АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 09 февраля 2011 года Дело N А51-16836/2010

Резолютивная часть решения объявлена 02 февраля 2011 года. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи О.П. Хвалько, при ведении протокола судебного заседания секретарем И.А. Ковальчук, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Дудина Олега Владимировича к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края о признании незаконным бездействия и обязании принять решение о предоставлении в собственность земельного участка, при участии в заседании:

от заявителя - представитель Дубовик С.В. по доверенности от 07.09.2010, удостоверение N 1120 от 22.10.2003;

от Департамента - представитель Сулейманова А.Е. по доверенности N 29/03-20.22139 от 23.12.2010, удостоверение N 1124, установил:

Индивидуальный предприниматель Дудин Олег Владимирович (далее по тексту - «заявитель», «предприниматель») обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействие Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - «ответчик», «Департамент»), выраженное в непредоставлении индивидуальному предпринимателю Дудину Олегу Владимировичу в собственность за плату земельного участка площадью 177+/-5 кв. м, с кадастровым номером 25:28:020007:144 местоположение установлено относительно ориентира административное здание (лит. А), расположенного в границах участка, адрес г.Владивосток, Океанский проспект, д.75; земельного участка площадью 522+Л8 кв. м, с кадастровым номером 25:28:020007:145, находится примерно 0,01 м по направлению на запад от ориентира административное здание (лит. А), расположенного за пределами участка, адрес г.Владивосток, Океанский проспект, д.75; в аренду сроком на 25 лет земельного участка площадью 100+/-4 кв. м, с кадастровым номером 25:28:020007:146, находится примерно 0,01 м по направлению на север от ориентира административное здание (лит. А), расположенного за пределами участка, адрес г. Владивосток, Океанский проспект, д. 75 и обязании принять решение о предоставлении земельных участков в собственность и направить проекты договора купли-продажи земельных участков.

В судебном заседании предприниматель уточнил заявленные требования, просит признать незаконным бездействие Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, выраженное в непредоставлении индивидуальному предпринимателю Дудину Олегу Владимировичу в собственность за плату земельного участка площадью 177+/-5 кв. м, с кадастровым номером 25:28:020007:144 местоположение установлено относительно ориентира административное здание (лит. А), расположенного в границах участка, адрес г.Владивосток, Океанский проспект, д.75; признать незаконным отказ Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства оформленный письмом от 11.10.2010 N29/02-20-16489 в непредоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 522+/-8 кв. м, с кадастровым номером 25:28:020007:145, находится примерно 0,01 м по направлению на запад от ориентира административное здание (лит. А), расположенного за пределами участка, адрес г.Владивосток, Океанский проспект, д.75; в аренду сроком на 25 лет земельного участка площадью 100+/-4 кв. м, с кадастровым номером 25:28:020007:146, находится примерно 0,01 м по направлению на север от ориентира административное здание (лит. А), расположенного за пределами участка, адрес г.Владивосток, Океанский проспект, д.75 и обязать Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, принять решение о предоставлении индивидуальному предпринимателю Дудину Олегу Владимировичу в собственность за плату земельного участка площадью 177+/-5 кв. м, с кадастровым номером 25:28:020007:144 местоположение установлено относительно ориентира административное здание (лит. А), расположенного в границах участка, адрес г.Владивосток, Океанский проспект, д.75; земельного участка площадью 522+/-8 кв. м, с кадастровым номером 25:28:020007:145, находится примерно 0,01 м по направлению на запад от ориентира административное здание (лит. А), расположенного за пределами участка, адрес г.Владивосток, Океанский проспект, д.75; в аренду сроком на 25 лет земельного участка площадью 100+/-4 кв. м, с кадастровым номером 25:28:020007:146, находится примерно 0,01 м по направлению на север от ориентира административное здание (лит. А), расположенного за пределами участка, адрес г.Владивосток, Океанский проспект, д.75 и направить предпринимателю Дудину О.В. проекты договора купли-продажи земельных участков площадью 177 кв.м. и 522 кв.м., проект договора аренды земельного участка площадью 100 кв.м.

Заявитель в обоснование требований указал, что Департамент, в нарушение пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в месячный срок не принял решение о предоставлении земельных участков, чем нарушил права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности.

Предприниматель пояснил, что у Департамента не было оснований для отказа заявителю в предоставлении испрашиваемых земельных участков, поскольку орган местного самоуправления в соответствии с требованиями действующего законодательства определил площадь и местоположение земельных участков, необходимых предпринимателю для эксплуатации принадлежащего ему здания.

Кроме того, основание для отказа, указанное Департаментом в письме от 11.10.2010 в перечень случаев, установленных ст. 27 и 28 Земельного кодекса РФ, не отнесено.

По мнению заявителя, отказ Департамента нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности.

Департамент с заявленными требованиями не согласился, указал на то, что бездействие со стороны ответчика отсутствует, поскольку ответ предпринимателю был дан в установленные законом сроки, письмом от 11.10.2010.

Департамент указал, что предоставить земельные участки площадью 100 кв.м и 522 кв.м в собственность и в аренду для дальнейшей эксплуатации административного здания (лит.А) не представлялось возможным, поскольку объект недвижимого имущества, для эксплуатации которого испрашивается земельный участок согласно представленным кадастровым паспортам от 08.07.2010 N 25/00-18028, N25/00-18029 отсутствует, между тем, определенная заявителем цель использования земельных участков «эксплуатация здания», предполагает наличие объекта недвижимости (здания) непосредственно расположенного на земельном участке.

Кроме того, в соответствии с письмом Департамента Градостроительства Приморского края, согласно утвержденным Правилами землепользования и застройки Владивостокского городского округа, испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне Ж 3 (зона застройки многоэтажными жилыми домами), размещение административных зданий на данной территории не предусмотрено.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

ИП Дудину О.В. на праве собственности принадлежит административное здание лит.А, расположенное по адресу: г.Владивосток, Океанский пр-т, д. 75.

Распоряжением УГА администрации г. Владивостока от 30.04.2010 N 1276 заявителю утверждены схемы расположения земельных участков для дальнейшей эксплуатации административного здания: площадью 177 кв.м., 552 кв.м., 100 кв.м.

08 июля 2010 года участки поставлены на кадастровый учет и им присвоены кадастровые номера 25:28:020007:144, 25:28:020007:145, 25:28:020007:146.

Письмом вх. N 29-25627 от 27.09.2010 года предприниматель обратился к Департаменту с просьбой предоставить земельные участки площадью 177 кв.м. и 522 кв.м. в собственность за плату, земельный участок площадью 100 кв.м. в аренду сроком на 25 лет, приложив при этом все необходимые документы.

Письмом от 11.10.2010 N29/02-20-16489 Департамент отказал в предоставлении участка площадью 522 кв.м. в собственность и площадью 100 кв.м. в аренду по мотиву того, что принадлежащее предпринимателю здание непосредственно на данных участках не находится.

Исследовав материалы дела, проанализировав правомерность доводов и возражений сторон, суд полагает, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 1 ст. 198 АПК РФ предусмотрено, что организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением, в том числе и о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, при условии, что оспариваемые действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо незаконно создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, а также федеральными законами (часть 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно разъяснениям, данным в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», исключительное право на приватизацию земельных участков, согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках. Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, а также федеральными законами. Данное право является исключительным, то есть никто кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.

Данная позиция подтверждена определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 187-О.

По смыслу приведенных правовых норм собственники зданий, строений, сооружений - объектов недвижимости, являющихся таковыми в силу их прочной связи с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, обладают исключительным правом на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, занятых такими объектами и необходимых для их использования.

В соответствии с п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 28 ЗК).

В соответствии с пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Судом установлено, что заявитель при обращении к Департаменту с письменным заявлением о предоставлении в собственность и в аренду земельных участков представил все необходимые правоустанавливающие документы, в том числе оригиналы кадастровых паспортов на каждый земельный участок. Департамент был обязан принять решение о предоставлении спорных земельных участков заявителю в собственность за плату и аренду и осуществить подготовку проекта договора купли-продажи и аренды земельного участка и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующих договоров.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое заявителем по настоящему делу решение Департамента не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации.

Доводы департамента, изложенные в письме от 11.10.2010 N 29/02-20-16489 о невозможности предоставления испрашиваемых земельных участков, судом не принимаются.

Судом установлено, что объект недвижимости - административное здание общей площадью 346,70 кв.м. (лит.А), расположенное на одном из испрашиваемых земельных участков, принадлежит предпринимателю на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации 25-АА N 916499, имеющимся в материалах дела.

Ни нормы статьи 36 ЗК РФ, ни другие нормы действующего законодательства не ограничивают исключительное право собственника объекта недвижимости на приобретение права собственности в порядке статьи 36 ЗК РФ на земельный участок, на котором расположен такой объект.

В своем заявлении об отказе в предоставлении в собственность и в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:020007:145 и 25:28:020007:146 для дальнейшей эксплуатации объекта недвижимости площадью 346,70 кв.м. (лит.А), расположенного по адресу г. Владивосток, Океанский проспект, д. 75, Департамент в качестве причины невозможности предоставления в собственность и в аренду указывает на то, что объекты недвижимого имущества, для эксплуатации которых испрашиваются земельные участки, на данных земельных участках отсутствуют.

В соответствии с п. 1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Из содержания данной нормы следует, что права на земельный участок могут быть приобретены собственником здания также в пределах прилегающей к зданию территории, необходимой для обслуживания здания.

Тот факт, что на испрашиваемых земельных участках объекты недвижимости отсутствуют, не свидетельствует о невозможности предоставления предпринимателю фактически занимаемых им земельных участков для эксплуатации принадлежащего на праве собственности объекта недвижимости.

Довод Департамента о том, что цель использования испрашиваемых земельных участков «эксплуатация здания» была самостоятельно определена заявителем, не находит своего подтверждения документам, имеющимся в материалах дела.

Пункт 7 ст. 36 ЗК РФ устанавливает, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Из материалов дела следует, что Распоряжением N 1276 от 30.04.2010 Управления Градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, Океанский проспект, 75 для дальнейшей эксплуатации административного здания (лит.А), в том числе площадью 177 кв.м., 552 кв.м. и 100 кв.м. ИП Дудину О.В. были утверждены.

Таким образом, орган местного самоуправления в соответствии с требованиями действующего законодательства определил площадь и местоположение земельных участков, необходимых предпринимателю для эксплуатации принадлежащего ему здания.

В обоснование невозможности предоставления испрашиваемых земельных участков, Департамент сослался на письмо Департамента Градостроительства Приморского края от 17.01.2011 N 2-8/69, в соответствии с которым испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне Ж3 (зона застройки многоэтажными жилыми домами), которая определена для застройки жилыми домами высотой свыше 5-ти этажей, а также объектами социального и культурно бытового обслуживания населения, инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимыми для функционирования зоны, и размещение административных зданий на данной территории не предусмотрено.

Пунктом 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

В соответствии со ст. 25 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока N462 от 07.04.2010, в зоне застройки многоэтажными жилыми домами могут находиться, в том числе, объекты жилищных ремонтно-эксплуатационных служб и организаций, объекты розничной торговли, объекты общественного питания, объекты бытового обслуживания (при этом объекты указанных видов использования могут размещаться только на земельных участках, примыкающих к красным линиям улиц и дорог всех типов, являющихся территориями общего пользования).

В соответствии с приложением N 3 к распоряжению Управления Градостроительства и архитектуры от 30.04.2010 N 1276 земельный участок находится в красных линиях автодороги.

Таким образом, нахождение здания ИП Дудина О.В. в зоне Ж 3 не противоречит действующему законодательству.

Департамент также указал на то, что в приложении к Распоряжению УГА администрации г. Владивостока от 30.04.2010г. N 1276 (участок площадью 177 кв.м) красные линии не отражены.

Согласно пунктам 11 и 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты); территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Пунктом 3.22 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 1 сентября 2009 года N 390 определено, что участки общественных зданий, жилых и других зданий должны размещаться в пределах красных линий, установленных в проектах планировки, разработанных на основании генеральных планов и правил землепользования и застройки поселений.

СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утверждены Постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 года N 78 устанавливает, что площадь земельного участка для подобных зданий должна быть не более 0,11 га.

В материалах дела имеется письмо открытого акционерного общества «Приморская проектная контора» N 14 от 20.01.2011 в ответ на запрос предпринимателя, подтверждающее, что размер земельного участка, необходимого для эксплуатации административного здания (лит.А) общей площадью 346,7 кв.м. составляет - 0,11 га.

Совокупная площадь участков, испрашиваемых предпринимателем в собственность и в аренду, составляет 0,0799 га (799 кв.м.).

Заявитель также указал, что поскольку земельный участок площадью 177 кв.м. занят принадлежащим ИП Дудину О.В. административным зданием, иные лица (кроме самого заявителя) данным участком физически пользоваться не могут.

Согласно п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.