владивостока постановлениями от 22.11.2011 N 2849, от 16.08.2011 N 2285, от 02.11.2011 N 2759, от 19.07.2011 N 1905, от 16.08.2011 N 2280, от 26.05.2011 N 1190 предоставила указанным в данных судебных актах гражданам - участковым уполномоченным милиции соответствующие жилые помещения, являющиеся собственностью Владивостокского городского округа.

Администрацией в отношении данных жилых помещений заключены договоры социального найма от 01.12.2011 N 1725, от 07.09.2011 N 1121, от 16.12.2011 N 1580, от 03.08.2011 N 1004, от 21.10.2011 N 1461, от 16.06.2011 N 689.

Полагая, что расходы, связанные с предоставлением участковым уполномоченным милиции жилых помещений, расположенных в г. Владивостоке по адресам: ул. Дальзаводская, д. 27, кв.70; ул. Пологая, д. 18, кв.6; просп. 100-летия Владивостока, д. 30в, кв.9; ул. Чапаева, д. 12, кв.628; ул. Сахалинская, д. 56, кв.640; пос. Парис, д. 28, кв.35, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно статье 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон о милиции), утратившим силу и действовавшим в период возникновения спорных правоотношений, сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

Законом Российской Федерации "О милиции" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений участковым уполномоченным милиции.

При этом с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 15.02.2005 N 58-О, финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, должно осуществляться лишь за счет представляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Положения статьи 30 Закона о милиции в ее конституционно - правовом смысле в действующей системе правового регулирования означают установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить участковым уполномоченным милиции жилую площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникшие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.

При этом законодатель, обязав органы местного самоуправления обеспечить участковых уполномоченных милиции квартирами, не указал источник их финансирования.

Учитывая, что льготы по предоставлению жилой площади сотрудникам милиции предусмотрены федеральным законодательством, а также то, что порядок компенсации предоставленных льгот на федеральном уровне не установлен, суды пришли к выводу о том, что финансирование расходов по предоставлению жилых помещений должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.

Удовлетворяя исковое требование за счет казны Российской Федерации, суды руководствовались положениями Закона Российской Федерации "О милиции", определением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 58-О, статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм материального права судебными инстанциями не допущено.

Выводы судов соответствуют позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 N 2280/10.

Довод Минфина России о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежит отклонению. Обязанность Российской Федерации по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений определенным в Законе Российской Федерации "О милиции" лицам, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. По настоящему делу установлен факт противоправности действий (бездействия) Минфина России, выразившийся в неисполнении обязанностей по компенсации истцу затрат, связанных с предоставлением жилья участковому уполномоченному милиции.

По мнению заявителя, Министерство внутренних дел Российской Федерации является главным распорядителем бюджетных средств по отношению к сотрудникам милиции. Между тем в силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств бюджета несет ответственность за неисполнение государственных полномочий только в пределах средств, выделенных из федерального бюджета. Доказательств того, что Министерству внутренних дел Российской Федерации выделялись указанные средства, Минфином России не представлено.

Довод Минфина России о неподведомственности настоящего дела арбитражному суду подлежит отклонению. Требования истца о возмещении расходов основаны на нормах гражданского законодательства и Закона Российской Федерации "О милиции", поэтому в силу статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данный спор является подведомственным арбитражному суду (пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23).

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

в передаче дела N А51-13185/2012 Арбитражного суда Приморского края в Президиум( )Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 10.10.2012, постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.04.2013 по тому же делу отказать.

Председательствующий судья

______________

О.А.Козлова

Судья

______________

М.В.Пронина

Судья

______________

Н.П.Харчикова