ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 февраля 2011 года Дело N А73-10851/2010

г. Хабаровск Резолютивная часть постановления объявлена 2 февраля 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 4 февраля 2011 года. Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гричановской Е.В., судей: Михайловой А.И., Сапрыкиной Е.И. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О. при участии в судебном заседании: от заявителя: Драгомерецкого П.И., Овчаренко Д.А. от административного органа: представители не явились рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Комсомольской на Амуре межрайонной природоохранной прокуратуры на решение от 16.11.2010

по делу N А73-10851/2010 Арбитражного суда Хабаровского края дело рассматривал

судья Зверева А.В. по заявлению Комсомольской на Амуре межрайонной природоохранной прокуратуры

об оспаривании постановления Управления лесами Правительства Хабаровского края от 19.04.2010 N 80/5-10 о прекращении производства по делу об административном правонарушении

Комсомольская на Амуре межрайонная природоохранная прокуратура (далее - прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением об оспаривании постановления Управления лесами Правительства Хабаровского края (далее - Управление лесами, административный орган) от 19.04.2010 N 80/5-10 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), вынесенного в отношении КГАУ «Амгуньское лесное хозяйство» (далее - предприятие).

Решением суда от 16.11.2010 в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления отказано.

Не согласившись с решением суда, прокуратура обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, признать постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении КГАУ «Амгуньское лесное хозяйство» незаконным и отменить.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что лесопользователь КГАУ «Амгуньское лесное хозяйство» является надлежащим субъектом административного правонарушения по части 1 статьи 8.25 КоАП РФ и обязано нести ответственность, в том числе за действия подрядной организации.

В судебном заседании апелляционной инстанции представители прокуратуры поддержали доводы, изложенные в суде первой инстанции и апелляционной жалобе, настаивали на удовлетворении требований.

Административный орган в судебном заседании участие не принимал, извещен о дате и времени судебного разбирательства надлежаще, письменный отзыв на жалобу не представил.

Суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), рассмотрел дело в отсутствие не явившегося лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, Управление лесами правительства Хабаровского края (продавец) заключило Государственный контракт N ГК-01-4 от 14.01.2009 с КГУП «Амгуньское лесное хозяйство» (заказчик и исполнитель) на выполнение работ по защите, воспроизводству лесов на лесных участках Солнечного муниципального района Хабаровского края.

Лесные насаждения, находящиеся в квартале 333 деляна 2 (выдел 3) и в квартале 333 деляна 3 (выделы 7, 9) Горинского участкового лесничества Филиал «Горинское лесничество», по подписанным сторонами передаточным актам от 13.02.2009 N 2.2 и от 10.03.2009 N 2.7 переданы КГУП «Амгуньское лесничество».

В ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства 16.02.2010 прокуратурой установлено нарушение КГУП «Амгуньское лесное хозяйство» (после реорганизации - Краевое государственное автономное учреждение «Амгуньское лесное хозяйство») законодательства при заготовке древесины.

Так, в нарушение пункта 52 Правил заготовки древесины, утв. приказом МПР России от 16.07.2007 N 184 (далее - Правила заготовки древесины), проведение работ на деляне 2 (выдел 3) в квартале 333 не соответствует технологической карте на разработку данной деляны, так как на схеме технологической карты в северной части деляны отображен склад, который в действительности отсутствует. Кроме того, в натуре в центральной части деляны волока выходят на магистральный волок не перпендикулярно, как это отображено в технологической карте.

По результатам проверки Комсомольским-на-Амуре межрайонным природоохранным прокурором Богатским В.Н. 22.03.2010 в отношении КГАУ «Амгуньское лесное хозяйство» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ.

Постановление и материалы дела об административном правонарушении прокуратурой направлены в Управление лесами Правительства Хабаровского края для рассмотрения по существу.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении и.о. заместителя начальника управления - начальника отдела лесного контроля и надзора Управления лесами Правительства Хабаровского края Степановым К. Ю. вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 19.04.2010 N 80/5-10 в отношении КГАУ «Амгуньское лесное хозяйство».

Основанием для вынесения указанного постановления послужило отсутствие в действиях КГАУ «Амгуньское лесное хозяйство» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, поскольку фактически разработку деляны с нарушением Правил заготовки древесины производило ООО «Бук», с которым предприятие заключило договор на оказание услуг от 24.02.2009 N 11-У.

Считая постановление административного органа от 19.04.2010 N 80/5/10 о прекращении производства по делу об административном правонарушении незаконным, прокурор обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд, указав на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, исходил из соответствия оспариваемого постановления требованиям действующего законодательства Российской Федерации. При этом суд указал, что предприятие не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения.

Решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

Часть первая статьи 19 Лесного кодекса РФ закрепляет за органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий, указанных в статьях 81 - 84 Лесного кодекса, полномочия по проведению мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

Часть вторая указанной статьи устанавливает обязательность при размещении заказов на выполнении работ в рамках мероприятий по охране, воспроизводству и защите лесов осуществлять в соответствии с требованиями Федерального закона N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений (часть 3 статьи 19 Лесного кодекса РФ).

Как следует из пункта 2.2 Устава предметом деятельности КГАУ «Амгуньское лесное хозяйство» является восстановление, охрана и защита лесного фонда и других насаждений парков и скверов населенных пунктов населенных пунктов Хабаровского края и прилегающих территорий Дальнего Востока.

По условиям Государственного контракта N ГК-01-4 от 14.01.2009, заключенного по итогам открытого аукциона с Управлением лесами Правительства Хабаровского края (заказчик, продавец), КГАУ «Амгуньское лесное хозяйство» (исполнитель) обязуется выполнить работы по защите, воспроизводству лесов, проводимые на лесных участках Солнечного района Хабаровского края в Амгуньском лесничестве в соответствии с прилагаемым к настоящему Контракту Техническим заданием (Приложение N 1) и предоставить материалы о результатах проведенных работ.

Согласно пункту 1.2 одновременно с выполнением указанных работ, КГАУ «Амгуньское лесное хозяйство» покупает у продавца лесные насаждения с согласованным объемом заготовки.

Согласно пункту 5.3. и пункту 5.5. Государственного контракта N ГК-01-4 от 14.01.2009 организация и проведение работ по заготовке древесины должна осуществляться в соответствии с технологической картой разработки лесосеки; очистка лесосеки от порубочных остатков должна производиться допустимыми способами, одновременно с заготовкой, способ должен быть определен в технологической карте.

Пунктами 6.2. - 6.3 указанного Государственного контракта ответственность за нарушение лесного законодательства и за ущерб, причиненный лесам, возложена на исполнителя - КГАУ «Амгуньское лесное хозяйство».

Статьей 8.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил лесопользования.

В соответствии с частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ нарушение правил заготовки древесины влечет привлечение юридического лица к административной ответственности в виде наложения административного штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Пунктом 52 Правил заготовки древесины, утв. приказом МПР России от 16.07.2007 N 184, предусмотрено, что организация и проведение работ по заготовке древесины осуществляются в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, которая составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации.

С учетом изложенного, ответственность за нарушение правил лесопользования должен нести лесопользователь, которым в данном случае является КГАУ «Амгуньское лесное хозяйство» на основании Государственного контракта N ГК-01-4 от 14.01.2009.

При этом привлечение подрядной организации не освобождает лесопользователя как заказчика от административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.25КоАП РФ.

В связи с чем, вывод суда о том, что такую ответственность должен нести подрядчик - ООО «Бук», который фактически осуществлял работы на деляне 2 (выдел 3) Горинского участкового лесничества Филиал «Горинское лесничество» суд апелляционной инстанции считает ошибочным.

Также ошибочным является вывод суда о том, что не извещение прокурора о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, не может являться существенным нарушением и не влечет обязательности отмены постановления по делу об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 24.6 КоАП РФ Генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.

Прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении, участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела (пункт 1, 2 части 1 статьи 25.11 Кодекса).

В соответствии с частью 2 статьи 25.11 КоАП РФ прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.

Таким образом, не извещение прокурора о времени и месте рассмотрения возбужденного им дела о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, является существенным нарушением процессуальных требований, установленных Кодексом, которое ограничивает гарантированные законом права участников производства по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба заявлена обоснованно, оспариваемое постановление от 19.04.2010 N 80/5-10 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ в отношении КГАУ «Амгуньское лесное хозяйство» незаконно и подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16.11.2010 делу N А73-10851/2010 отменить.

Признать незаконным и отменить постановление Управления лесами Правительства Хабаровского края от 19.04.2010 N 80/5-10 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ в отношении КГАУ «Амгуньское лесное хозяйство».

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке.

     Председательствующий
Е.В.Гричановская
Судьи
А.И.Михайлова
Е.И.Сапрыкина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка